Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Морозко»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбачёва Галина Анатольевна

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе

Тема: «Морозко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozko.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе

Тема: «Морозко»

Программные задачи:

Познавательные:

Формировать представления об агрегатных состояниях воды

Продолжать знакомить детей  с методом «маленьких человечков» (элементы ТРИЗ).

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах льда

Продолжать освоение схемы  «превращения» и формирование действия «превращения»

Речевые:

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

Воспитательные:

Воспитывать умение работать сообща, делать логические выводы.

Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Ход ООД:

  1.  Мотивационно – ориентировочный этап

Приветствие «Здравствуй друг»

Дети стоят на ковре. Звучит загадочная музыка

Воспитатель: Ребята, хотели бы отправиться в сказочное путешествие, стать маленькими волшебниками и творить чудеса (ответы детей)

      2.  Поисковый этап

 Воспитатель: Но вот проблема, как стать волшебниками? Дети предлагают свои варианты превращения в волшебников (взять волшебную палочку, одеть одежду волшебников, сказать заклинание и т.д.)

Игра-перевоплощение (педагог предлагает вспомнить волшебное заклинание)

«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись» (дети «надевают мантию и цилиндр -  превращаются в волшебников» и становятся возле экрана проектора)

Воспитатель: Ребята, вот вы и превратились в волшебников. А что делают волшебники? (ответы детей). Да, они колдуют или превращают.

Педагог с детьми составляют план путешествия

План занятия:

Воспитатель: Ребята,  сегодня мы с вами:

- поупражняемся в «превращениях»;

- я вам прочитаю сказку.

Воспитатель: Итак, план готов, начинаем тренироваться в  «превращениях». Ребята, а быть волшебником – это хорошо или плохо?

ТРИЗ –игра «Хорошо-плохо» (ответы детей – хорошо быть волшебником  или плохо)

Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в волшебников и я предлагаю поупражняемся в превращениях. Я  буду называть предмет, а вы подумайте, во что он может превратиться. И давайте вспомним, чем мы обозначали схему превращения. (ответы детей). Да, правильно, стрелкой. Итак, внимание на экран.

Игра с презентацией « Пример превращения»

  • Царевна – лягушка – Василиса Прекрасная
  • Гусеница – бабочка
  • Семечко – цветок, дерево
  • Икринки – рыба, лягушка
  • Яйцо – цыплёнок, утёнок, гусёнок
  • Лед - вода

Воспитатель обращает внимание детей на «Дерево знаний», на котором изображена схема «Маленькие человечки» по ТРИЗ

 Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наше «Умное дерево». Там расположились какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, кто  эти человечки? (Ответы детей)

http://deduhova.ru/blog/wp-content/uploads/2016/09/otsm_2036.png

Воспитатель: Правильно, это действительно «маленькие человечки». Я хочу вам рассказать про них сказку. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным  глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают.

Воспитатель:  А какими бывают вещества? (ответы детей) Да, они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному. Я предлагаю вам посмотреть кино про этих маленьких человечков.

Просмотр видео «Три состояния вещества»

Воспитатель: Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах? (ответы детей) Да, они крепко держатся за руки.

Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (ответы детей). Они просто стоят рядом.

Воспитатель: А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? (Ответы детей).  В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Воспитатель: Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это дерево, стекло, земля, лёд, камень.

Воспитатель: А какие жидкости вы знаете?

Дети: Молоко, вода, бензин, нефть.

Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети: Туман, воздух, облака, газ, пар.

Воспитатель: Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких ? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как выглядит наша  планета из космоса?

Слайд – картинка из презентации «Земля из космоса» 

Воспитатель: Какого цвета она из космоса? (ответы детей). Да, она голубого цвета.

Воспитатель:  Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Воспитатель:  Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Физминутка « Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли «маленьких человечков»  и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга

2 часть

«Волшебная посылка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, посылка! От кого-же она? (читает). Она оказывается от Снежной Королевы. Но открыть мы её сможем, если вы отгадаете, что в ней находится.

ТРИЗ – игра «Данетки»  (дети задают вопросы воспитателю, воспитатель отвечает на них «да» или «нет», после того, как дети догадались, что лежит в посылке, воспитатель открывает посылку и достаёт из неё лёд)

Воспитатель: «Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим на подарок. Ну, конечно, что ещё могла прислать Снежная Королева – это кусочки льда.

Дети подходят к столу для экспериментирования

Проведение экспериментов со льдом (у детей на столах лежат кусочки льда в тарелочках)                       

Воспитатель:-  «Оказывается лед — волшебный, он умеет превращаться. Давайте проведем несколько опытов и посмотрим какой же лёд.

1 эксперимент « Лёд превращается в воду»                                       

 Воспитатель: Ребята, давайте подержим кусочек льда в руке.  Что произошло? (ответы детей).

Да, правильно, лёд превратился в воду. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки — и получается жидкость, вода.  Давайте нарисуем схему превращения льда в воду. Чем мы её обозначим? (ответы детей). Да правильно – стрелкой. ( дети рисуют схему – превращения льда в воду)               

2 эксперимент «Твёрдое – жидкое»

Воспитатель:-  Ребята, лед — какое  вещество? Давайте попробуем его палочкой? (ответы детей). Да, это твёрдое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки.

Вывод:

Дети: - Лёд – это твёрдое вещество, при нагревании он превращается в воду.

3 часть

Воспитатель загадывает детям загадки (стр.21)

Чтение сказки «Морозко» стр.21

Беседа:

- Горячее мы обозначаем красным кружочком, холодное – синим.

-кто поможет Иванушке?

-как решить эту сложную задачу

     4.  Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось быть волшебниками? Ребята, что мы сегодня узнали и какой вывод мы можем сделать после нашего путешествия? (ответы детей)

Дети: «Схему - превращения» можно нарисовать стрелкой. Все вещества в природе состоят из маленьких частичек, которые называются молекулами. В разных веществах эти частички ведут себя по – разному. Горячее мы обозначаем красным кружочком, холодное – синим.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Ребята, на следующих занятиях мы продолжим с вами эксперименты, я покажу вам другие схемы – превращения. А теперь нам пора возвращаться из страны сказок, вновь в детский сад.

Вокруг себя дружочек повернись,

И вновь в ребёнка превратись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Испарение»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История возникновения часов»

Время было всегда, и всегда оно бежит вперёд. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы — ...