Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, обычаями и традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы.
Тема: Светлое Христово Воскресение.
Задачи:
Познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение», с его историей, обычаями и обрядами.
Познакомить с православным преданием о пасхальном яйце как о символе Воскресения Христова и другими символами праздника.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умение видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества; познавательный интерес к народным обычаям.
Воспитывать уважение к православным традициям русского народа;
желание порадовать близких людей.
Материал и оборудование:
иллюстрации с изображением народных гуляний, пасхальных традиций; колокольный звон в аудиозаписи; разные колокольчики по количеству детей; горка для катания яиц, призы для детей; кулич, крашеные яйца на подставке, вышитая салфетка; на маленьком столе выставка пасхальных яиц, украшенных бисером, лентами, деревянных, фарфоровых, глиняных.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Ребенок: Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.
Раздается колокольный звон (Пасхальный Благовест в аудиозаписи).
Воспитатель: «Дети, как вы думаете, что это звучит?»
Дети: «Это праздничный колокольный звон».
Воспитатель: « А когда же он звучит? Как он называется?» (Ответы детей).
Воспитатель: «А вы знаете, что Пасхальный звон называют Благовест, потому что он несет Благую весть. Какие слова мы можем услышать в этом звоне? «Христос Воскрес - Воистину Воскрес!» А что значит Благую весть?
Дети: «Добрую, хорошую».
Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что в этот день, в праздник Святой Пасхи любой человек мог позвонить в колокола. Хоть мы и не в храме находимся, но у нас есть колокольчики. Мы тоже можем в них позвонить. Но сначала ребята расскажут нам стихи.
Первый ребенок:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Второй ребенок:
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон!
А теперь давайте устроим перезвон. Мы ни разу этого не делали, но мы поучимся. (Дети звонят в колокольчики, затем проходят и садятся на стулья, поставленные полукругом).
2. Основная часть.
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что такое праздник?»
Дети: «Это когда люди веселятся, танцуют, поют, в игры разные играют».
Воспитатель: « Хотите узнать, почему мы отмечаем этот праздник и откуда пришел обычай красить яйца?
Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре и один из самых главных великих двунадесятых праздников в православном церковном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Предание рассказывает, что Бог отец послал Иисуса Христа на Землю людям - научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес, то есть ожил. Пасха – Светлое Христово Воскресение, самый главный праздник для православных христиан. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост, который длится 7 недель. А последняя неделя перед праздником называется страстная седмица. В течении всей этой недели во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который по народному поверию, «даже ворона своих воронят в луже моет». В этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были». Но ещё в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскресе!», то есть христосоваться.
Этот обычай очень давний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для праздника Пасхи. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
Воспитатель: «Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хоровод, пели, плясали, затевали игры.
Лотошники носили яйца на лотках, кричали громко:
Яйца расписные,
крашеные, золотые.
Подходи, налетай, да друг друга угощай.
Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничные угощения. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. - Всю пасхальную неделю звучал колокольный звон. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.
Для гостей пекли много вкусного, накрывали красивые столы. Посмотрите, у нас тоже Пасхальный стол, давайте подойдём и рассмотрим. Что вы здесь видите?
Дети рассказывают.
Воспитатель: А чем же простой народ в старину яйца красил? Ведь в магазинах краска не продавалась? (Ответы детей).
А как происходит окрашивание яиц? Берется лук, с него снимается шелуха, кладется в кастрюльку, затем туда наливается вода, кипятится, затем туда кладутся яйца, а потом также аккуратно ложечкой вынимаются и кладутся на тарелочку.
В пасхальную ночь в церкви шли все, дома оставались только маленькие дети, да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Вернувшись из церкви, ранним утром люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Целое искусство создавали люди по раскрашиванию яиц.
- Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. А вот эти яйца сделаны из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, глины. Есть яйца, украшенные бисером и лентами.
В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.
А почему яйца красили в красный цвет? С крашеными яйцами на Пасху связана легенда: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. Однажды она пришла в город Рим к римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало менять цвет, порозовело, потемнело и окрасилось в красный цвет — цвет крови, которую пролил Христос за свой народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.
А мы сейчас познакомимся с игрой, в которую люди играли на Пасху. Называется она «Катание яиц».
Вот у нас горка из доски. Под горкой, на ровной площадке, разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко, и если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок. (Дети играют).
Весело было нам, много призов заработали. А теперь по старинному обычаю давайте обнимемся, поздравим друг друга с праздником и скажем «Христос Воскрес!»
3. Рефлексия.
- О каком главном православном празднике мы сегодня говорили? Что вы узнали нового об этом празднике? Что является символами Пасхи? Что больше всего вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»
Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»
Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».
Обоснования выбранной педагогической технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "8 Марта - Международный Женский день!"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе уточнения и расширения представлений о заботливом отношении к близким людям....
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "Спорт"
Создание условий для формирование у детей потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, желании заниматься спортом....