Познавательное развитие детей раннего возраста
материал по окружающему миру (младшая группа)
Познавательное развитие детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей раннего возраста
(2 – 3лет)
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
- познавательные возможности ребенка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребенка;
- формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребенка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщающее значение, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова – названия для обозначения величины, формы, цвета и функции (катится, стоит). Использование слов – названий развивает и углубляет восприятие различных качеств предметов.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, имеющее в этот период наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки, встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок открывает новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя в уме.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница», «Я – самолет», «Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Познавательная деятельность ребенка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.
Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую – то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов.
Предметная деятельность (третий год жизни)
Задачи:
- проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.;
- учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
- развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
- поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;
- собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
- составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
- закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
Сенсорное развитие
Задачи:
- учить различать четыре цвета спектра(красный, желтый, синий, зеленый), пять геометрических форм(круг, квадрат, прямоугольник, овал), три фигуры(куб, шар, призма), три градации величины(большой, поменьше, маленький);
- развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
- уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;
- различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);
- пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
- собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;
- группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.д.).
Знакомство с окружающим миром
Задачи:
- развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
- знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);
- продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
Окружающий мир включает в себя знания:
- о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);
- деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);
- предметах, действиях с ними и их назначения ( предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);
- живой природе: растительный мир ( деревья, травы, цветы, овощи, фрукты,), животный мир: домашние животные ( кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши ( котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные ( лиса, заяц, медведь, волк, белка), птицы ( воробей, ворона, голубь и т. д.);
- неживой природе: о воде в быту ( льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе ( бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
- явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).
Первоначальная культура мышления
Задачи:
- формировать наглядно – действенное мышление, способы решения практических задач с помощью различных орудий ( кубики, игрушки, предметы быта);
- развивать практическое экспериментирование;
- стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практических задач;
-развивать символическую функцию мышления в сюжетно – отобразительной игре.
Конструирование
Задачи:
Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:
- приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Конструирование из бумаги:
- показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);
- составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);
- использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.
Организация предметно – пространственной развивающей среды (в первой младшей группе) и деятельности по ее освоению
Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)
- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);
- лото, домино;
- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);
- картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
- иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
- матрешки трех- и четырехсоставные;
- сборно – разборные игрушки;
- напольная пирамидка (из 6-7 элементов);
- пособия на липучках;
- материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
- наборы разрезных картинок (2-4 части);
-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;
- коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
- емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
- ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
- набор шумовых коробочек;
- «Чудесные мешочки»;
- игры для интеллектуального и сенсорного развития;
- парные картинки;
- серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;
- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
-инструменты домашнего мастера;
- игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);
- «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка), назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
- мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);
- фланелеграф;
Виды и содержание деятельности детей.
Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.
Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.
Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.
Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.
Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Дидактические игры по ФЭМП: «Размещение вкладышей по форме и величине», «Сделаем бусы для куклы», «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы».
Театрализованные игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Карусели».
Центр воды и песка
-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п.), различные формочки, пипетки для окрашивания воды);
- набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.
Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает».
Игра – ситуация: «Плывут кораблики».
Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)
- камни, земля, глина, снег;
- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
- стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;
- формочки для изготовления цветных льдинок;
-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
- трубочки для продувания, просовывания;
- волшебный мешочек;
- мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.
Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).
Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
Центр природы
- дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
- оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);
- коллекции камней, ракушек, семян;
- игротека экологических развивающих игр;
- библиотека познавательной природоведческой литературы;
- картины – пейзажи по времени года;
- муляжи овощей и фруктов;
- календарь природы (погоды);
- материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);
- иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;
- иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;
- иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;
- наглядно – дидактические пособия « Времена года», « Родная природа», « В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц), серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».
Дидактические игры: «Что растет на огороде», «Овощной магазин», «Кто за елкой?», «Найди что покажу», «Найди что назову», «Угадай , что в руке», «Найди, о чем расскажу», «Чьи детки», «Угадай что съел».
Игры – ситуации: «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Вот поезд наш едет», «Капают сосульки».
Игры – инсценировки: «Что растет на грядке», «Листики в садочке».
Центр конструирования (конструктивной деятельности)
- конструкторы разного размера;
- фигурки людей и животных для обыгрывания;
- игрушки бытовой тематики;
- природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т. д.;
- крупные объемные геометрические формы;
- строительный материал из коробок разной величины;
- напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки;
- настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Игры – ситуации: «Стройка», «Лесенка для белочки», «Построим дом для мишки и зайчика», «Строим дом»;
Игры со строительным материалом:
- постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);
- постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);
- постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли: строитель, водитель, шофер, летчик, капитан. Основные игровые действия (строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста....
Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста на группе «Малютка» (с 1 года до 1,5 лет).
Вашему вниманию предлагается тематический план по познавательному развитию детей раннего возраста...
Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет
Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...
Совместная деятельность педагога и детей в ясельной группе по познавательному развитию детей раннего возраста. Тема: "Зоопарк"
Расширение знаний детей о диких животных, зоопарке. Закрепление знания о величине, форме, количестве, геометрических фигурах.Формирующие задачи:1. Формировать активный и пассивный словарь детей;2. Соз...