Проект "Верный друг"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Никулина Светлана Викторовна

С целью развития экологического сознания дошкольников и формирования осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности реализован данный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vernyy_drug.docx387.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» комбинированного вида

Секция: дошкольное образование

        «Верный друг»

          Познавательно – творческий проект

Подготовительная группа

Автор:  Никулина Светлана Викторовна – воспитатель первой квалификационной категории

р.п. Маслянино

2016 г.

Оглавление:                                                                                   стр.

1.Введение……………………………………………………………. 2

2. Основная часть……………………………………………………. 5

3. Заключение………………………………………………………… 8

4. Список литературы……………………………………………….. 9

5. Приложение………………………………………………………..10

Приложение №1 Перспективный план проекта «Верный друг»…..10

Приложение №2 Совместная детско-родительская продуктивная

                        деятельность «Будка для Жучки и Муркин дом»…12

Приложение №3 Сюжетно-ролевые и дидактические игры…………13

Приложение №4 Игровое занятие «О жучках и мурках»…………16

Приложение №5 Создание альбомов по проекту…………………….18

Приложение №6 Рассказы детей про домашних животных…………19

Приложение №7 Совместная художественно-продуктивная

                             деятельность детей………………………………….21

Приложение №8 Мини-музей «Наши друзья»……………………….23

  1. Введение.

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет, начинают помогать взрослым, заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами. Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям - переживать свои первые разочарования.

Актуальность:  Роль домашних животных в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Домашние животные учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость, по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Но с другой стороны, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин: прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок, удовлетворив свою любознательность, втягивает его в свою игру. А без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

          «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени определяется отношением к соседям по планете – животным. Чем цивилизованнее общество, тем больше понимание того, что человек на Земле не главный. Многое бы потерял человек в жизни, не будь в этом мире братьев наших меньших.

Поэтому, еще в дошкольном возрасте, детям необходимо прививать правила экологической культуры.

Цель: Развивать экологическое сознание дошкольников и сформировать осознанно правильное отношение к представителям животного мира через различные виды деятельности.

Задачи:
1. Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
2. Совершенствование знаний детей о безопасном поведении с животными.
3. Воспитание заботливого и ответственного отношения к домашним животным.

4.Формирование интереса к познавательной деятельности.
5. Развитие творчества, креативности, любознательности участников проекта.

Предполагаемый результат: 

Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о животном мире, рядом с которым они живут; знакомы с произведениями детской литературы о домашних животных, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Основная часть.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (01.02.2016 – 26.02.2016.)                           Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о братьях наших меньших, как о животных, которые живут вместе с нами, любят нас, и ждут любви и заботы от нас. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о кошках и собаках, их породах и повадках.

Первый этап - организационный. 

 На  этом этапе провели беседы с детьми и  анкетирование  родителей. В результате выявили, что   в общении   ребёнка с кошками и собаками  проблемой является незнание правил   этого   общения, недостаточно знаний   о характере поведения животных, как у детей, так и у их родителей. Что явилось мотивационной   основой для активного   участия   детей   и   взрослых   в   проекте, и нацелило нас на сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей.  

Реализация проекта проходит по перспективному планированию через различные виды деятельности во всех образовательных областях. (Приложение №1.)

Большое значение имеет предметно – развивающая среда группы. Мы  вместе с родителями решили собирать материал о кошках и собаках: фигурки, игрушки, открытки, поделки, рисунки, фотографии, книги и   всего того, что   касается кошек и собак.  Все родители откликнулись на этот призыв. Родители с большим желанием  выполняли творческие задания, изготавливали макеты жилищ кошки и собаки. (Приложение №2)

Дети и родители принимали участие в подборе иллюстраций и интересной информации по данной проблеме, загадок, примет, скороговорок  и т.д.

Второй этап - основной.

Реализация на данном этапе проекта предполагает организованную образовательную и разнообразную партнёрскую деятельность.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность детей и взрослых: составление фотоальбомов, рассказов о своем питомце, альбомов для рассматривания: «Мой друг», «Мы такие разные»,  дидактические игры: лото «Домашние животные», «Угадай-ка», «Собери картинку», «Что лишнее», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. (Приложение №3)      

Большую значимость для детей имеют беседы по темам: «Собака друг человека»,  «О Жучках и Мурках » «Мы должны беречь друг друга». (Приложение №4)

Помощь в формировании у детей представлений о животных, о взаимоотношениях людей и животных оказывает библиотека, собранная с помощью родителей. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о братьях наших меньших. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник  загадок, пословиц и поговорок о домашних питомцах». (Приложение №5)

В ситуациях общения на темы: «Моя дружная семья», «Верный друг» и другие, дети с удовольствием рассказывали о жизни их любимцев в  семье (Приложение №6).

Важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественно – эстетическое развитие. В  рисунках дети передают образ и повадки своих домашних животных и с большим старанием изготавливают поделки  для родителей. (Приложение №7)

Участие родителей в реализации проекта стало положительным примером для детей, привело к сплочению семей, к возникновению новых семейных традиций.

Третий этап – заключительный.

Как   результат   всей   деятельности  педагогов, детей   и родителей   -   создание   мини-музея  «Наши друзья» и презентация проекта «Верный друг». (Приложение №8)

3. Заключение.

Проект реализован   и показал свою эффективность в процессе повышения уровня познавательно - речевого развития детей.

Дети владеют знаниями об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных; знаниями о безопасном поведении с животными; владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи; проявляют  заботливое и ответственное отношение к домашним животным. 

Комплекс реализованных в рамках проекта совместных мероприятий с детьми и их родителями способствовал  укреплению детско-родительского сообщества  группы,  способствовал   вовлечению родителей  в  образовательный процесс.

Литература:

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. М. «Сфера» 2009г.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б. Безопасность. С-Пб. «ДЕТСТВО ПРЕСС»2002г.

Артюх А.В., Бабюк С.Б. Лучшие произведения для детей 5-6 лет. М. «ОНИКС» 2007г.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. «ВАКО» 2008г.

Гризик Т.И. Познаю мир. М. «Просвещение»2004г.

Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. В. «Корифей» 2010г.

Иванова О.Н., Короткова Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду.

Я. «Академия развития» 2008г.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти» 2005г.

Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Р-н-Д. «Феникс» 2007г.

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. С-Пб «КАРО» 2004г.

Шалаева Г.П. Удивительная кошка. М. «Эксмо» 2007г.

Шалаева Г.П. Домашние животные. М. «Эксмо» 2007г.

Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? М. « ГНОМ и Д»2009г.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/07/30/proekt-sobaki-i-koshki-nashi-sosedi

http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/8536-proekt-mir-domashnikh-zhivotnykh.html

http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4400-proekt-moj-laskovyj-i-nezhnyj-zver.html

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news2272.html

Приложение №1

Перспективный план проекта «Верный друг»

Сроки реализации проекта

Работа с родителями

Работа с детьми

Февраль

1 неделя

*Подбор художественной и познавательной литературы о собаках.

 *Консультация – информирование родителей о том, какую пользу приносят собаки в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия и воспитания ребенка.

*Чтение книг о собаках.

*Поделка «Собачка» (техника оригами).

*Оформление папки «Породы собак  и кошек».

*Изготовление трафаретов.

*Игровое занятие «Собака друг человека»

Февраль

2 неделя

*Изготовление с детьми работ (макет будки и Муркин дом)  

Цель: направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту.

*Подборка стихов, пословиц, загадок.

Цель: формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса.

*Чтение сказок о собаках и кошках.

*Оформление выставочной площадки «Верный друг».

*Конструирование из бумаги «Кошки разных пород».

*Д/И «Угадай-ка»

С/Р игра «Зоолечебница»

Февраль

3 неделя

*Совместно с детьми составление описательного рассказа о своем домашнем животном.

Цель: поддерживание устойчивого интереса детей и родителей к работе над проектом; расширение словарного запаса у детей.

*Чтение книг о кошках и собаках.

*Создание альбома «Мой друг»

*Работа в тетрадях, графические диктанты «Собаки».

*Изготовление открыток - «Будка для собаки»

*Д/И «Собери картинку»

*С/Р игра «Салон красоты»

Февраль

4 неделя

*Подборка фотографий для фотовыставки

Цель: привлечь родителей к оформлению фотовыставки

*Создание альбома «Загадки и пословицы».

*Лепка «Собака».

*Чтение книг .

*Рассказывание по  картине «Кошка с котятами»

*Конструирование из бумажных геометрических фигур собак.                *Д/И «Что лишнее»

Приложение №2

Совместная детско-родительская продуктивная деятельность «Будка для Жучки и Муркин дом»

                                                                             

                                             

Приложение №3

Сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель:- расширять знания детей о собаках разных пород и особенностях их внешнего вида.

-учить складывать целое изображение из отдельных частей.

-развивать сообразительность, внимание.

Правила игры: Ведущий раздает конверты с разрезными изображениями разных пород собак.

Дети должны собрать целостное изображение собаки и назвать ее породу.

Победителем считается тот, кто быстрее соберет картинку и правильно назовет породу собаки.

 

Сюжетно - ролевая игра: Салон «У Жу- Жу»

Цель: - раскрыть для детей смысл деятельности парикмахера животных.

- формировать умение творчески развивать сюжет игры.

- воспитывать уважение к профессии парикмахера.

Игровой материал: вывеска с названием салона, полочка для размещения атрибутов, наборы детских игрушек «Детский парикмахер», накидки для парикмахеров, тазы и полотенца для мытья собак, альбом причесок для собак «Это модно», касса.

Подготовка к игре: экскурсия в парикмахерскую, беседа о работе парикмахера собак, чтение произведений о работе парикмахера, изготовление альбома причесок для собак «Это модно», рассматривание иллюстраций на тему: «Собаки тоже хотят быть красивыми», изготовление атрибутов к игре.

Игровые роли: парикмахеры, маникюрщица, кассир, администратор, клиенты, уборщица.

Ход игры:

В начале игры, дети совместно с педагогом обсуждают сюжет игры и распределяют роли. Каждый участник игры оборудует свое игровое место необходимыми атрибутами.

Во время проведения первой игры роль парикмахера педагог берет на себя. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли.

В последующих играх педагог может взять на себя роль администратора, с целью оказания помощи в разрешении конфликтных ситуаций и обогащения сюжета игры.

По окончании игры педагогу необходимо обсудить все ошибки, допущенные как работниками салона, так и клиентами.

                                 

Приложение №4

Игровое занятие.

Тема: «О жучках и мурках»

Цели: - учить детей ответственному отношению к домашним животным.

- закреплять знания о том, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки.

- воспитывать отзывчивость, ответственность за прирученных животных.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.Дмитриева «Бездомная кошка»

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку…

- Я слышал, что вы тяжело заболели…

- Болела.

-Так значит лежали в постели?

- Лежала на улице много недель-

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном,

Нет места собакам и кошкам бездомным.

В.- Ребята, откуда берутся бездомные животные, не виноваты ли в этом люди? ( ответы детей)

В.- Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Зяблик»

Хотят на день рожденья

Мне подарить щенка.

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

В.- Ребята, как вы думаете, почему он так считает?

- Что значит «быть готовым иметь домашнее животное?» (ответы детей)

В.- Взять животное в дом - это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и тоже. Любовь к животным требует времени, терпения, труда, заботы и средств.

В.- Ребята, как нужно заботиться о животном, чтобы оно было здоровым, послушным, умным? (ответы детей)

В.- Как и где нужно выгуливать собаку, чтобы она не доставляла неудобств

другим людям? ( На собачьей площадке, в наморднике, на поводке.)

В.- Можно ли выпускать собаку на улицу одну: «Пусть погуляет?» почему?

(ответы детей)

В.- Собаку или кошку можно взять лишь тогда, когда ты уверен, что

сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям,

прохожим.

Нередко хозяину становится в тягость его обязанности.

И если он безжалостный человек, то перестает пускать животное в дом. По

вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и

очень несчастными.

Творческое задание: «Помоги собаке, кошке»

- Детям предлагаются игрушки кошки и собаки, и от имени животного

ребенок рассказывает о трудностях бездомной жизни.

В.- Бросая своих домашних животных, или унося их от дома, а значит  от

хозяина, глупых маленьких котят и щенят, бросая их на произвол судьбы,

человек поступает безответственно.

В заключение можно предложить детям рассказать о своих собаках и кошках, о том, как они заботятся о них. Можно попросить детей прочитать

стихи, спеть песенку, загадать загадки о домашних животных.

                                         

Приложение №5

Создание альбомов по проекту

   

   

Приложение №6

Рассказы детей про домашних животных

                                     

Рома К.: Жила-была кошка. Звали ее Мурка. И было у нее три котенка.

Они все были разные. Один рыжий, другой серый. А третий черно-белый. Рыжего котенка мы назвали Рыжиком. Он был веселый и всегда норовил стащить у бабушки клубочек. А Пушок любил молоко лакать из блюдца.  Сонька целыми днями спал, уткнувшись в мамин бок.

Мурка была заботливая мама: она следила за всеми котятами.

Степан Е.:  У меня дома живет голубой сибирский кот. Его зовут Кузя. Ночью всегда спит только со мной. Когда я просыпаюсь, он вместе со мной идет завтракать. Я ем бутерброд, а он  «вискас». Кузя любит со мной играть.

А еще я  люблю наблюдать, как он играет игрушкой от киндер-яйца.

Он очень любит смотреть в окно.

Мой Кузя домашний кот и я его очень люблю.

Анастасия Т.: Знакомьтесь – это мой друг. Ее зовут Люся. Люсе полтора годика. Она очень ласковая и спокойная кошечка. Люся очень любит,  когда ее держат на ручках и гладят. У нее шерстка трех цветов: черная, белая и рыжая.  Я очень люблю Люсю. Потому что она не умеет мяукать и я ее этому учу.

У Люси есть дочка Кнопка. Она еще маленькая и царапучая.

Евгения Т.: Нашу кошку зовут Пятнышко. Папа нашел ее на улице на Свободном очень давно. Она была маленькая и все время ходила за другой кошкой. Потом она наверное потерялась и увязалась за папой. И он принес ее домой. Она оказалась очень ловкая и умелая. Любимым ее занятием была охота за мышами, которыми она снабжала не только себя, но всех окрестных котов. А Пятнышком ее назвали из-за того что у нее над правым глазом было большое светлое пятно. Она всегда всех радовала.

Ярослав М.: У меня дома есть британская длинношерстная голубая кошка. Зовут ее Люси. Ей всего семь месяцев. Люси наш член семьи и мой друг. Я люблю с ней играть, а она любит играть со мной. Когда у Люси хорошее настроение, она позволяет себя гладить и чесать. Но, если у нее плохое настроение, то тогда ее лучше не трогать. Люси очень умная кошка. Когда я рисую, она залазит на стол, макает лапкой в краску и тоже начинает рисовать.

Моя Люси домашняя кошка. Любимое блюдо – мяско. Я очень люблю свою кошку.

Приложение №7

Совместная художественно-продуктивная деятельность детей

Умелые руки не знают скуки…

         

… и вот что у нас получилось!

             

Приложение №8

Мини-музей «Наши друзья»

Наши любимые игрушки на время переехали жить в мини-музей.      

                       

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...