«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
статья по теме

 

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здоровыми и интеллектуально-развитыми, но и свободными людьми, которые обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся к другим, способны на свой выбор и принимают мнение окружающих.

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут  полноценно развиваться  личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

 Поэтому цель моей педагогической деятельности: воспитание неповторимой индивидуальной личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Samoanaliz_kosenkovoy_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«По жизни вместе мы с детьми идём,
партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них,
а дети – у меня
и вместе мы большая дошкольная семья».

Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здоровыми и интеллектуально-развитыми, но и свободными людьми, которые обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся к другим, способны на свой выбор и принимают мнение окружающих.

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут  полноценно развиваться  личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

 Поэтому цель моей педагогической деятельности: воспитание неповторимой индивидуальной личности каждого ребенка.

Осуществлению личностно – ориентированного подхода к детям – трудная работа, она требует и терпения, и известного напряжения, и бесконечных творческих поисков, но все же, если она является стержнем общего воспитательного процесса, то многое удается предусмотреть, чтобы не дать возможности развиться каких-либо отрицательных качеств личности ребенка.

Поэтому в своей педагогической деятельности я определила самые необходимые,  по-моему мнению, педагогические принципы:

  1. Все дети талантливы. Развитие их способностей зависит от твоего мастерства.
  2. Ребёнок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
  3. Создавай ситуацию успеха! Не бойся хвалить детей!
  4. Не вынуждай ребёнка чувствовать неравенство, общайся с ним «глаза в глаза».
  5. Не утрать в себе ребёнка - смейся, пой, танцуй, играй вместе с ним.
  6. Протяни руку помощи! Не бывает виноватых детей, бывают нуждающиеся в помощи.
  7. Не бойся ошибаться - бойся повторять ошибки.
  8. Никогда не переставай учиться!

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда взаимодействие и общение происходит на «равных». Во всех видах деятельности иду от возможностей детей, открывая широкий путь игре.

В группе организовала новую  игру - «Школа вежливости», где дети учатся правилам речевого этикета в различных ситуациях. Каждое утро, перед завтраком мы собираемся  в круг и желаем друг другу приятного аппетита. Для этого нужно смотреть в глаза своему соседу и называя его по имени пожелать приятного аппетита (или пожелать хорошего настроения и так по цепочке, по кругу). Это способствует удовлетворению потребности дошкольников в личностном общении со сверстниками.  

Мои воспитанники умеют:

  1. чувствовать и понимать друг друга,
  1. повысилась самооценка детей, их уверенность в себе,
  2. развито творческое воображение, индивидуальное самовыражение,
  3. они любознательны и наблюдательны.    

Все организованные виды деятельности провожу только небольшими подгруппами, что позволяет уделить больше внимание каждому ребенку в отдельности. Не навязываю детям свои представления на занятиях, а создаю условия для высказывания своих представлений. Потому что, детям интереснее не узнать, а догадаться, не получить ответ, а использовать свой вопрос и повод для создания интересных ситуаций общения. Основной путь к освоению детьми умений и знаний даю не через объяснения, а через полуобъяснения, загадки, намеки, образы.  «Возрождение детства начинается  с ожидания возможного», - у меня нет цели относительно детей, у меня есть ожидания.  В работе с детьми использую проектный метод, который является одним  из технологий личностно-ориентированного подхода в работе с детьми, что стимулирует детскую любознательность и активность. Система в работе решает задачи обучения, развития и воспитания детей, что подготавливает их к дальнейшему успешному обучению в школе. Из 25 моих воспитанников – с высоким уровнем готовности к школьному обучению 55,5%, с достаточным – 43,5%. В сравнении с городскими показателями: высокий – 54,3%, достаточный – 40,5%.

  Осуществить личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольников может только по-настоящему любящий детей педагог, являющийся сам личностью и способный творчески преобразовать предметно-развивающую среду с целью создания условий для развития каждого отдельного ребенка, как субъекта познания и деятельности.

 Вся группа поделена на мини-центры, которые предназначены для обеспечения разнообразной деятельности детей:

  1. Центр экспериментирования  ( здесь есть все необходимое оборудование, с помощью которого дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы) и сенсорного развития (обеспечивает ребенку богатство сенсорных впечатлений, материал подобран с учетом разнообразия цвета, формы, величины, свойства и качества, который служит источником знаний о мире).
  2. Игровой центр (удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции) и уголок уединения (мягкая мебель выполняет функцию уголка релаксации,  здесь дети могут просто полежать, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей).
  3. Центр творчества (состоит из «доски творчества», на которой закрепляются сменяющиеся рулоны белой бумаги или обоев, где ребенок имеет возможность по своему желанию «творить» гуашью, фломастером, маркером, пальцем, а иногда и всей ладошкой. Считаю, что занятия в этом центре стимулируют творческое развитие ребенка,  развивая воображение и фантазию) и театр (где разместила маски, атрибуты для ряженья, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры - занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Развиваю у малышей положительные эмоции,  способность к подражанию).
  4. Уголок природы, в котором ребята ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом, ведут календарь погоды. Приобретённые экологические знания  помогают детям осмыслить, что рядом находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть они сами.

Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития индивидуальной личности  ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания индивидуальной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительнию.  В группе имеется спортивный уголок, где дети могут играть и закреплять различные движения.

Работу по здоровьесбережению детей осуществляю согласно авторской программе «Здоровый малыш», которая была отмечена серебряной медалью на Всероссийском конкурсе «Росточек. Мир спасут дети». Вместе  с руководителем по физической культуре разработала «модель двигательной активности детей вне занятий».  

В течение дня провожу с детьми игры разной двигательной активности, применяю закаливающие и оздоровительные мероприятия. Например, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, прогулки. Совместно с родителями организуем экскурсии, походы, развлечения, проведение которых стало традицией.

 В результате целенаправленной работы эффективность оздоровления   составила: 2009 год – 83% (город 71%), 2010 год – 96% (город 68%). Разработанный мною комплекс оздоровительных мероприятий был представлен в системе работы ДОУ на областном конкурсе «Детский сад года Новосибирской области – 2009», где детский сад «Алёнушка» занял первое место в номинации «Система здоровьесбережения в ДОУ».

Путь изучения личностных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

 Поэтому, для установления партнерских отношений с семьями воспитанников, опираюсь на принцип единства взаимодействия: родители – ребенок – педагог.  

Одной из результативных  форм явилась организация   «Клуба любящих родителей» в 2008 году. 

Основные направления деятельности клуба:

  1. оказание  педагогической помощи родителям воспитанников,
  2. пропаганда положительного опыта семейного воспитания,
  3. повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  1. созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами,
  2. активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей,
  3. повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей,
  4. Обобщению опыта семейного воспитания.

Работая с родителями и изучая литературу по семейному воспитанию, пришла к выводу, что сегодня очень велика роль отца в воспитании ребенка. Психологи говорят, что проблемные дети в процентном соотношении чаще воспитываются именно матерями-одиночками, тогда как воспитание надзором отцов-одиночек дает куда лучший результат. Важная роль отцовства не ставилась под сомнение на протяжении веков. Не пора ли нашим мужчинам, да и всему обществу, вернуться к истокам этого аспекта.

Данная проблема нашла отражение в  моем проекте «Роль отца в воспитании ребенка». Опыт работы по теме «Повышение роли отца в семье» обобщен и представлен на районной творческой площадки «Содружество» в 2010 году.

Работа в данном направлении помогла упрочить семейные традиции, наладить контакты между папами и их детьми, а также установить доверительные отношения между воспитателями и родителями. Повысилась  эффективность их взаимодействия; активность членов семьи в участии в педагогическом процессе. Создано детско–взрослое сообщество. Это в свою очередь, способствовало улучшению микроклимата как в группе, так и дома. Родители  являются активными участниками праздников, выставок, конкурсов, разного уровня:  

- 2009 г. Всероссийский конкурс семейной фотографии «Не стоит семья на месте – 10 лет с программой вместе» по программе «Разговор о правильном питании».

- 2008 г. 1 место в районном конкурсе «Лучшая на свете мамочка моя», Клинг Ольга.

- 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Традиции нашей семьи», Кобелев Влад.

- 2008 г. диплом первой степени в районном конкурсе «Вместе дружная семья. Взгляд из будущего» в номинации «Семейная летопись», Шахматов Егор.

- 2009 г. 1 место в районном конкурсе «Всегда готов к Чрезвычайной ситуации», в номинации «Изобразительное искусство», за работу «Пожар на заводе», Зиновьев Александр.

- 2009 г. диплом за участие в районных краеведческих чтениях «Семьёю держится Россия», Шахматов Егор.

- 2008г. участие в ярмарке «Осенние дары» в ДОУ.

- 2008 - 2010гг. 1 место в конкурсе «Лучший зимний участок ДОУ».

- 2010 г. 1 место в конкурс «Новогодней семейной игрушки».

 Опыт работы в этом направлении распространен  на Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети», 2009 год, где проект «Взаимодействие детского сада и семьи» был отмечен дипломом.

Опыт  на тему «Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода к воспитанию» распространен на региональной научно-практической конференции «Психологическое здоровье как условие самореализации личности», 2008 год, в сборнике научно-методических трудов НИПКиПРО «Тенденция развития современного образования: новый взгляд», 2010 год.

Восточная мудрость гласит: «Воспитатель - тот же садовник». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

Дети активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Надо видеть себя в них, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому. Так пусть же я буду  всегда  молодой душой, неугомонной и азартной, чтобы каждый день меня утром встречали, а вечером провожали искренние, чистые детские глаза, а на протяжении дня звенел детский радостный смех. Это лучшая для меня награда.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи «Описание детьми внешнего вида друг друга» (Тропинки)

Приоритетная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевоеТип: интегрированноеВозраст детей: 4-5 летФормы непрерывной образовательной ...

Развитие речи. Тема "Описание детьми внешнего вида друг друга"

Создание условий для развития речи детей среднего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "Учимся понимать друг друга. Профилактика жестокого обращения с детьми"

К сожалению,  тема жестокого обращения с детьми не теряет своей актуальности. И невольно задумаешься – неужели в мире так много «ЗЛЫХ» родителей? И как отличить обыденные н...

Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: "Описание детьми внешнего вида друг друга"

Конспект занятия по  речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: "Описание детьми внешнего вида друг друга"...

Тренинг с родителями и детьми: «Учимся понимать друг друга»

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка,...

Занятие с детьми и родителями: «Учимся понимать друг друга»

Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка,...

рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста "Учимся понимать друг друга"

Рабочая тетрадь адресована детям среднего дошкольного возраста, педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям. Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для развития у детей социального...