Конспект НОД в подготовительной группе "Где живёт крахмал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Неретина Лидия Александровна

Конспект НОД в подготовительной группе "Где живёт крахмал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД для подготовительной группы33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Где прячется крахмал?»

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования по изучению свойств крахмала, поиска крахмала в продуктах питания.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. обучающая: способствовать расширению знаний детей о картофеле; дать представление о крахмале и способах его получения в домашних условиях.

2. развивающая: развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты.

3. воспитательная:способствовать воспитанию самостоятельности.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Формы организации:групповая, индивидуальная

Формы реализации видов деятельности:  дидактические игры: «Расшифруй слово», «Что сначала, что потом», практическая работа «Определение веществ по внешнему виду», практическая работа «Получение крахмала», дидактическая игра «Верю-не верю».

Предварительная работа:

- беседа о картофеле;

- рассматривание карты мира.

Словарная работа:  клубень, крахмал

Оборудование:письмо,буквы для слова «картофель»,клубень картофеля, глобус, карточки с изображением стадий роста картофеля, схема для игры «Расшифруй слово», 4 контейнера для сыпучих, сахар, соль, мука, крахмал, тёрка с чашкой, чистые салфетки, шапочки, кусочки марли, ёмкости с водой, ложки по количеству детей, смайлики.

ХОД НОД:

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата .

Воспитатель приветствует детей, проводит работу, целью которой является налаживание контакта с детьми, необходимое для дальнейшего взаимодействия.

«В круг широкий вижу я

 встали все мои друзья.

Мы сейчас идём на право,

 а теперь идём на лево.

 В центре круга соберёмся

 и на место все вернёмся.

 Улыбнёмся, подмигнём,

 разговаривать начнём.»

Воспитатель приветствует детей называя фамилии их , намеренно иногда путая их.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Если фамилия и имя названы правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.

Постановка проблемы

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ребята, скажите, можно ли сразу открывать дверь?

Педагог приносит посылку от почтальона. Зачитывает письмо.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкина. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Лаборатория -  это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? Я для вас приготовила сюрприз, а какой – вы должны расшифровать одно словечко. Отгадав его, вы узнаете, с чем вы будете сегодня проводить эксперимент. Готовы? Удачи вам!

Ответы детей (нельзя, обязательно нужно спросить: «кто там?» и открывать только родственникам)

Ответы детей.

II. Основная часть

Игра «Расшифруй слово»

На доске нарисована схема с буквами и цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

л е т ф к р ь о а

8 7 4 6 1 3 9 5 2

 Нужно поместить буквы в пустые клетки в соответствии с номерами и прочитать заданное слово (картофель).По окончанию игры предложить детям прочесть слово и показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, - подтвердить отгадку.

й части.

Дети собирают картинки с изображением фаз роста картофеля в правильной последовательности.

Актуализация представлений детей о картофеле

В: Ребята, а что мы с вами знаем о картофеле?

1. Зачем нужен картофель людям?

2. Какие блюда готовят из картофеля?

3. Можно ли использовать картофель как лекарство?

4. Как появился картофель в России?

Выслушать ответы детей, дополняя их и комментируя,если потребуется.

Предлагаю проследить на глобусе, какой путь проделал картофель, прежде чем попасть в нашу страну.

В: Говорят,много тысяч лет назад картофель появился в Латинской Америке. Древние люди,после неудачной охоты,искали в земле съедобные корешки, и им посчастливилось найти клубни картофеля. Они научились употреблять их в пищу. Гораздо позже в Южной Америке побывали испанские моряки. Индейцы угостили их картофелем. Он им очень понравился, и они привезли клубни картофеля в Испанию. На родине они рассказывали,как его выращивать и употреблять. Называли этот овощ – земляным орехом. В Россию картофель завез царь Петр. Первое время картофель считался лакомством и его посыпали сахаром. Постепенно люди научились готовить из него вкусные блюда, и картофель стал одним из главных продуктов.

Ребята, вы видели как сажают картофель и как он растет?

Игра: «Что сначала,что потом»

Предлагаю с помощью карточек показать, как же из посадочного материала собрать урожай картофеля.

Ответы детей

Ответы детей.

Дети на магнитной доске выкладывают карточки с изображением фаз роста картофеля в правильной последовательности.

Физкультурная минутка

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(шаги на месте)

Дети воспроизводят движения в соответствии с текстом.

Практическая работа №1 «Определение вещества по внешнему виду».

В:Ребята, мы с вами повторили, что вы знаете о картофеле, и узнали о том, как картофель попал в Россию. А сейчас мы превратимся в настоящих учёных и отправимся работать в научную лабораторию №1.

Но, прежде чем приступить к работе познакомимся  с очень важными правилами:

В нашей лаборатории  ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование и приборы без разрешения (иначе может произойти что-то страшное и даже взрыв!)

- вставать с места с приборами в руках

- засовывать что-либо в нос, рот, уши, пробовать на вкус.

- в лаборатории работать только в специальной одежде.

Ребята, вы готовы соблюдать эти правила?

Тогда надевайте шапочки и занимайте места за столом.

В:Ребята, на столе вы видите 4 ёмкости с разными веществами. Рассмотрите их и определите название веществ по внешнему виду. Что у них общего? Чем отличаются?

 Предполагается,что дети сумеют определить соль,сахар и муку. Если не смогут назвать последнее вещество,его называет воспитатель. А сейчас возьмите в руки по щепотке муки и крахмала, разотрите их между пальцами. Есть разница?  (крахмал скрипит).

В: задаёт вопросы детям:

1. Зачем детям нужен крахмал(Если дети не знают, то рассказать)

2. Из чего получают крахмал? (Выслушать предположения детей,если не будет правильного ответа,объяснить, что его получают из картофеля)

3. Как вы думаете, сможем ли мы сегодня получить крахмал?

4. Что нужно для этого сделать?(Рассмотреть пути решения,которые предложат дети.)

Дети надевают шапочки, садятся за столы.

Дети называют знакомые вещества: сахар, соль и муку.

Ответы детей.

Дети растирают  муку и крахмал, делают выводы.

Дети высказывают свои предположения.

Практическая работа №2

В:Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал? «Получение крахмала».

Тогда пройдём в лабораторию №2.

Вы когда–нибудь ели драники? Кто видел, как мама их готовит?Какой предмет кухонной утвари можно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку,терку,нож.) – показать детям терку рассказать о технике безопасности при работе с ней.

В: Ребята,разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную масс).

Во что превратился клубень? (в кашицу).

(на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка,кусок марли,емкость с водой,чашка с натертым картофелем,ложка.)

В. Ребята рассмотрите пожалуйста,все предметы. Знаете, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей,если никто не ответит, то рассказать о процессе получения крахмала. Часть натертого картофеля положить в марлю и промыть водой.)

В. Ребята, вы хотите самостоятельно получить крахмал?Что нам для этого нужно сделать? (выслушать ответы детей).

А теперь приступайте к работе.

Дидактическая игра «Верю-не верю»

В:Уважаемые учёные, после плодотворного труда предлагаю немного поиграть в игру на внимание. Я буду произносить предложения. Если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте.

«Волк бродит по лесу»

 «Волк на дереве сидит»

«В кастрюле чашка варится»

      «Кошка по крыше гуляет»

      «Собака по крыше гуляет»

     «Лодка по небу плывет»

     «Девочка рисует домик»

     «Домик рисует девочку»

    Чашка – это посуда для чая

Масленка – это посуда для масла

Конура – это дом для кошки

Берлога – это дом для бобра

Яблоня – это дерево с яблоками

Скворечник – это дом для пчел

Кастрюля – это посуда для хлеба

Ручка – это предмет, которым пишут.

В: Отдохнули? А теперь за работу! Рассмотрите свои чашки и скажите: обнаружили крахмал? Для того, чтобы увидеть крахмал, нужно слить воду, тогда на дне можно увидеть осадок. Как вы думаете, что это?(крахмал). Давайте рассмотрим его и потрогаем.

Ответы детей.

Каждый ребенок промывает в воде картофельную массу в марлевом мешочке.

Дети выполняют движения в соответствии с правилами.

Дети рассматривают чашки, сливают воду, делают выводы.

Растирают крахмал между пальчиками.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Ребята, чем мы сегодня занимались в лаборатории? Как мы получили крахмал? А что же нам сделать с полученным крахмалом? (Дети отвечают). Давайте отнесём его на кухню и повара приготовят нам вкусный кисель. А для вас, мои дорогие у меня есть домашнее задание: научить маму получать крахмал в домашних условиях.

И в заключении нашей работы хочу подарить вам смайлики. Только им необходимо нарисовать улыбку – весёлую, если вам занятие понравилось, и грустную, если вам оно не понравилось. А мне понравилось, как вы сегодня работали. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Где живёт электричество»

Познакомить детей с причиной  проявления статического электричества...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»Открытое занятие.Тема: Где прячется крахмалЦель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и е...

Конспект НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"

Конспек НОД в подготовительной группе "Квест - игра "Где живёт Чысхаан"...

Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)

Конспект организации экспериментальной деятельности на тему : «Крахмал» (старшая группа)...

Конспект НОД по познавательному развитию "Чудесный крахмал"

Знакомство детей со свойствами крахмала с помощью экспериментирования и изготовление игрушки антистресс....

Конспект занятия в подготовительной группе по энергосбережению "Где живёт электричество?"

Программное содержание:- Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения.- Развивать творческие способности.- Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность су...

«Кто, где живёт?» Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием пчелок-роботов Bee Bot.

laquo;Кто, где живёт?» Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием пчелок-роботов Bee Bot. ...