Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-issledovatelskaya_deyatelnost_svoysvo_vody.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Свойства воздуха»
Задачи:
• расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.
• учить технике рисования воздухом, кляксография.
• обогащать словарь детей (ученые, эксперимент, лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, кляксаграфия,
• развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
• развивать речевую активность, умение выдвигать предположения (гипотезы, выражать в речи результаты действий).
• воспитывать самостоятельность, желание детей помогать друг другу.
Интеграции: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры).
Практический (экспериментирование, рисование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход
1.Вводная- подготовительная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята здравствуйте. Сегодня мне пришло сообщение на телефон. Нас приглашает в гости в свою лабораторию Знайка. Он хочет рассказать вам о свойствах воздуха. Ну , что пойдем в гости к Знайке.
Ответы детей.
Воспитатель:Давайте с вами закроем глаза.
Все открывайте глаза. Ребята посмотрите мы уже в лаборатории. А где же Знайка? Куда он запропастился?
Ответы детей.
Воспитатель: Я ему сейчас лучше позвоню.
Воспитатель достает телефон и звонит Знайке.
Воспитатель: Знайка, ты где? Мы уже в детьми у тебя в лаборатории
Знайка:
(Кричит из-за двери)
Ой, бегу,бегу.
Открывается дверь входит Знайка.
Знайка:
Здравстввуйте Дети. Извините меня, заработался. Ну, что вы готовы?
Ответы детей.
Знайка:
Я вас прегласил к себе, чтобы рассказать о воздухе и его свойствах..
Ребята скажите, а вы знаете, что такое воздух?
Ответы детей.
Знайка:
А мы можем увидеть воздух?
Ответы детей
Знайка:
Давайте мы свами проводем несколько опытов с воздухом?
Ответы детей
2 Основная часть. Практическая работа детей.
Знайка:
Для проведения опытов и экспериментов нужно соблюдать определенные правила поведения в лаборатории:
- соблюдать порядок на рабочем месте
- нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя
- обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием
- дружно работать вместе
Итак, надеваем халаты и приступаем к работе.
Знайка:
Первый опыт и называется: «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».
Я сейчас вам покажу, как надо ловить воздух. У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Что в них?
Ответы детей (они пустые).
Знайка: Смотрите, какие они тоненькие. А теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его. Что стало с пакетом? Что в пакете? Он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал…тоненьким. – Почему?
Ответ детей(В нем нет воздуха).
Знайка: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать. Мы с вами это сделать. Мы поймали воздух, закрыли его в пакете, а потом выпустили. Где люди используют запертый воздух?
Ответы детей (надувные матрасы, лодки, спасательные круги и т.д.)
Знайка: Теперь вы знаете, что воздух есть. Я загадаю загадку, а вы, я уверена, отгадаете ее.
Загадка:
Он вокруг, его невидим, только всем необходим: людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой. (Воздух)
Знайка: Ребята ответе мне га вопрос. Можно ли почувствовать воздух?
Ответы детей
Знайка: следующий эксперимент так и называется «Можно ли почувствовать воздух?» Пройдемте к другому столу. Что вы на нем видите?
Ответы детей (вееры)
Знайка:Возьмите веера. Помашите ими и скажите, что вы чувствуете (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?
Ответы детей: (струю воздуха).
Знайка:Ребята, как вы считаете «Можно почувствовать воздух?»
Ответы детей:(да)
Знайка: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух?
Ответы детей (при помощи веера, дули на ладошки).
Знайка: значит вывод – воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
И перед тем как мы приступим к следующему опыты проведем физкультминутку
Физкультминутка
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, рукиположить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Знайка:Воздух окружает нас вокруг. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Овтаеты детей
Знайка:А давайте проверим.
Опыт называется «Есть ли воздух внутри нас?»
Для этого нам понадобится стаканчики с водой и трубочки. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, спокойно. И посмотрим, что произойдет.
Знайка: Ребята посмотрите, что происходит с водой?
Ответы детей: (выходят пузырьки).
Пузырьки? Но как они там оказались? В стакане же только вода была.
Знайка:Правильно, пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Вывод: внутри нас есть воздух, и мы его можем увидеть в виде пузырьков.
Знайка: Как вы думаете, какой воздух легче горячий или холодный?
Опыт «Какой воздух легче горячий или холодный?»
Знайка:А как вы думаете (показать иллюстрацию воздушного шара) почему воздушный шар может подняться в небо и улететь? Об этом мы узнаем, если сможем ответить на вопрос – какой воздух легче горячий или холодный?
Берем пластиковую бутылочку, на которую надет воздушный шарик. Теперь поочередно будем опускать бутылочку в горячую, а затем в холодную воду.
Что происходит? В горячей воде шарик надувается – он надулся потому, что воздух от горячей воды расширился, а при охлаждении воздух сжимается, поэтому шарик в холодной воде не надулся.
Вывод: горячий воздух легче, чем холодный.
Опыт . В земле есть воздух.
Знайка: как мы можем увидеть воздух с этими предметами?
Попробуйте, что у вас получится. (если не получается показываю :стакан с водой-ложечка земли =воздух)
А воздух в земле есть или нет?
Ответы детей.
Знайка: Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
Что вы наблюдаете?
Ответы детей Из комочка побежали маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.
Знайка:Где же был воздух?
Ответы детей Воздух был в комочке земли.
Знайка: Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом. Для чего нужен воздух в почве
Ответы детей(воздух нужен растениям для дыхания)
Знайка:А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?
Ответы детей:(рыхлить почву)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты? Но к сожалению нам пора прощаться с Фиксиками, ведь у них так много дел (дети прощаются).
Знайка:Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
Воспитатель В земле есть воздух.
III Заключительная часть.
Воспитатель:Ребята сейчас мы вспомним, что мы сегодня делали?
Ответы детей(узнавали о свойствах воздуха)
Воспитатель:Что же мы узнали?
(ответы по символам)
Воспитатель:Молодцы, как много мы сегодня узнали.
-Что нового вы узнали?
-Какой опыт для вас был интересен?
-Какой бы опыт вы хотели провести дома с родителями?
(Высказывания детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Знакомство с жидкими человечками"
На этом занятии дети знакомятся с МЧ житкого тела....
Конспект поисково-исследовательской работы в подготовительной группе «Знакомство с магнитом»
Расширять представления детей о магните.Формировать у детей представления о свойствах магнита.Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком.Развивать познавательную...
Конспект поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Башня плотности»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 64Приморского района Санкт-ПетербургаКонспект непрерывной образовательной деятельностиТема: «Башня пло...
Конспект поисково - исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Волшебница вода»
Познакомимся с некоторыми физическими свойствами воды «прозрачность». Проведем исследование вкуса, цвета, запаха воды. Повысим знания о воде, как раствори...
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»
Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет) «Статическое электричество»
Цель: формирование представлений о статическом электричестве. Задачи:познакомить с проявлением статического электричества; познакомить с возможностью снятия статического электричества...
План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»
Образовательная область – познавательное развитиеИнтеграция – коммуникация, музыка.Вид детской деятельности – исследовательскаяФорма проведения – беседа, наблюдение, эксперимен...