Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет) «Статическое электричество»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование представлений о статическом электричестве.
Задачи:
- познакомить с проявлением статического электричества;
- познакомить с возможностью снятия статического электричества с предмета;
- поддерживать интерес к опытнической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
Конспект поисково-исследовательской деятельности
в старшей группе (5-6 лет)
«Статическое электричество»
Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Антонова Ж.Е. |
Цель: формирование представлений о статическом электричестве.
Задачи:
- познакомить с проявлением статического электричества;
- познакомить с возможностью снятия статического электричества с предмета;
- поддерживать интерес к опытнической деятельности.
Материалы и оборудование:
- Часы с батарейкой:
- Оборудование для опытов:
Опыт 1. Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2. Расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3. Расчески и зеркала по количеству детей.
- Знак « Лабратория»;
- Нагрудные значки «Юный исследователь»;
- Альбомы для фиксации опытов
Методы и приемы: проблемная ситуация, активизирующие вопросы, зарисовывание опытов, практические действия.
Дифференцированный подход:
- дети первой подгруппы зарисовывают опыты самостоятельно;
- дети второй подгруппы зарисовывают опыты с помощью воспитателя.
Индивидуальная работа: активизировать мыслительную деятельность Иры Ш. Маши К. вопросами о назначении электроприборов.
Ход деятельности
Воспитатель: Я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но они не работают. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что случилось?
(Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)
Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Заработали. Послушайте. Как вы думаете, почему часы заработали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.
Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Это электричество.
Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество? Где оно может находиться ?
(Ответы детей) В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки.
Воспитатель: Что работает с помощью электричества и Назначение этих предметов?
(Ответы детей: Утюгом – гладят бельё. Миксером – взбивают крем. Феном – сушат волосы. Лампой – освещают книгу. Пылесосом – пылесосят ковры. Вентилятором – охлаждают воздух. В холодильнике – хранят продукты. В микроволновке – разогревают еду. В чайнике – кипятят воду. На электроплите – готовят еду. По телефону – звонят. На магнитофоне – слушают музыку. )
Воспитатель: как мы можем эти предметы назвать одним словом?
(Электроприборы)
Воспитатель: Как вы думаете, Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?
(Ответы детей)
Воспитатель: электричество очень опасно и нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. Называется статическое электричество. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы с вами будем научными исследователями.
Приглашаю Вас в нашу лабораторию, где мы научимся ловить доброе статическое электричество.
Опыт №1 (у доски)
Воспитатель: Посмотрите, на доске шарик висит, а на полу шарики лежат. Попробуем повесить их на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
Почему этот шарик висит, а наши шарики падают?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте наши шарики сделаем волшебными. Посмотрите как! Шарик потрем о волосы и приложим к стене той стороной, которой натирали. Что происходит?
(Ответы детей) Шарики висят на стене. Как мы их сделали такими?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вывод: Наши волосы могут накапливать статическое электричество, мы поймали его шариком, когда стали натирать шарик о волосы, поэтому он притянулся к стене.
Опыт № 2 (за столами)
Воспитатель: Мы ловили электричество шариком, а сейчас попробуем поймать его расчёской. Как вы думаете, есть ли сейчас статическое электричество в расчёске?
(Ответы детей)
Предлагаю это проверить. Для этого можно поднести кусочек бумаги к расчестке. Что происходит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как сделать так, чтобы в расчёске появилось статическое электричество?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Потереть расчёской о волосы, расчесать о волосы. Давайте поймаем электричество.
Проверяем, появилось ли электричество в расчёске. Можно проверить с помощью бумаги. Подносим бумагу к расческе.
Что происходит?
(Ответы детей: бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.)
Как вы думаете, почему это происходит?
(Ответы детей: потерли о волосы, поймали электричество в волосах)
Воспитателя: правильно: мы расческой поймали в волосах статическое электричество.
Опыт №3 (в туалетной комнате)
Воспитатель: Статическое электричество можно не только поймать. Но и убрать, когда оно не нужно.
Предлагаю пройти в следующий отдел нашей лаборатории.
(Дети проходят в туалетную комнату)
Мы с вами увидели , что наши волосы могут накапливать статическое электричество. Как вы думаете, с помощью чего мы можем убрать статическое электричество.
(Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим.
Давайте перед зеркалом причешем волосы. Энергично проведём расчёской по волосам и поднимем расчёску на некоторое расстояние над головой. Что происходит с вашими волосами?
(ответы детей: они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Воспитатель: немного смочим свою ладошку водой из под крана и попробуем пригладить свои волосы.
Что мы видим?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода помогла убрать статическое электричество.
3. Рефлексия
Воспитатель:
Предлагаю зарисовать наши опыты в научных блокнотах.
Дети проходят за столы
Сначала мы с вами ловили статическое электричество
Воспитатель рисует образец Опыта № 1 , проговаривая основные выводы.
Дети зарисовывают в блокнотах.
Воспитатель рисует образец Опыта № 2 , проговаривая основные выводы.
Дети зарисовывают в блокнотах.
Что вам запомнилось больше всего?
(Ответы детей)
На память о наших научных опытах вам сегодня вручается знак маленького исследователя. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе в старшей группе на тему "Заяц серый вдруг стал белым"
конспект занятия по рисованию-нетрадиционная техника рисования...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»
Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Добрые слова для друга" (старшая группа)
Тема: Добрые слова для другаОбразовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие.Тема: Добрые слова для другаВ...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с электричеством»Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения...
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с электричеством «Путешествие в страну волшебных предметов»
Конспект экспериментальной деятельности для детей старшей группы...