Конспект беседы с детьми старшей группы на тему "Грибы"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Сайгина Татьяна Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_gribah.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Конспект беседы с детьми

старшей группы

на тему:

«Грибы»

Подготовила и провела: воспитатель

I кв. категории

Сайгина Т.Н.

Саранск, 2020


Программное содержание:

1.Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и окружающей среде.

2.Расширять знания ребят о природе. Показать, что природа –это великое единство всего существующего в ней.

3.Воспитывать чувство сопричастности к защите природы, окружающей среды.

4.Расширять представление детей о разнообразии грибов, растущих в лесах средней полосы России.

5.Формировать умение ребят различать съедобные и несъедобные грибы и меры предосторожности, необходимые при их сборе.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о грибах. Давайте рассмотрим гриб и назовём его части.

Дети. У гриба есть ножка, шляпка.

Педагог. Рассмотрите снизу шляпки разных грибов. Одинаковы они?

Дети. У одних грибов (белые, подосиновики) снизу дырочки. У других (сыроежки)- пластинки.

Воспитатель. Верно в пластинках, трубочках у грибов созревают очень маленькие, невидимые глазу споры- семена. Вы все, наверное, играли с дождевиками, пуская из них дым. Этот «дым» состоит из спор, из которых вырастут грибы.

Воспитатель. Кто из вас ходил в лес? Какие грибы собирал.

Дети. Лисички, рыжие, растут семействами. Маслята скользкие, как будто мокрые.

Воспитатель. Одни грибы дружат с разными деревьями, другие –с какими –то определенными.

Знаете ли вы, ребята, где растут подберезовики? (Ответ детей: под березой).

Где растут подосиновики? (Ответ детей :под осиной).

Воспитатель продолжает: Рыжики растут под сосной и елью, маслята–под сосной, а белый гриб –под березой, елью, сосной и дубом(называя грибы, воспитатель показывает их муляжи).

Кроме того грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.

Вот как –то раз собрались все грибы на большой поляне и стали спорить, кто же самый лучший из них, кого выбрать царем в грибном царстве.

Съедобные грибы: подберезовики, подосиновики, рыжики, лисички, маслята, опята, грузди и другие грибы хотели выбрать царем боровика или, как его еще называют, белый гриб. Они говорили, что белый гриб люди считают самым лучшим и ценным. Он выглядит очень важным, настоящим его величеством. Если даже люди называют его «царем» грибов или «полковником» -значит именно его нужно и выбирать царем.

Знаете ли вы стихи про белый гриб?

Вот и гриб –боровик!

И красив он и велик!

В толстой шляпке набекрень,

Ножка крепкая, как пень».

Воспитатель. А в нашем лесу растут ядовитые грибы?.

Дети. Да. Например, мухомор. Красный с белыми точками, красивый.

Воспитатель. Почему он ни от кого не прячется?.

Дети. Он предупреждает: я ядовит.

Воспитатель продолжает свой рассказ. Несъедобные грибы завозмущались, они были не согласны. Они говорили, что и у них есть гриб похожий на белый гриб –это ложный белый или желчный гриб

.

(У настоящего белого гриба шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе белая. У ложного белого гриба –шляпка внизу розовая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет).

Несъедобные грибы говорили, что у них есть и другие двойники съедобных грибов: ложные опята, ложная лисичка и другие.

А главное -у несъедобных грибов есть гриб –красавец, которого нельзя не заметить.

Вот его и хотели они выбрать царем. Что же это за гриб?

«Красная шляпка, белые горошки,

С виду красавец, что ни говори.

Только его мы не берем в лукошко,

Он опасный очень –очень

Этот самый гриб». (Мухомор)

Да, это мухомор –ядовитый, опасный гриб. Он, действительно очень красив, но и очень ядовит, опасен для человека. Но для лосей мухомор –лекарство, поэтому не нужно топтать его ногой или сбивать палкой. Многие животные едят грибы, лечатся ими. Слизни, сороки, белки не брезгуют мухомором. Мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, украшает лес.

Но самый опасный из ядовитых грибов –бледная поганка (показ картинки). Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Сильный яд. Первые признаки отравления через10-12 часов. За это время яд основательно «поработает» в организме: головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства.

Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньонов пластинки под шляпкой -розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки -чисто белые.

У бледной поганки у основания ножки разорванный мешочек, которого нет у шампиньонов. Сверху шляпка у поганки –зеленоватая, но бывает и белая.

«На полянке спозаранку

Повстречала я поганку.

Почему ты бледная?

Потому что вредная!»

Так спорили грибы между собой очень долго. В это время на поляну пришли люди. Собрали они все съедобные грибы, а не съедобные остались нетронутыми. Они людям не нужны, но нужны лесу и животным. Лес лучше растет, когда в нем есть грибы.

Воспитатель. А как вы собирали грибы в лесу?

Дети. Ножом срезали, не ворошили землю, листья: под ними нити грибов (грибница), если они высохнут, грибов не будет.

Воспитатель. Какую пользу приносят грибы?

Грибы помогают деревьям воду и питание добывать, так как корни деревьев переплелись с грибницей нитями гриба. Ещё они помогают быстрее перегнить ветками, листьям, сухой траве, упавшим деревьям, превратиться в удобрение для земли, леса. Да он и сами за счёт этого растут. Кому ещё в лесу грибы нужны?

Дети. Их едят лоси, белки на зиму сушат. Ими питаются слизни.

Проводится дидактическая игра «Что в корзину мы берем?» -закрепление пройденного материала о грибах.

Воспитатель подводит итог беседы. Грибы –это грибы. Это особое царство. Необходимо помнить, что лесу нужны разные грибы и съедобные, и несъедобные. К окружающей нас природе относитесь бережно, с любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми старшей группы по пожарной безопасности «А если вдруг пожар?» ( с использованием произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»)

Во время беседы дети с помощью иллюстраций, стихов, при проигрывании опасной ситуации учатся правилам поведения при пожаре....

Конспект беседы с детьми старшей группы на тему: "Наши игрушки"

Конспект для проведения беседы с детьми старшей группы на неделе "Игры и игрушки" на тему: "Наши игрушки"....

КОНСПЕКТ беседы с детьми старшей группы «Зайки». Тема: «Право ребенка воспитываться и жить в семье»

Актуальность проекта:Реализация педагогического проекта «Маленьким детям – большие права» – это работа взрослого-посредника между ребёнком и социальным миром. Особую роль в фор...

конспект беседы с детьми старшей группы " Блокада Ленинграда"

Конспект  беседы  с детьми старшей группы о блокаде Ленинграда  Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечест...

Конспект беседы с детьми старшей группы об искусстве вышивания.

Для занятий по вышиванию с детьми старшей группы....

Конспект беседы с детьми старшей группы к 23 февралю "Наша Армия"

Конспект беседы с детьми старшей группы к 23 февраля "Наша Армия"...

Конспект беседы с детьми старшей группы тема «Знания правил дорожного движения»

Конспект беседы с детьми старшей группы тема    «Знания правил дорожного движения»...