Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности и художественному творчеству на тему: «Воздух вокруг нас» (опыты и кляксография) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности
и художественному творчеству на тему:
«Воздух вокруг нас» (опыты и кляксография)
в старшей группе
Автор-составитель:
Александрова Л.А.
Дата проведения:
11 февраля 2017 года
2017 – 2018
учебный год
Задачи:
Образовательные:
– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
– дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
– способствовать формированию у детей познавательного интереса;
– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
– закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
– формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Развивающие:
– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– развивает творчество, фантазию, воображение;
– развивать глазомер, координацию.
Воспитательные:
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
– воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
– воспитывать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также сопереживание.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
– наблюдения за ветром;
– проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
– эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
– изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- бокалы с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
- жидкая гуашь, трубочки, бумага;
- смалики двух видов на каждого ребёнка;
- Незнайка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_0.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕТСКИЙ САД № 9
446300, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара 32
т/факс 8(84661)2-14-24, 2-44-96
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности
и художественному творчеству на тему:
«Воздух вокруг нас» (опыты и кляксография)
в старшей группе
Автор-составитель:
Александрова Л.А.
Дата проведения:
11 февраля 2017 года
2017 – 2018
учебный год
Задачи:
Образовательные:
– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
– дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
– способствовать формированию у детей познавательного интереса;
– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
– закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
– формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Развивающие:
– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– развивает творчество, фантазию, воображение;
– развивать глазомер, координацию.
Воспитательные:
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
– воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
– воспитывать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также сопереживание.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
– наблюдения за ветром;
– проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
– эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
– изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- бокалы с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
- жидкая гуашь, трубочки, бумага;
- смалики двух видов на каждого ребёнка;
- Незнайка.
Ход занятия
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
– Правильно, это воздух! Ребята, а кто знает, кто изучают воздух? (ученые)
– А где работают ученые? (в лаборатории)
– А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
– Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
– Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
– Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
– Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
– Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом
– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
– Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
– Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
– Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из мешка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
– Молодцы, ребята! Помогли Незнайке! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
– Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2: подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.
– Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
– Скажите мне, а мы с вами воздух видим? (нет)
Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3: с салфеткой.
– А с салфеткой видно?
Дети: Да.
– Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4: с веером.
– Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
– Ребята, а давайте все вместе сделаем вертушку. Вот у вас готовые формы с прорезями по центру и на углах. Давайте взденем стержень в прорези… Посмотрите, какие вертушки получились! Если вы не дуете на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.
– Оказывается, воздух двигается и вращает предметы.
Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
– Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5: с апельсином и чесноком.
Незнайка: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6: «Не дышу»
– Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина.
Незнайка (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации): Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);
- Что воздух легче воды (рис.2);
- Что воздух есть внутри пустых предметов… и даже внутри людей (рис.3);
- Без воздуха ничто живое не может жить;
- А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);
- А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6);
– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Мы немного отдохнём и… начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать!
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками и создать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…
Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.
На что похожи ваши кляксы?...
Давайте дорисуем отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.
Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными.
Итоги:
Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смалик вы можете мне показать?
Литература:
1. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» Москва, 1998г.
2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство – Пресс», 2011 г.
3. Ресурсы интернета: сайт «Дошкольник.ру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» Тема: «Герб нашей группы» Старшая группа
Закрепить понятия символика, гербы, символы, что входит в понятие «символика страны». Рассмотреть гербы нашей страны, города, семей воспитанников, объяснить, что обозначают символы.Познакомить детей с...
Интегрированное занятие по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Невидимка – воздух» (опыты и кляксография) средняя группа
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Задачи:1. Познавательное развитие:·...
"Воздух невидимка". Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Программное содержание: развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», ег...
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Невидимка- воздух"
В данном материале содержится описание интересных опытов с детьми для обнаружения воздуха в окружающей жизни....
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита» с детьми старшей группы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.Задачи:- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предмет...
Интегрированное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей логопедической группы «Уроки Тани Захворайкиной «Микробы»
Занятие для детей старшего дшкольного возраста с использованием эксперементальной деятельности и здоровьесберегающими технологиями направлено на обучение детей соблюдать правила гигиены (мыть руки, не...
Конспект интегрированного занятия по непосредственно – образовательной деятельности, с элементами STEM образования («Лего» конструирование) «Путешествие на планету Роботов» в старшей группе
конструирование роботов из геометрического конструктора...