Проект экспериментально -исследовательский (краткосрочный) Неизведанное рядом…
опыты и эксперименты по окружающему миру
Актуальность проекта.
В одном из принципов ФГОС говорится о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель: Продолжать развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о различных материалах, их свойствах;
- формировать любознательность, познавательный интерес;
- формировать у детей элементарные исследовательские навыки;
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать товарищам
Развивающие задачи:
- развивать воображение, фантазию, образное мышление, речь.
Тип проекта: экспериментально -исследовательский
Длительность проекта: краткосрочный, в рамках недели летних развлечений и опытов (с 29.06 по 03.07.2020г.)
Участники: воспитанники группы, воспитатели.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
Развитие наблюдательности, любознательности.
Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
Воспитывать бережное отношение к природе.
I этап проекта:
Подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, камнями.
4.Пополнение оборудования «центра экспериментирования».
II этап проекта: основной
1. Вода
1. «Свойства воды».
Цель опыта: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.); беседы на тему: «Где живёт вода?».
Оборудование: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой, сахар рафинад, соль, мука, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки белого цвета.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
2. Воздух
"Что в пакете?"
Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты.
"Пузырьки - спасатели"
Цель опыта: кусочки пластилина. Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, трубочки для коктейля.
«Ветер по морю гулял» цветная бумага (по количеству детей).
Цель опыта: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника. Воспитатель опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».
3. «Песок. Свойства песка».
Цель:
Развивать познавательные процессы у детей через экспериментирование с песком.
Задачи:
Рисование: «Мы рисуем песком». Показать детям способы рисования песком на плоскости:
1. Рисование пальчиками и предметами;
2. Рисование способом пересыпания песка.
Совместная деятельность «Мы строители» Предложить детям построить из песка замок, используя формочки, игрушки для песка, и различный природный материал)
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
-Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.
Опыт №10
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ
Опыт №11
Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.
Опыт №12
Камень можно порвать как бумагу?
Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.
Опыт №13
Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик
III этап: заключительный
Рефлексия. По завершению опыта предложить детям раскрасить свои камни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...
Исследовательский проект "Неизведанное рядом"
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получен...
Презентация опыта работы "Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное рядом"
Опыт работы «Реализация проекта по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом» был представлен на XV педагогической конференция работников муниципальных образов...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Неизведанное рядом» группы общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним...