Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
методическая разработка

Сальникова Марина Викторовна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_k_sem.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

для педагогов 

Эффективные  педагогические технологии обучения в ДОУ 

(технология исследовательской деятельности). 

 «Неизведанное рядом».

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории  

                                                                                      МОУ-СОШ № 3 им. Л.Г. Венедиктовой
                                                                                         Структурное подразделение д /с №1      

                                                                                     г. Маркса Саратовской области

Сальникова Марина Викторовна

г.Маркс,2021

"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".Сухомлинский В.А

Цель мастер-класса: повысить педагогическое  мастерство коллег в процессе активного педагогического общения ,выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Задачи:

Показать педагогам, как можно применять эффективные педагогические технологии в образовательной деятельности детей.

      Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению ребенка как личности.

     Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

    Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.     Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.  Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести- технологию исследовательской деятельности. 

      Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Наши дети очень любят  проводить опыты и экспериментировать, узнавать новое. Это потому, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование  соответствует этим возрастным особенностям.  Экспериментирование, для детей как и игра,    является одним из ведущих видов деятельности. Когда, ребёнок играет, он развивает умение делать выводы, выявлять взаимосвязь и взаимозависимость между особенностями предметов.

Материал: Емкость с водой; соль, поролон; мешочки с поролоном и солью, тарелочки, салфетки.

 

Сегодня ,дорогие коллеги, мы поговорим с вами об экспериментировании. Эксперимент рождается не просто:

-Порой – с наивного вопроса.
-Порой – со странного ответа.
-Он долго зреет в тайне где-то
-Когда сомнений нет уж боле –

-Он вырывается на волю,
-Нам отдаёт себя на милость:
-Смотрите! Что-то получилось.
-Посмотрим, что же получится у нас?

- И ,так, коллеги, а сейчас я предлагаю Вам  побыть в роли детей среднего дошкольного возраста и поэкспериментировать вместе со мной!.

-Итак, приступим к экспериментам. Сегодня на нашем мастер-классе, мы поработаем со всем хорошо известным веществом. А, с каким, вы узнаете, отгадав  мою загадку.

-Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже…(соль).

Опыт 1

Для того, чтобы привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности  мы, должны создать для детей   проблемную ситуацию. Для этого я обычно использую , сказки или загадки.

-Однажды , с ярмарки, домой возвращались две лошадки  и несли груз в мешках (одинаковый по объему). Одна  лошадка несла мешки с солью, а другая несла мешки с поролоном. Одной лошадке было очень тяжело идти, а другой лошадке идти было легко. Путь к дому лошадок, проходил через речку, и лошадкам  ,пришлось переплывать речку, что бы попасть на берег . Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом пропитались водой и намокли. Одной лошадке было легко плыть, и она быстро переплыла реку, а вот другой пришлось приложить огромное усилий, чтобы и доплыть до береги не утонуть. Но ,вот, когда лошадки, пришли домой, то оказалось, что только одна лошадка донесла груз  домой. А вот, какая из лошадок принесла груз, и почему только она, нам с вами  предстоит узнать из следующих опытов.

Итак, проблемная ситуация: Почему так произошло с грузом ? Какой груз тяжелее? А какой  легче?

-Перед Вами ,на столе мешочки с солью и мешочки с поролоном.

-Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Какой из мешочков  легче?

     - Значит, какой лошадке было  идти легче ? –

      -А, какой тяжелее?

     -Вот мы и ответили на первый вопрос.

-А теперь возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?

-Возьмите поролон и опустите его в воду. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?

-Ответьте мне, теперь , какой лошадке  было плыть лего? Почему?

-Какой лошадке было плыть тяжело? Почему?

-Какая же лошадка пришла домой с грузом?

 -Почему? 

-Замечательно! Вы просто молодцы!  И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели.

Рефлексия: И закончить,  свой мастер - класс, я бы, хотела одной  притчей.

 - «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».

- Так, что, в наших, с вами руках то, как мы сможем развить все задатки, которые мы вложили в наших детей, достигнут ли они  достойных высот или они останутся нераскрытыми! Благодарю  Вас ,за активное участие. Творческих всем успехов!

-Поролон.

-Лошадке, которая несла поролон.

-Лошадке, которая несла соль.

- Она растворилась.

 - Поролон. Он впитал в себя воду.

- Лошадке с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась и мешки стали пустыми и лёгкими.

-Лошадке с поролоном потому, что поролон впитал воду и стал тяжёлым.

-Лошадка с поролоном

Соль растворилась, а поролон нет Вещество- соль, имеет свойство растворяться, а поролон нет.

Литература:

1.Атемаскина Ю.В.Современные  педагогические  технологии  в  ДОУ: Учебно-методическое пособие/  Ю.В. Атемаскина.– СПб.:  Детство  Пресс, 2012.–112c.

2.Михалева И.А. Информационные технологии в детском саду: Учеб.-ме-тод.  пособие/  И.А.Михалева,  В.Н.Сараева,  Л.А.Овчинникова;  под  ред. Н.Ю.Каракозовой.–Тольятти: Изд-во ТГУ,2012.–96с.

 3. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом».

 4. Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Ребёнок в детском саду №4 - 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экспериментальной деятельности "Неизведанное рядом"

Творческий проект "Волшебная капелька" с детьми и родителями средней группы. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 5 "Радуга", Тамбовская область Г.Жердевка. Сост...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по теме: «Стальные крылья» с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения

ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников духовных ценностей: чувства любви к Родине, гордости, уважения к людям военных профессий - защитникам Отечества.ЗАДАЧИ:Воспитательные:- воспитывать патриотически...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятельности ...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Неизведанное рядом» группы общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним...