Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
методическая разработка
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению ребенка как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_k_sem.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
для педагогов
Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ
(технология исследовательской деятельности).
«Неизведанное рядом».
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
МОУ-СОШ № 3 им. Л.Г. Венедиктовой
Структурное подразделение д /с №1
г. Маркса Саратовской области
Сальникова Марина Викторовна
г.Маркс,2021
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".Сухомлинский В.А
Цель мастер-класса: повысить педагогическое мастерство коллег в процессе активного педагогического общения ,выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Задачи:
Показать педагогам, как можно применять эффективные педагогические технологии в образовательной деятельности детей.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - позитивно социализировать ребенка, содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести- технологию исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Наши дети очень любят проводить опыты и экспериментировать, узнавать новое. Это потому, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование, для детей как и игра, является одним из ведущих видов деятельности. Когда, ребёнок играет, он развивает умение делать выводы, выявлять взаимосвязь и взаимозависимость между особенностями предметов.
Материал: Емкость с водой; соль, поролон; мешочки с поролоном и солью, тарелочки, салфетки.
Сегодня ,дорогие коллеги, мы поговорим с вами об экспериментировании. Эксперимент рождается не просто: -Порой – с наивного вопроса. -Он вырывается на волю, - И ,так, коллеги, а сейчас я предлагаю Вам побыть в роли детей среднего дошкольного возраста и поэкспериментировать вместе со мной!. -Итак, приступим к экспериментам. Сегодня на нашем мастер-классе, мы поработаем со всем хорошо известным веществом. А, с каким, вы узнаете, отгадав мою загадку. -Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже…(соль). Опыт 1 Для того, чтобы привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности мы, должны создать для детей проблемную ситуацию. Для этого я обычно использую , сказки или загадки. -Однажды , с ярмарки, домой возвращались две лошадки и несли груз в мешках (одинаковый по объему). Одна лошадка несла мешки с солью, а другая несла мешки с поролоном. Одной лошадке было очень тяжело идти, а другой лошадке идти было легко. Путь к дому лошадок, проходил через речку, и лошадкам ,пришлось переплывать речку, что бы попасть на берег . Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом пропитались водой и намокли. Одной лошадке было легко плыть, и она быстро переплыла реку, а вот другой пришлось приложить огромное усилий, чтобы и доплыть до береги не утонуть. Но ,вот, когда лошадки, пришли домой, то оказалось, что только одна лошадка донесла груз домой. А вот, какая из лошадок принесла груз, и почему только она, нам с вами предстоит узнать из следующих опытов. Итак, проблемная ситуация: Почему так произошло с грузом ? Какой груз тяжелее? А какой легче? -Перед Вами ,на столе мешочки с солью и мешочки с поролоном. -Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Какой из мешочков легче? - Значит, какой лошадке было идти легче ? – -А, какой тяжелее? -Вот мы и ответили на первый вопрос. -А теперь возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? -Возьмите поролон и опустите его в воду. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? -Ответьте мне, теперь , какой лошадке было плыть лего? Почему? -Какой лошадке было плыть тяжело? Почему? -Какая же лошадка пришла домой с грузом? -Почему? -Замечательно! Вы просто молодцы! И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели. Рефлексия: И закончить, свой мастер - класс, я бы, хотела одной притчей. - «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». - Так, что, в наших, с вами руках то, как мы сможем развить все задатки, которые мы вложили в наших детей, достигнут ли они достойных высот или они останутся нераскрытыми! Благодарю Вас ,за активное участие. Творческих всем успехов! | -Поролон. -Лошадке, которая несла поролон. -Лошадке, которая несла соль. - Она растворилась. - Поролон. Он впитал в себя воду. - Лошадке с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась и мешки стали пустыми и лёгкими. -Лошадке с поролоном потому, что поролон впитал воду и стал тяжёлым. -Лошадка с поролоном Соль растворилась, а поролон нет Вещество- соль, имеет свойство растворяться, а поролон нет. |
Литература:
1.Атемаскина Ю.В.Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие/ Ю.В. Атемаскина.– СПб.: Детство Пресс, 2012.–112c.
2.Михалева И.А. Информационные технологии в детском саду: Учеб.-ме-тод. пособие/ И.А.Михалева, В.Н.Сараева, Л.А.Овчинникова; под ред. Н.Ю.Каракозовой.–Тольятти: Изд-во ТГУ,2012.–96с.
3. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом».
4. Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Ребёнок в детском саду №4 - 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экспериментальной деятельности "Неизведанное рядом"
Творческий проект "Волшебная капелька" с детьми и родителями средней группы. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад № 5 "Радуга", Тамбовская область Г.Жердевка. Сост...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Перспективное планирование студии по экспериментально-исследовательской деятельности «Неизведанный мир»
Опытно – экспериментальная деятельность в средней и старшей группе...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по теме: «Стальные крылья» с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения
ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников духовных ценностей: чувства любви к Родине, гордости, уважения к людям военных профессий - защитникам Отечества.ЗАДАЧИ:Воспитательные:- воспитывать патриотически...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятельности ...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Неизведанное рядом» группы общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним...