Исследовательский проект "Неизведанное рядом"
проект по окружающему миру

Кудинова Ольга Васильевна

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»

Педагогическая мудрость:

«Расскажи – и я забуду,  

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»   

Педагог – исследователь Н.Н. Поддьяков: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.
  2. Создавать условия для исследовательской активности детей.
  1. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
  2. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в      повседневной жизни.

Участники  проекта: дети старшей группы, родители, педагоги и специалисты. 

Планируемые результаты:

  1. Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно.
  2.   Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
  3.   Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  4.   Повышение уровня мотивации к занятиям.

  Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

  • Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?».
  •  Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  •  Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Проведите с детьми дома», «Игры на кухне» и др.
  •  Родительские собрания «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  •  Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях, рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой» .
  •  Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”.        
  •  Совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов) на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

Этапы работы над проектом:

1.  Подготовительный этап

  • Изучение и анализ методической литературы по теме
  • Планирование детской экспериментальной деятельности в рамках проекта
  • Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

2. Практический этап

  • Проведение опросов, бесед по данной теме
  • Проведение мониторинга
  • Проведение экспериментов

3. Обобщающий этап

  • Определение эффективности проделанной работы
  • Анализ полученных результатов
  • Обобщение результатов инновационной деятельности

Мини – лаборатория

Презетантации для детей:

Формы работы с детьми: 

А у нас в саду дела –

Эксперименты снова,

Сам волшебник никогда

не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке!

КАРТЫ-СХЕМЫ:

В процессе экспериментирования дети научились:

  •  видеть и выделять проблему;
  •  принимать и ставить цель;
  •  решать проблемы:
  1.  анализировать объект или явление,
  2.  выделять существенные признаки и связи,
  3.  сопоставлять различные факты,
  4.  выдвигать гипотезы, предположения,
  5.  отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
  6.  осуществлять эксперимент;
  •  высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

2.   Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3.   Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Дошкольное воспитание. -2004.-№ 8.-с. 29-32.

4.   Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. //Ребенок в детском саду. - № 3, 4, 5- 2003

5.   Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Подред. Л. Н. Прохоровой. -М. :2004

6.   Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2000.- 112с.

7.   Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с

8.   Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

9.   Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

10.  Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

Исследовательско – творческий проект «Удивительное рядом»

У нас на Земле много рек, озер, морей и океанов. В них свой неповторимый подводный мир. Главные обитатели водных просторов – рыбы. В реках и озерах вода не соленая, как в море, а пресная. Здесь живут ...

Совместная деятельность детей И воспитателя в рамках исследовательско-творческого проекта «Почему человек живет рядом с домашними животными»

Цель: обобщение знаний детей о домашних животных. Задачи: 1. Систематизировать представления о домашних животных    (особенности поведения, повадки, какую роль играет человек...

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

Конспект НОД познавательно-исследовательского характера в средней группе на тему: "Удивительное рядом"

Из цикла познавательных исследований : "Удивительное рядом. Знакомство с интересными данными из "жизни" фонтанов города"...