Методические разработки: модуль " Окружающий мир"
план-конспект занятия по окружающему миру

Данные  разработки  представляют собой методические рекомендации для воспитателя и план - конспекты занятий с  дошкольниками  для занятий  по окружающему миру.  Возраст  5 - 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методические рекомендации: модуль «Окружающий мир»

В рамках тематического модуля «Окружающий мир» наиболее эффективным является групповая форма работы. Дети учатся работать в командах и друг с другом под руководством педагога, который объясняет новый тематический материал по темам «Лягушка Квакша и живое электричество» и «Изучаем физику и делаем опыты с дядюшкой Архимедом».

Уроки проводятся в группе с детьми в возрасте 5-6 лет в количестве 10-15 человек. Продолжительность урока составляет 20 минут. Продолжительность каждого урока составляет 20 минут.

Педагог на протяжении каждого занятия должен следить за тем, как каждый обучающийся тем или иным образом вовлечён в практическую деятельность.  Обучающийся должен быть активным участником процесса, педагогу рекомендуется активно вовлекать обучающихся в проводимый эксперимент, ни один из них не должен оставаться без практической работы и становится лишь наблюдателем.

Практическая деятельность педагога с обучающимися представляет собой демонстрацию опытного эксперимента по теме: «Изучаем физику и делаем опыты с дядюшкой Архимедом».  Перед проведением данного практического опыта педагогу для урока заранее необходимо подготовить практический материал:

  1. стеклянная банка;
  2. гречка;
  3. теннисный мячик;
  4. ёмкость для воды;
  5. мелкие камни;
  6. скорлупа грецкого ореха;
  7. спички;
  8. клей;
  9. цветная бумага;

Практическая деятельность педагога с обучающимися представляет собой демонстрацию наглядного материала в виде картинок и короткого познавательного рассказа по теме: «Лягушка Квакша и живое электричество».  

 Практический опыт   и демонстрационный материал   должен быть максимально простым и наглядным для понимания для обучающихся. Это даёт возможность педагогу визуально продемонстрировать следующие физические явления:

  1. Живое электричество;
  2. Плавание тел и сила Архимеда;

  Педагог может использовать образец или изображение предмета в начале урока в процессе объяснения, когда есть необходимость в уточнении представления о предмете, а также в конце урока в качестве модели правильного и удачного решения конструктивной задачи, чтобы сравнить эту модель с работами обучающихся

 При проведении экспериментального опыта с обучающимися предпочтительна фронтальная форма работы.  При данной форме организации работы, детям рекомендуется сидеть таким образом, что педагог может продемонстрировать практический опыт   таким образом, что все обучающиеся могут наблюдать за процессом. Педагог может легко передвигаться по классу и взаимодействовать с каждым ребёнком в случае необходимости. Должно быть много свободного пространства, чтобы учитель мог свободно перемещаться и помогать учащимся в случае необходимости.

           

Во время выполнения заданий на уроке предпочтительна парная или групповая форма работы с обучающиеся.

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ...

Практический опыт можно использовать в дальнейшей работе, например, в игре или при выполнении заданий.

Урок обязательно должен заканчиваться рефлексией в простой форме «Вопрос – ответ», на основе пройденного материала на уроке. С этой целью детям необходимо задать вопрос чем они сегодня занимались и что нового они узнали. В конце урока необходимо оценить работу учащихся, отметить все положительные моменты, чтобы мотивировать их на дальнейшую работу.  

 Для проверки качества усвоения материала обучающимися, в конце урока возможно проведение викторины в форме командных соревнований по пройденному материалу. В качестве поощрения педагог может использовать именные медали «За вклад в науку».  Оценивая коллективную работу, учителю необходимо учесть не только качество готовых работ, но и процесс командой работы и вовлеченность в процесс каждого участника команды.



Предварительный просмотр:

Занятие 1.

«Лягушка Квакша и живое   электричество»

 Задачи

 1.Познакомить детей с физико – биологическим явлением «живое электричество».

 2. Расширить и уточнить знания детей о земноводной лягушке.

 Цели

образовательные

1.    выяснить условия возникновения физико – биологического явления «живое электричество».

2. формирование умения рассказать о физико - биологическом явление.

3. обобщить и расширить представления детей о окружающем мире

развивающие 

  1. развивать языковую память и мышление.
  2. развивать практические умения и навыки устной речи (монологической и диалогической); развивать способность осуществлять продуктивные речевые действия, развивать практические умения и навыки восприятия речи на слух (речь педагога)
  3. способствовать овладению способами и приёмами практического взаимодействия с окружающим миром.

воспитательные

  1. пробуждать интерес обучающихся к учебному предмету на основе меж предметных связей с биологией, физикой.
  2. воспитать у обучающихся уважительное отношение друг к другу, умение внимательно слушать собеседника и педагога.
  3. воспитывать у детей интерес и гуманное, бережное отношение к природе и к земноводным.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.

 Картинки с лягушками.

Раздаточный материал.

 цветная бумага, цветные фломастеры.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа. индивидуальная работа.

Время урока: 20 минут.

Организационный момент

Воспитатель: Добрый день, дети!

Дети: Здравствуйте

 Формулировка темы занятия

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая …

Дети: лягушка.            

 Лягушки и жабы в саду на Sadogolik.ru Воспитатель: показывает картинку детям. Правильно. Сегодня мы с Вами поговорим о лягушке и   что могут создать лапки лягушки в природе.  К нам в гости пришла лягушка Квакша. Она хочет рассказать удивительную историю про её лапки.  Дети, хотите послушать, что расскажет Квакша?

Дети: Да

Луиджи Гальвани (1737 — 1798) И Алессандро Вольта (1745 — 1827 ...     Обои листья, лягушка, лапки картинки на рабочий стол, раздел ...   Воспитатель: показывает картинки детям. Одним дождливым днем, когда была гроза, сидела Квакша на берегу озера и грустила. Неожиданно вдалеке она увидела две блестящие палочки.  Лягушке стало любопытно, и она попрыгала за палочками, когда она взяла две эти палочки в лапы, неожиданно лапки Квакши сами собой, стали плясать. Лягушка очень удивилась, но не испугалась и продолжала плясать, но вдруг, когда она бросила эти палочки, лапы Квакши сами прекратили двигаться. «Какие чудеса» – подумала Квакша и попрыгала обратно к озеру. Позднее один учёный сеньор Луиджи Гальвани объяснил Квакше, что гроза и две палочки которые она нашла - это проводники, которые помогли ее лапкам создать электрический ток и живое электричество. 

Воспитатель: пишет на доске схему. 

     

Воспитатель: Дети, мы узнали какие удивительные лапки у лягушки Квакши. Давайте теперь вместе с Квакшей выучим новые слова на английском.

Дети: повторяют, что узнали нового на уроке вместе с учителем.

Рефлексия (физкультминутка) «Две лягушки»

Учитель: теперь мы с вами поиграем.

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: Вы хорошо отдохнули. Продолжаем наш урок.

Воспитатель: Дети, какого цвета лягушки в природе?  

Дети: синий, зелёный, жёлтый, красный, оранжевый.

Воспитатель: (раздаёт детям цветную бумагу).  Правильно, дети. Лягушки бывают разных цветов.   Давайте сделаем цветных лягушек из бумаги. 

Дети: делают аппликации.

Воспитатель: Молодцы, дети.

Воспитатель: Дети, Как Вы думаете, что умеет делать Квакша? 

Дети: плавать, сидеть, прыгать.

Воспитатель: Правильно, дети.

Воспитатель: Какого размера бывают лягушки?

Дети: большие, средние, маленькие.

Воспитатель: показывает картинки с изображениями лягушек детям.  Правильно, дети. Лягушки бывают разного размера и живут они, как Квакша на озере или в болоте, в пруду и плавают в воде.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие сегодня?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы, дети.  Давайте похлопаем друг другу.

Дети: дети вместе с педагогом хлопают друг.



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

 «Изучаем физику и делаем опыты с дядюшкой Архимедом»

Задачи

  1. изучить физические явления: «закон Архимеда и выталкивающая сила»
  2. показать практические опыты: «Сила Архимеда в сыпучем веществе и «плавание тел», для формирования представлений о физических явлениях.

Цели

образовательные

1.практическим путём выяснить условия плавания тел, основываясь на законе Архимеда.

2. формирование умения рассказать о физическом явление.

развивающие 

  1. создать условия для выполнения практических опытов и формировать умения проводить опыты
  2. развивать языковую память и мышление.
  3. развивать практические умения и навыки устной речи (монологической и диалогической); развивать способность осуществлять продуктивные речевые действия, развивать практические умения и навыки восприятия речи на слух (речь педагога)

воспитательные

  1. пробуждать интерес обучающихся к учебному предмету на основе меж предметных связей с биологией, физикой.
  2.  воспитывать культуру общения, уважительного отношения друг к другу, умение внимательно слушать собеседника и педагога.
  3. воспитывать умение работать в группах

Дидактический наглядный материал

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          стеклянная банка, гречка, теннисный мячик, ёмкость для воды, мелкие камни, скорлупа грецкого ореха, спички, клей, цветная бумага, фигурка из   набора лего лебедя или утки.

Раздаточный материал

 скорлупа ореха, спички, цветная бумага, клей

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, частично-поисковая и творческо-исследовательская.

Время урока: 20 минут

Организационный момент

Воспитатель: Добрый день, дети!

Дети: Здравствуйте

Формулировка темы занятия

Воспитатель: Посмотрите внимательно видео.  На суше птицы кажутся нам мало подвижными и большими. Но стоит им попасть в воду и поплыть, как   мы видим какими лёгкими и быстрыми   становятся птицы, движущиеся в воде.

Сегодня на уроке мы узнаем:

Какая необычная сила помогает птицам держаться на воде?

Понаблюдаем с помощью экспериментов:

1.какие предметы живой и неживой природы тонут в воде, а какие нет?

2.почему так происходит?

Поможет нам ответит на эти вопросы ученый дядюшка Архимед

Презентация по физике на тему "Закон Архимеда" (7 класс)      Воспитатель: Показывает детям картинку с изображением ученого Архимеда. Знаете ли, Вы кто это?

Дети: (примерные ответы детей) да или нет

Воспитатель: Дети, на картинке изображён Дядюшка Архимед – это греческий учёный, он придумал интересный эксперимент и хочет его показать.

Эксперимент 1. Сила Архимеда в сыпучем веществе.

Возьмем небольшую стеклянную банку с гречкой. Положим в эту банку теннисный мяч и накроем её крышкой. Переворачиваем банку так, чтобы шарик оказался в ее нижней части под гречкой. Потрясем банку вверх-вниз, мы видим, что шар через некоторое время всплывет на поверхность.

Воспитатель: Дети, какая сила помогла вытолкнуть мячик на поверхность гречки?

Дети: Сила Архимеда или подъёмная сила.

Воспитатель: Правильно, дети. Дядюшка Архимед еще очень давно заметил это физическое явление   и назвал его в честь себя. Сила Архимеда - это сила которая помогает выталкивать на поверхность лёгкие тела из жидкостей и сыпучих веществ.

Воспитатель: Дядюшка Архимед приготовил еще один эксперимент.  Для этого эксперимента он попросил нас сделать кораблики из скорлупы ореха.

10 минут дети делают аппликации.

Рефлексия (физкультминутка) «Вот летит большая птица»

Воспитатель: теперь мы с вами поиграем.

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Воспитатель: Вы хорошо отдохнули. Теперь продолжим наше занятие с дядюшкой Архимедом и его экспериментами.

Эксперимент 2. Плавание тел.

Воспитатель: Дети, перед тем как пускать каши корабли, давайте возьмем камешки и бросим в воду. Как думаете, почему они утонули в воде?

Дети: Камень тяжелый

Воспитатель: Правильно, камень тяжёлый и вода не может его вытолкнуть.

Воспитатель: Теперь опустим наши корабли на воду, они не тонут, потому что скорлупа лёгкая   и сила Архимеда выталкивает их на поверхность воды.

Воспитатель: Камень - тяжелый, а скорлупа ореха - лёгкая.  

Воспитатель: дети, как вы думаете на наших птиц из видео, тоже действует сила Архимеда?

Дети: (примерные ответы детей) да или нет

Воспитатель: Да, и на птиц действует эта сила и выталкивает их на поверхность.

Воспитатель: Учитель показывает детям игрушки утки, лебедя и лягушки.

Воспитатель: Наши птицы не тонут потому что в перьях и пухе у них есть воздух и поэтому птицы лёгкие.

Воспитатель: Учитель показывает картинки перьев и пуха птиц.

Воспитатель: Дети, Вам понравилось наше занятие с дядюшкой Архимедом?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы, дети.  Давайте похлопаем друг другу.

Дети: дети вместе с педагогом хлопают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: проект сюжетно-ролеой игры: Кафе"Улыбка".

Сюжетно- ролевые игры позволяют развивать у детей творческие способности, фантазию, развивают интелект, воображение. В сюжетно-ролевой игре ребенок может самореализоваться и самовыразиться....

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...