Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
материал (старшая группа) по теме
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРОЕКТА: «Наш родной город - Дзержинск».
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
1. Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому;
2. Воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Основные задачи в старшей группе:
- познакомить с историческим прошлым нашего города;
- познакомить с географическим положением и природными ресурсами нашей области;
- познакомить с трудом жителей города (химиков), с основными профессиями в нашем городе;
- познакомить с традициями, бытом горожан, уточнить представления о традициях внутри семьи;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили наш город, страну;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию нашего города;
- воспитывать чувство гордости за родной край;
- формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу
- формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь к родному краю воспитывать патриотизм.
План работы над проектом:
- Постановка проблемы (Что мы знаем о нашем городе? Что хотим узнать?);
- Определение видов деятельности ( как это сделать?);
- Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта;
- Выполнение проекта детьми и взрослыми;
- Обсуждение результатов проекта;
- Определение перспективы проектирования.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта «Наш родной город -Дзержинск».
I.Подготовительный
( знакомство с семьями воспитанников, проблемами в данном вопросе, отбор методов и приемов диагностики семьи, планирование работы с семьями на всех ступенях УВП, составление перспективного плана работы )
II. Организационный
(формирование групп родителей по интересам, формирование базы данных по результатам анкет, опросов, создание условий для внедрения запланированного проекта, формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи)
III. Практический
( работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний, совместная деятельность по схеме педагог - ребенок, ребенок - родитель, родитель - педагог)
IV. Отслеживание результатов
( анкетирование, опрос, конкурс)
Тематическое планирование работы над проектом в старшей группе:
Сентябрь - Мой дом, моя семья
Октябрь - Путешествие по улицам нашего города
Ноябрь - Природные богатства нашего края (животные)
Декабрь - Природные богатства нашего края ( растения) /посещение дендрария им.Ильяшевича/
Январь - Жизнь нашего города
Февраль - Защитники Отечества
Март - Кто работает в нашем городе /химики/.
Апрель - Культурное наследие нашего города
Май - Наш город /обобщение/
Перспективный план работы над проектом в старшей группе .
сентябрь «Мой дом, моя семья» | ||
НОД | НОД | «Я и мое имя, моя семья». «Кто мы, какие мы». |
Реж. м. | Беседы | тема: «Опиши свою маму, папу»( алгоритм рассказа о своей семье); беседа: «Имя, отчество, фамилия», сказка Сухомлинского « Семь дочек» «Любимые игры нашей семьи», « Как я дома помогаю маме и папе» беседы по картинам из серии «Семья» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Я. Аким « Кто кому кто?» , Р. Гамзатов « Мой дедушка» А. Толстой «Косточка», Сказка Г.Х. Андерсен « Дюймовочка», стих-е Н. Григорьевой « Общая игра», «Мама заболела». Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем» |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность , труд, худ.- тв. деятельность | словесная игра « Перекличка - путаница» Д. И. « Назови свой адрес», «Найди свой дом» опыт « какой тряпкой нам нужно вытирать пыль» ( влажной или сухой) труд: Д.И. «Четвертый лишний», «Что нужно для уборки»… рис. « С кем я живу»; « Мой дом»; «Моя комната»; портрет мамы, папы. |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Семья» « Дочки - матери» |
Работа с родителями | Работа с родителями | Диагностическая работа 1. Анкетирование «Какие мы родители», 2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала, рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Транспорт в нашем городе». 3. Консультация «Формирование начал патриотических чувств» 4. Сбор фотографий для совместного альбома 5. Творческая работа «Генеалогическое дерево»
|
Реж. м-ты | Целевые прогулки, экскурсии | Прогулки по микрорайону прилегающему к детскому саду. Целевая прогулка к кинотеатру «Спутник» - « Где мы любим гуляем всей семьей» |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание: «Песенка о труде» муз. Шумилова -театрализованные: игра-перевоплощение «Мы осенние листочки» |
Реж. м-ты | Физкультура и здоровье | подвижные игры: «Мыши и кот», «Бездомный заяц» безопасность: индивидуальные задания по теме «Один дома» « Хорошо-плохо» |
октябрь « Путешествие по улицам нашего города» | ||
НОД | НОД | « Путешествие в прошлое нашего города» « Символы нашего города» «Что интересного есть в нашем городе» |
Реж. м. | Беседы | «Расскажи, что знаешь ты о своем городе» «Где я живу» « Мы - горожане» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…» Рассматривание фотографий и иллюстраций, при составлении рассказов использование алгоритма рассказа о городе. |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ.-тв. деят-сть | Словесная игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся города), « Назови ласково», « Один -Много» « Кто знает, пусть продолжает»,« Назови лишнее слово», Д.И. «Разрезные картинки» « Узнай здание по силуэту» опыт: из чего прочнее дом ( разные материалы) труд: разные дома конструирование « Наш город» |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | « Поездка по городу» « Мы строим наш город» « Шоферы» « Поездка на автобусе» Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо» |
Работа с родителями | Работа с родителями | Конкурс рисунков «Мой любимый город» Рекомендация: экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее города Дзержинска» рекомендация по изготовлению книжки - самоделки « Поездка на реку Оку». |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | К светофору, к школе. |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание «Наш край» муз. Кабалевского -театрализованные игры: настольный театр «Репка» -праздник « Праздник Осени» - вечер досуга « Поздравим именинников» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | подвижные игры: «Пугало. Бездомный заяц.» безопасность: беседа по теме « Как вести себя на улице», «Опасные предметы на улице», словесная игра « Можно-нельзя» |
ноябрь «Природные богатства нашего края (животные)» | ||
НОД | НОД | « Животные наших лесов», « Как животные к зиме готовятся» |
Реж. м-ты. | Беседы | Познавательно-этическая беседа «Ты – часть природы» Беседа «Природа рядом со мной» , « Как я ухаживаю за моими животными» Беседа «Животные нашего края. |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит»: рассказы о животных Е. Чарушина; В. Зотова; Мамин-Сибиряк «Серая - Шейка»; К.Ушинский « Еж и заяц»; Л.Толстой «Белка и еж». Знакомство с «Красной книгой» Нижегородской обл. |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-тв. деят-сть | словесная игра « Кличка животных», « Что неверно», « Найди и назови нужное слово» « Кто летит в самолете» Д.И. «Кто где живет», «Кто лишний?», « Дорожки -помощницы» « Кто спрятался» опыт: зачем зверям шубку менять. труд: изготовление и вывешивание кормушек для птиц изготовление иллюстраций для книжек - самоделок. |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | « Путешествие в лес», « Животноводы», «Зоопарк» |
Работа с родителями | Работа с родителями | Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» Совместный труд родителей и детей(кормушки), рекомендации по изготовлению книжки - самоделки « Айболит рядом с нами», «Путешествие в природу» ( животный мир наших лесов и парков) |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | к ветлечебнице |
Сов. д-ть | Театрально-музыкальная деятельность | -слушание «Звероловы и звери» муз. Тиличеева, «Лиса и медведь» муз. Соколовой -театрализованные игры: Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» - вечер досуга «Лесные разговоры» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Хитрая лиса», « Мышеловка» -безопасность :беседа на тему «Как нужно вести себя в лесу», « Можно ли сорить в лесу» ,« Чем опасно дикое животное», сит. « Что будет если взять лисенка домой?» |
декабрь «Природные богатства нашего края ( растения)» | ||
НОД | НОД | « Растения нашего леса» « Что растет на грядке и в саду» «Охрана природы в нашей стране» |
Реж. м-ты. | беседы | «Все растения нужны, все растения важны», « Витамины вокруг нас» «Лекарственные растения нашего края», «Дендрарий.», «Главный лесовод Дзержинска И.Н.Ильяшевич.» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Н. Егоров « Огород, капуста, помидор» , Тувим «Овощи», И. Токмакова «Осинка», С. Есенин « Белая береза» Иллюстрации и картины «Растения, животные родного края » |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность. труд, худ-творческая деят-сть | Словесная игра « Съедобное - несъедобное», « Какой звук потерялся» Дидактическая игра «Что в лесу мы нашли?», «Где спрятался звук», «Замочная скважина» опыты: что нужно для роста растений труд: подготовка группы к Новому году изготовление поздравительной открытки. |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Магазин», « В ботаническом саду» « Прогулка по парку» |
Работа с родителями | Работа с родителями | рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Путешествие в природу» (растительный мир наших лесов и парков) «Кто поет у нас в лесу» ( птицы нашего леса) Посещение дендрария им.И.Н.Ильяшевича |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | - Деревья и растения на участке. - Переулок Ильяшевича |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание «Пугало» муз. Т. Бокач. -театрализованные игры: теневой театр « Осторожно ядовито» -праздник « Новый год» - вечер досуга « Встречи в лесу» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: Овощи, Мороз-красный нос -безопасность: беседы « Чем опасны немытые фрукты и овощи». |
январь « Жизнь нашего города» | ||
НОД | НОД | « Праздники нашего города», « Какие бывают дома» |
Реж. м-ты. | Беседы | « Праздники : Новый год и Рождество» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Калядки, пес. « Как на масляной неделе», В. Катаев « Цветик - семицветик» Э. Мошковская « Какие бывают подарки», Б. Житков « Что я видел», Н. Носов «Горка», С. Маршак « Академик Иванов. Гололед». |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Все ли верно, докажи», « Я начну, а ты продолжи» Д.И. « Путешествие по карте», « Разные дома», «Выложи из палочек», « Разложи предметы по домам»( где что нужно) опыт : таяние и замерзание снега труд : ремонт игрушек наряд для калядования рваная аппликация « Ночной город» |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Дискотека у животных», «Игра в волшебника», «Детский сад.» |
Работа с родителями | Работа с родителями | рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Творим, развиваемся, растем» |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | Целевая прогулка : наблюдение « Машины - помощники дворника» |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание «Святки» П.И. Чайковский, «Дед Мороз» Шумана -театрализованные игры кукольный театр «Дед Мороз» -праздник: калядки - вечер досуга: Незнайка на улицах нашего города. |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Где мы были», «Воробышки и кот» -безопасность: беседа на тему « Чем опасны гирлянды», « Почему нельзя зажигать свечки на елке», « Как вести себя на праздниках» |
февраль « Защитники Отечества » | ||
НОД | НОД | « Кем работает мой папа, дедушка» « Знакомство со службой пограничника» |
Реж. м-ты. | Беседы | Беседа «Кто такие богатыри?» , « Чем занимается мой папа», « Кто и как делает машины», « Кем я буду когда вырасту» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» Беседа «Защитники Отечества» ,« Как рос мой папа» « Мой папа – спортсмен» ( военный, пожарный,...) |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Рассматривание картин о родах войск Л.А. Кондрыкинская « Дошкольникам о защитниках Отечества», А Барто « На заставе», С. Маршак « Почта», С. Алексеев « Первый ночной таран», Л.Коваль «Алый»,С. Баруздин « Каменщик, плотник, маляр», пословицы о труде. |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Кто что делает», « Кто чем управляет», « Вежливые слова», Д.И. « Что напутал фотограф», « Кому что нужно», « Почини здание» опыт: что прочнее ( металл, бумага, пластмасса) труд: помощь помощнику воспитателя в уборке группы. изготовление поздравительной открытки для пап, дедушек. |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | -Творческая игра «Мы защитники» -С.Р. игра «Пограничники» ,« Капитаны» , « Поликлиника» |
Работа с родителями | Работа с родителями | рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Дзержинск – город спортивный», Экскурсии к стадионам Дзержинска («Химик», «ФОК», «Капролактамовец»). |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | «Парк зимой» |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание « Солдатский марш» Шумана -театрализованные игры: игра-инсценировка стихотворения « На границе» -праздник « Поздравляем наших мужчин» - вечер досуга « Поздравление мальчикам» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: Хоккеисты -безопасность: беседы на тему « Как вызвать милицию, пожарных, скорую помощь», « Что нужно делать если позвонил незнакомый человек». |
март « Кто работает в нашем городе?» | ||
НОД | НОД | « Какие бывают профессии», « Кто работает у нас в детском саду» «Заводы нашего города» « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Реж. м-ты. | Беседы | « Как я помогал маме», « Праздник 8 марта в нашей семье» « Мой подарок бабушке», сит. « Мы пришли на почту» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | В. Маяковский « Кем быть», Л. Пантелеев « Большая стирка», Турчин « Человек заболел», С. Михалков « А что у вас», Э. Успенский « Если был бы я девчонкой» М. Родина « Мамины руки», А. Кондрашова « Наш доктор» |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Подскажи звук», « Кто подберет больше слов», Д.И.« Рассели гостей в городе», « Расшифруй слово» « Где спрятался звук» опыты: рост растений весной труд : изготовление праздничной книжки, подарка маме, посев семян, поставить веточки берёзы и тополя в воду. |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | «День рождение», « Почта» ,« Магазин» , « Салон красоты» ,« Ателье» |
Работа с родителями | Работа с родителями | анкета по теме: « Традиции нашей семьи» рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «В гости к доктору» «Где работают наши папы и мамы» |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | экскурсия в магазин ( что можно купить в этом магазине, наблюдение за работой продавца) |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание Песенка мамонтенка про маму -театрализованные игры: кукольный театр « Крошечка Хаврошечка», пантомима «Как мама наряжается» -праздник « Женский день 8 марта» « Масленница» - вечер досуга « Поздравление девочкам» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Хозяюшка» -безопасность: беседа «Микробы и вирусы», «Как устроено тело человека», «Куда обратиться, если я заболел?» |
апрель «Культурное наследие нашего города» | ||
НОД | НОД | « Зачем нам нужен театр, кинотеатр, музей, библиотека», «Что такое музей», «Памятники нашего города», « Откуда книга пришла» , « Красивые здания нашего города» « Первые космонавты» |
Реж. м-ты. | Беседы | Рассматривание фотографий и иллюстраций об архитектуре и скульптуре в Дзержинске, просмотр презентации «Архитектура и скульптура в нашем городе» Выходные в нашей семье, ситуация « Я встречаю гостей», « Как вести себя в общественном месте» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | С. Маршак « Ежели вы вежливы», ск. « Рукодельница и ленивица», С. Баруздин « Кто построил этот дом», книги с иллюстрациями В.Васнецова, Е.Чарушина, Б. Иванов « Русские крепости», А.С. Пушкин « Медный всадник» (отрывок) , сказки Пушкина и рассматривание иллюстраций в книге. |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Угадай слово», « Так бывает» Д.И. «Расшифруй название», « Узнай по фрагменту», « Разноцветные картинки» « Путешествие с героями сказок» « Найди отличия» опыт: как нужно ставить детали строителя, чтобы дом не развалился. труд: ремонт книжек из книжного уголка, ручной труд на тему «Мы космонавты», пересаживание растений в уголке природы. рисование на тему : старинные терема, самое красивое здание на моей улице . |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | «Космонавты», «Полет на Луну» « Театр» « Мы в музее» |
Работа с родителями | Работа с родителями | папка - передвижка « Читаем вместе с детьми», рекомендации родителям по изготовлению книжки - самоделки « В гости к книжке». рекомендация родителям : « Посетить Краеведческий музей» |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | целевая прогулка по теме: « Весенняя уборка города» , по близлежащим улицам с рассматриванием зданий архитектуры (Пенсионный фонд,ул.Петрищева). экскурсия к памятнику Ф.Э.Дзержинскому, Вечный огонь… |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание классической музыки -театрализованные игры: настольный театр « День рождения Чебурашки» -праздник: Весна - красна - вечер досуга: « В гостях у космонавтов» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Горелки», «Третий лишний» -безопасность: «Как вести себя в музее», «Чем может быть опасна речка» |
май « Наш город в годы войны » | ||
НОД | НОД | «Никто не забыт. ничто не забыто» «Обелиск воинской славы в нашем городе»(Вечный огонь) |
Реж. м-ты. | Беседы | « Этот День Победы», « Медали и ордена» |
НОД Реж. м-ты. | Художественная литература | Л. Кассиль « Твои защитники» «Главное войско», А.Барто « На заставе», И. Панькин « Откуда у моряков взялась сила» Рассматривание картин о войне (Обратить внимание на выражение лиц людей: какие чувства они испытывают? Почему?) Заучивание стихотворений |
НОД Сов. д-ть Реж. м-ты. | Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | словесные игры « Где находится памятник» Д.И. « Парные картинки», « Ребусы по улицам», « Круглый год в городе» опыт : сравнение веток березы и тополя ( как распускаются) труд: изготовление открыток для ветеранов, цветов для возложения. Рисование : «Салют ко Дню Победы» |
Сам. д-ть | Сюжетно-ролевые игры | Показ теневого театра: «Так начиналась война», «Моряки», «Военные», «Санитары»
|
Работа с родителями | Работа с родителями | Сходить на парад посвящённый Дню победы», «Дню города /парад боевой техники/. Возложить цветы к Вечному огню/9 мая/. Конкурс рисунков «Этот День Победы!» |
Реж. м-ты. | Целевые прогулки, экскурсии | Экскурсия к обелиску воинской славы- Вечному огню.(возложение цветов) |
Сов. д-ть | Театрально- музыкальная деятельность | -слушание «Песня для ветеранов» муз. Бобковой, «День Победы». -театрализованные игры: игра - инсценировка стих. Маршака - вечер досуга « Не обижайте муравья» |
Реж. м-ты. | Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Жмурки», «Лесная эстафета». -безопасность: беседа « Как вести себя на дороге ( правила катания на велосипеде, самокате, роликах) |
Контрольные вопросы для выявления знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе.
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как называется наш детский сад?
3. На какой улице он находится?
4. Назови улицу, на которой ты живёшь.
5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?
6. На берегах какой реки расположен наш город?
7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?
8. Давай поиграем в игру: «Что это?» Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это.
За правильный ответ получишь фишку. Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группе
“Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца”.
/К.Паустовский/
Тематическое планирование работы над проектом в подготовительной к школе группе:
Август - «Нижний Новгород — прежде и теперь»
Сентябрь – «Мой любимый детский сад» ; «Символы России»
Октябрь - «Моя семья»; «Наше государство — Российская Федерация»
Ноябрь - «Мой район и город, в котором я живу»; «Нижегородский - край родной»
Декабрь - «Я и мое имя»; «Законы, по которым мы живем»; «Новый год у ворот
Январь - «Наша родина – Россия»
Февраль - «Москва – главный город нашей Родины»; «Сильны и могучи богатыри славной Руси».
Март - «Мамочка милая, мама моя»
Апрель - «Наши космонавты»
Май - «Этот День Победы» ; «Славим тебя человек труда»
Сроки проведения | тема | Содержание работы |
Август 3-4 неделя | «Нижний Новгород — прежде и теперь» | Семейная экскурсия по городу с профессиональным экскурсоводом. |
Сентябрь 1-2 неделя | «Мой любимый детский сад» | Содержание НОД по развитию речи: - Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду, о важности труда всех людей, работающих в детском саду. - Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад); - Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям средней группы. - Показ кукольного спектакля для детей среднейгруппы; - Пение песен и чтение стихов о детском саде. Связь с другими видами деятельности - Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. - Труд по уборке листьев на участке детского сада. - Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад ". |
Сентябрь 3-4 неделя | «Символы России» | - Экскурсия к мэрии (рассматривание флагов). - Беседа «Символы России»; - Слушание гимна РФ (в грамзаписи). Беседа по содержанию текста; - Рассматривание герба Российской Федерации (исторические данные); - Изготовление панно из природного материала «Флаг России»; - Открытие выставки детских работ «Символы России». |
Октябрь 1-2 неделя | «Моя семья» | Содержание НОД по развитию речи: - Работа над понятием «семья», "родня". Разгадывание ребуса «7Я»; - Беседа с детьми о семейных традициях и праздниках; Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня" -Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. -Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. - Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения". Связь с другими видами деятельности Рисование на тему: "Моя семья". - Рисование дома для своей семьи; - Изготовление коллажа Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). - Обсуждение ситуаций из жизни семьи. - Сюжетно-ролевая игра "Семья"; «Моя семья». - Семейный праздник «Моя родословная»
|
Октябрь 3-4 неделя | «Наше государство — Российская Федерация» | Содержание НОД по развитию речи: - Беседа о государстве — "Российская Федерация". - Знакомство с различными городами России. - Знакомство с флагом, гербом и гимном России. - Прослушивание гимна. - Беседа о березке — символе России. - Стихи и песни о березке. Связь с другими видами деятельности - Разукрашивание в альбомах Российского флага. - Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети. |
Ноябрь 1-2 неделя | «Мой район и город, в котором я живу» | Содержание НОД по развитию речи: - Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям). - Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе; - Экскурсия по улицам города; - Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с историей г.Дзержинска); - Беседа «Дзержинск – город счастья»; - Рассматривание герба г. Дзержинска; - Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу» - Игра "Магазин сувениров" ("продажа" сувениров Нижегородских мастеров). - Прослушивание песен о родном городе (в записи). Связь с другими видами деятельности - Экскурсия по району и городу на автобусе ( с родителями). - Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. - Изготовление альбома "Природа моего края". - Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада) |
Ноябрь 2-3 неделя | «Нижегородский-край родной» | - Рассказ воспитателя об истории Нижнего Новгорода; - Экскурсия в лес(знакомство с флорой и фауной Дзержинска); - Рассматривание герба и флага Нижнего Новгорода; - Изготовление панно из природного материала «Герб Н.Н.» |
Декабрь 1 неделя | «Я и мое имя» | Содержание НОД по развитию речи: - Для чего человеку имя? (беседа). -"Полное" и "неполное" имя (игра). - Этюд "Назови ласково". Связь с другими видами деятельности - Изготовление именных карточек. - Рисование на тему "Мой лучший друг". - Развлечение "Друг в беде не бросит". |
Декабрь 2 неделя | «Законы, по которым мы живем» | Содержание НОД по развитию речи: - Беседа о Конституции. - Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства). - Связь с другими видами деятельности - Выставка поделок "Руками детей и их родителей". |
Декабрь 3-4 неделя | «Новый год у ворот» | Содержание НОД по развитию речи: - Загадки о зиме. - Беседа о праздниках; -Беседа о встрече Нового года в других странах. - Рассказ воспитателя о времени встречи Нового года в разных часовых поясах и воображаемое путешествие по карте; - Беседа о новогодних символах, о новогодних обычаях; - Составление письма Деду Морозу Связь с другими видами деятельности - Рисование на тему "Новогоднее представление". - Аппликация "Елка". -Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. - Оформление группы к празднику; - Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями). - Акция «Поможем птицам зимой» |
Январь | «Наша родина – Россия» | Содержание НОД по развитию речи: -Рассматривание репродукций с картин о родной природе. - Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. - Работа над понятием "гражданин". - Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?" - Объяснение значения пословиц о Родине. - Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага). Связь с другими видами деятельности - Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. - Рисование на тему "Моя Родина". - Пение русских народных песен, частушек, калядок. - Рождественское развлечение. - Народные игры.
|
Февраль 1-2 неделя | «Москва – главный город нашей Родины» | Содержание НОД по развитию речи: - Рассматривание макета города Москвы.; "Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве). - Рассказ об основании Москвы. - "Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям). - "Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям). - Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке". Связь с другими видами деятельности. - Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями). -Конструирование Московского Кремля. -Чтение стихов о Москве. - Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). |
Февраль 3-4 неделя | «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | Содержание НОД по развитию речи: - Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины»; - Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов; - Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества, о службе в армии. - Просмотр видеофильма "Защитники Отечества". - Пение песен об армии. Связь с другими видами деятельности - Изготовление подарков для пап и дедушек. - Спортивное развлечение "Вместе с папой". |
Март | «Мамочка милая, мама моя» | Содержание НОД по развитию речи: - Беседа о мамах, «Мама – самое прекрасное слово на земле»; - Рассказы детей о своих мамах. - Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". - Пение песен о маме, чтение стихов. Связь с другими видами деятельности - Рисование портрета "Моя мама". - Выставка детских рисунков « Мамы разные нужны, мамы разные важны»; - Изготовление подарка маме, бабушеки. - Семейные посиделки "Вместе с мамой"- «Все стихи и песни о тебе, любимая»; - Музыкальный досуг - Фото-вернисаж «Мамочка любимая моя»; |
Апрель | «Наши космонавты» | Содержание НОД по развитию речи: - Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). - Рассматривание альбома «Космонавты»; - Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. - Пословицы и поговорки о космонавтах; - Игра "Космонавты". Связь с другими видами деятельности - Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты". - конструирование «Космический корабль». - Рисование на данную тему. - Спортивное развлечение «Мы – космонавты»; |
Май 1-2 неделя | «Этот День Победы» | Содержание НОД по развитию речи: - Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). - Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. - Слушание и пение фронтовых песен. - Игры (соревновательного характера) Связь с другими видами деятельности - Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. - Изготовление праздничных открыток. - Высаживание цветов на аллею детского сада. - Оформление стенда |
Май 3-4 неделя | «Славим тебя человек труда» | .- Беседа о профессиях людей, работающих на химических предприятиях. (Рассматривание альбома с фотографиями). - Фото-вернисаж «Славим тебя, человек труда» - Операция « Чистый участок» (уборка участков детского сада детьми). - Беседа о подвигах солдат во время ВОВ; - Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов; |
Диагностика
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла) - Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл ) - Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Дзержинска.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Дзержинска.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла). -Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Дзержинского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл) - Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край». Д\игра «Ёлочныё игрушки»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть иллюстраций «В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Пермского края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Оки»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Дзержинске?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко-географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному городу | |
Высокий уровень (13-15 баллов) - Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Дзержинск, может объяснить символику Дзержинского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов) - Знает название города, свой домашний адрес, герб города Дзержинск; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов) - Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Дзержинска, Нижегородского края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод рассказывает по альбому о своём городе).
Воспитатели:
- Разработка конспектов НОД
- Практический материал по всем видам детской деятельности
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
-Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край»
- Уголок по краеведению в группе.
Я уверена, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Игры для дошкольников о родном крае
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад, и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».
Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».
Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижегородской области помогут игры: лото «Дзержинск», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».
В лото «Дзержинск» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игр Д/И как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:
- Наш город называется Россия (Нет.Дзержинск)
- Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)
- На гербе Нижнего Новгорода изображена лошадь. (Не верно. Это олень)
- Главная площадь Дзержинска – пл. Ленина (Нет. Это пл.Дзержинского) и т. д.
.. Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова:
«Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.».
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или
Какие реки есть в нашем городе?
Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .
Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например : «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? И т.д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.
Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон». Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде.»
С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:
1. «С какого дерева детки». Группе детей раздаются картинки с изображением различных деревьев наиболее часто встречающихся в наших краях. Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.
2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты».Ребята должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.
3. Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом», в котором тот живёт.
4. Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края. Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.
Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:
1. «Магазин сувениров». Дети в ней могут купить понравившийся предмет лишь подробно его описав.
2. «Чудесный мешочек» Ребята на ощупь должны догадаться, что за предмет они нашли в мешочке.
3. Пазлы «Русские узоры» Дети подбирают подходящие элементы росписи
4. Лото «Узнай элементы узора» Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов данной росписи.
5. «Весёлые матрёшки» В данной игре ребёнок должен украсить готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.
Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом (кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает им картинки с изображением отдельных предметов (мате-риалов, инструментов, готовых изделий), и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
- Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку». А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.
Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев, живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами можно использовать игру « Найди пару».
Все перечисленные мною игры доступны для восприятия детьми и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.
Предварительный просмотр:
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.
Тема: Дзержинск-наша малая Родина.
Цель: формирование знаний детей о родном городе.
Задачи:Уточнить представления детей о родном городе.
Формировать у детей понятие «малая Родина».
Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.
Материалы: карта, герб, мэр
Предварительная работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей города, чтение и заучивание стихотворения, пословиц, рисование на тему «Наш город».
Ход занятия:
Дети встают в круг и читают хором стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Вос-ль: Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребенок читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
Вос-ль : О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)
У каждого на земле человека есть Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Родина – это наш город Дзержинск.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Вос-ль: Ребята, вы знаете много пословиц. А какие пословицы о Родине вы знаете?
Ответы детей:
На чужой сторона и весна не красна.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить - Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Родина любимая - что мать родимая.
Вос-ль : А кто хочет рассказать стихотворение о родном крае?
Ребенок читает стихотворение:
-Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Вос-ль : Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
- Как называется наш родной край? (Нижегородская область)
- Как называется город, в котором мы живем? (Дзержинск)
Вос-ль :Наш город Дзержинск - частица Нижегородской области, и нашей великой Родины – России. Кто хочет рассказать стихотворение о нашей родной русской земле?
Ребенок читает стихотворение:
- Выйду я на зорьке
Слушать соловья.
Рощицы, пригорки,
Вдалеке – поля.
Над родной сторонушкой
Солнце поднимается,
И поет соловушка,
Свищет, заливается.
Трели соловьиные
Понимаю я:
Славит он родимые
Рощи и поля.
Зорька ленту узкую
Бросит над рекой.
Славит землю русскую
Голос золотой!
Вос-ль: Ребята, сейчас мы с вами слушали стихотворение о большой Родине, о стране, в которой мы живем, а вот есть такое выражение как «малая Родина».
Ребенок читает стихотворение:
-Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
Вос-ль: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина. Наш город Дзержинск.
- А вы знаете, сколько лет исполнится нашему городу?
Правильно, 82 года.
- Как вы думаете, это много или мало?
Для города 82 года - это небольшой возраст. Наш город молодой. А вы любите свой город? Давайте же вспомним, за что мы так любим Дзержинск.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Вос-ль: Послушайте, какое прекрасное стихотворение сочинили о нашем городе.
Чудесный русский город
Любимый и родной
Ты сердцу мил и дорог
Дзержинск наш трудовой.
Растёт , цветёт наш город,
А с ним растём и мы
Стоишь ты , словно рыцарь
На берегу Оки.
Пусть песня наша птицей
Несётся вдоль реки.
Вос-ль: Как вы думаете, почему поэтесса назвала Дзержинск своей колыбелью.
-Потому что здесь она родилась и выросла, так же как и мы с вами. А теперь давайте немного отдохнем и покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким, (присесть)
К коленочкам прижмусь. (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь. (поднять руки вверх, встать на носочки)
Вос-ль: Я вам сейчас покажу фотографию, а вы скажете, что за место запечатлено на ней.
-Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нем,
Пенье, танцы, плач и смех-
Удовольствие для всех. (Школа искусств).
- А теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего города и назовите те места, которые вам знакомы.
Игра « Где это находится ?».
Вос-ль: Молодцы, ребята! Отлично справились с этим заданием. Как вы думаете, что надо делать, что бы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?
-Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Вос-ль: Как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте? (Земляки). А тех, кто родился и вырос в городе Дзержинске? (Дзержинцы).
Вос-ль :Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.
Занятие : «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Вызвать интерес к истории Дзержинска; формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; познакомить с гербом и флагом города; воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, создавшим культурные достопримечательности города; формировать умение выражать свои мысли.
Материал. Географическая карта Нижегородской обл., герб и флаг города, картинки и фотографии прошлого и современного города; старинная утварь, сделанная руками мастеров; макеты деревьев и кустарников, растущих в нашем городе; Предварительная работа. Чтение и заучивание стихов о Дзержинске, экскурсия по городу, встречи с музейными работниками, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников.
Последовательность работы
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель: Как называется наша область, в которой мы живем?
Назовите города, в которых вы бывали или о которых слышали. (Ответы.) Когда говорят «дзержинец», «москвич», «казанец», «челнинец», «бугульминец», имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живет: «дзержинец» живет в городе Дзержинск, «москвич» - человек, живущий в Москве, «казанец» -...
Воспитатель. В каком городе живем мы с вами?
Дети. В Дзержинске!
Воспитатель. Как вы понимаете пословицу: «Что ни город, то свой норов»? (Дети высказывают предположения.) Да, все города очень разные. У каждого из них есть отличительный знак - герб. (Дети рассматривают герб Дзержинска.) (Воспитатель даёт информацию о гербе и флаге.)
Воспитатель. Дети, сколько вам лет? Миша, сколько тебе лет? А тебе, Аня? (И т.д.) А сколько лет вашим маме и папе? Как вы думаете, есть ли возраст у городов? (Ответы.) Сколько лет нашему городу Лениногорску?
Дети. Нашему городу 82 года.
82 года прошло, как много. Для страны короткий срок. Ну, а город наш чудесный развивается, растет.
Воспитатель. Дзержинск- город химиков, маленький уютный городок, расположенный на берегу реки Ока. Он спокоен, свеж и полон зелени, и, конечно же, достоин того, чтобы его отметили. Город был основан в1930году. Тогда это было посёлок Растяпино, а ранее село Чёрное.
Воспитатель: Мы познакомились с прошлым Дзержинска, а сейчас давайте совершим путешествие по городу и посмотрим, каков он сейчас.
(По ходу рассказа о городе воспитатель может демонстрировать слайды современного города.)
Города, как и люди, имеют своё лицо. Одни строгие, важные, величественные, но какие-то холодные. А другие, хоть и не имеют всех этих величественных архитектурных ансамблей, но по – своему красивы какой – то неброской красотой, теплотой, уютом.
Те, кто приехал в наш город впервые, помнят, как поразило их обилие зелени. Казалось, что его начали строить на хорошей лесной поляне. С энтузиазмом и большой отдачей работали тогда наши строители, врачи, учителя, все наши горожане. Работали, подчас забывая об отдыхе. Хочется сказать нашим молодым людям: «Помните всегда, что город этот строили ваши деды, бабушки, мамы, папы, а вам предстоит продолжить строительство. Пусть растут жилые дома и заводы, пусть радуют глаз . Новые улицы, скверы, пусть всегда остается в этом городе дух дружбы, трудолюбия!»
Наш город совсем юный. Но как много уже сделано для людей за это время!
У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это Дверец Культуры и отдыха «Химик», библиотеки, кинотеатр, бассейн, парки отдыха, скверы, музей .
Для поправки здоровья горожан тоже много сделано: целый больничный городок, есть тубдиспансер, медсанчасть, санаторий – профилакторий, базы отдыха, а для детей лагеря отдыха.
В таком маленьком городе есть филиал Нижегородского Университета , техникумы, пед. колледж, муз. колледж, технические лицеи, школы, детский дом, спортивные школы, музыкальные школы, художественная школа, есть все для дополнительного образования – это Дом детского творчества, Центр дополнительного образования.
Сегодня Дзержинск - благоустроенный современный город.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игры для дошкольников о родном крае
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре ,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад, и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».
Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».
Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижегородской области помогут игры: лото «Дзержинск», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».
В лото «Дзержинск» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игр Д/И как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:
- Наш город называется Россия (Нет.Дзержинск)
- Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)
- На гербе Нижнего Новгорода изображена лошадь. (Не верно. Это олень)
- Главная площадь Дзержинска – пл. Ленина (Нет. Это пл.Дзержинского) и т. д.
.. Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова: «Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.».
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или
Какие реки есть в нашем городе?
Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .
Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например : «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? И т.д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.
Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон». Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде.»
С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:
1. «С какого дерева детки». Группе детей раздаются картинки с изображением различных деревьев наиболее часто встречающихся в наших краях. Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.
2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты».Ребята должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.
3. Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом», в котором тот живёт.
4. Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края. Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.
Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:
1. «Магазин сувениров». Дети в ней могут купить понравившийся предмет лишь подробно его описав.
2. «Чудесный мешочек» Ребята на ощупь должны догадаться, что за предмет они нашли в мешочке.
3. Пазлы «Русские узоры» Дети подбирают подходящие элементы росписи
4. Лото «Узнай элементы узора» Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов данной росписи.
5. «Весёлые матрёшки» В данной игре ребёнок должен украсить готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.
Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом (кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает им картинки с изображением отдельных предметов (мате-риалов, инструментов, готовых изделий), и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
- Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку». А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.
Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев, живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами можно использовать игру « Найди пару».
Все перечисленные нами игры доступны для восприятия детьми и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.
Мониторинг для выявления знаний детей старщего дошкольного возраста о родном городе.
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как называется наш детский сад?
3. На какой улице он находится?
4. Назови улицу, на которой ты живёшь.
5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?
6. На берегах какой реки расположен наш город?
7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?
8. Давай поиграем в игру: «Что это?» Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это. За правильный ответ получишь фишку. Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...
Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...
Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме: Открытое занятие "Осенняя прогулка"
Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:Открытое занятие "Осенняя прогулка"На данном занятии дети совершенствуют навыки восстановления тождества и различия по их свойствам...
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....
Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) "Что растёт на нашей клумбе?"
Презентация состоит из 9 слайдов и содержит описание проекта, который состоит из 6 этапов. Проект включает в себя подготовительную словарную работу, знакомство со строением садовых цветов, изобразител...