Методическая разработка "Школа волшебников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Жалова Татьяна Владимировна

Методическая разработка "Школа волшебников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Школа волшебников»

Разработчик Жалова Т.В.

 Цель: способствовать формированию у детей умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей о свойствах воды (жидкая, не имеет форму, не имеет цвета и запаха)

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод)

- способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- уточнить значение воды для всего живого

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать,

сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

-Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

-Воспитывать бережное отношение к воде

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое, физическое.

Технологии:

1.Игровые технологии: использование игровых ситуаций и дидактических игр, сюрпризный момент

2. Технология исследовательской деятельности

3.Здоровьезберегающие технологии: смена двигательной активности

Материалы и оборудование:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Панно «Кому нужна вода»«Для чего нужна вода», схемы, символы.

2. Капитошка, волшебная палочка, картины с изображением

(слайд - реки, моря, океана, эмблема, символы обозначающие свойство воды, запись шума прибоя.

РАЗДАТОЧНЫЙ:

1. Стаканы с водой, пустые стеклянные емкости разной формы, фигурки, салфетки, стаканы с соком, баночки и воронка по количеству детей.

ИТК (ноутбук, проектор, экран)

Предварительная работа. Беседы о воде; опыты с водой; чтение художественных произведений о воде «Путешествие капельки»«Капитошкины сказки».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила, знаете кого?

Послушайте загадку.

Загадка:

Зонтик буду я держать,

И стараться их считать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Что же падает опять?

Ответ: капли

Ребята, хотите послушать сказку про капельку. Так слушайте!

Жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка.

А вы знаете, кто такая Капитошка?

Дети: Это капелька воды.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Она была такой грустной. Я спросила ее, что случилось, и она мне сказала, что дети очень мало, знают о воде. Я ее успокоила и сказала, что ребята довольно много знают о воде, и мы ей это докажем.

Воспитатель: Докажем.

(Ответ детей)

Появляется Капитошка

Воспитатель: Капитошка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?

Дети: Река, море. (Слайд №1с звуковым фоном)

Воспитатель: Что изображено на картинке?

А что объединяет все эти картины?

А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода обладает необыкновенными свойствами, и для их определения приглашаю вас в школу волшебников.

Для этого мне понадобиться волшебная палочка.

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

(Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей).

Теперь вы все стали волшебниками.

Воспитатель: Оглянитесь, вот мы и оказались в школе волшебников.

И я приглашаю в эту школу Капитошку, чтобы она тоже послушала про свойства воды.

Воспитатель: А кто мне ответит, какая вода?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: Правильно, ребята, вода – жидкая.

А давайте определим свойства воды.

Воспитатель: Вспомните, как определить, что вода жидкая?

(Ответы детей)

Вода легко переливается. (Слайд №2 - «Вода жидкая»)

А чтобы лучше нам это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт 1. «Вода – не имеем форму».

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?

(Ответы детей)

Воспитатель: У меня на столе стоят емкости разной формы, стакан, банки разной формы и т. д. Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости,

в которую мы её нальём. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ).

Опыт 2. «Вода – не имеем цвета».

Воспитатель:

- А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) фигуры, которые я приготовила. (дети опускают маленькие шары и т. д. в емкости с водой.)

-Как называются фигуры, которые мы опустили в стакан?

(Ответы детей)

- Ребята, фигуры изменили свою форму?

Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились.

Воспитатель:

А еще ребята, что вы можете сказать о цвете воды? (ответы детей)

Воспитатель: Вода не имеет цвета, это мы видим на данном опыте.

Обратите внимание на шарики, которые находятся в воде. Вы их видите?

(Ответы детей)

Воспитатель Что мы можем сказать? Вода, какая? Прозрачная.

Не имеет цвета. (слайд №3).

Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызги в поле пуще:

Станет травка гуще!

Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?

(Ответы детей)

Опт 3 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята у меня в стакане налит напиток, вам нужно угадать его. (дети нюхают)

(стакане апельсиновый сок). Угадали?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду.

Вода пахнет?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха

(слайд № 4).

Воспитатель: Вот видишь, Капитошка, какие интересные факты

мы знаем о воде

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Капитошка, много наши ребята

узнали о воде?

Капитошка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А, ребята тебе, Капитошка, еще раз напомнят.

Слушай и запоминай(с опорой на символы):отвечают дети

- вода жидкая

-вода не имеет формы

-вода не имеет цвета

-вода не имеет запаха

Воспитатель: А чтобы ты, Капитошка, ничего не забыла, ребята приготовили и для тебя символы.

Капитошка: Спасибо. Я услышала много интересного о воде.

Воспитатель: Капитошка, мы тебе ещё не сказали самого главного,

кому нужна вода? Ребята поможем Капитошке?

Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, какая вода нужна людям, животным,

птицам, рыбам?

Дети: Чистая.

Воспитатель: А почему можно пить только чистую воду?

Предположим, что мы выпили грязную воду, что может произойти с нами?

(Ответы детей)

Воспитатель: К сожалению, не всегда люди бережно относятся к воде.

Выбрасывают в реки, моря, пруды мусор, разные отходы.

Поэтому вода, прежде чем стать чистой и попасть в наши дома проходит через очистные сооружения, через специальные фильтры. (Слайд№5)

Воспитатель:

Я сейчас покажу вам как это сделать, в наших условиях фильтром послужит обычная салфетка.

Опыт№4 «Чистая вода»

Воспитатель:

Для опыта нам понадобится: две баночки, воронка и салфетка.

(Воспитатель объясняет и показывает). Сначала салфетку сверну несколько раз, затем вложу ее в воронку. Воронку вставлю в пустую баночку и начну аккуратно лить грязную воду. Посмотрите, что у меня получилось?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с салфеткой?

Дети: Она стала грязной.

Воспитатель: Правильно весь мусор и грязь остались на ней. А теперь попробуйте сами очистить воду.

Дети проводят эксперимент.

Воспитатель: У всех вода очистилась?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, сколько грязи осталось на салфетке.

Это мы очистили воду в баночке. Представьте, сколько грязи может накопиться в реке или в море, если человек будет бросать мусор в водоем?

Дети: Много грязи.

Воспитатель: Как вы думаете рыбам и всем обитателям водоемов, рек и морей хорошо жить в такой грязной воде?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы знаете, что от загрязненной воды рыбы и другие обитатели могут погибнуть? И не только обитателям водоемов нужна чистая вода. А еще диким животным, которые пьют ее с водоемов, растениям которые растут возле водоемов и нам с вами.

Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому.

Воду нужно беречь! Не засорять водоёмы.

Капитошка: Спасибо, ребята. Теперь я убедилась, что вы многое знаете о воде. До свидания!

Воспитатель: Пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят

(с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

В группу мы вернулись опять.

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось быть учёными – волшебниками?

Дети: Да.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!

Скажите, что нового вы узнали? Что больше запомнилось?

Что для вас было самым сложным?

В конце занятия для детей подготовлен сюрпризный момент, детям вручаются раскраски от Капитошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Методическая разработка по теме:"Разбуди волшебника"

Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью.Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами....

Методическая разработка. Познавательно – развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрый волшебник Владимир Сутеев».

Познакомить детей с многогранным творчеством Владимира Сутеева: художником – иллюстратором, мультипликатором, писателем....

Методическая разработка "В стране добрых волшебников"

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:            1. Разучивание песни «Как только подрасту»....

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Магнит – волшебник»

Разработка направлена на развитие исследовательских компетенций детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Представляет собой готовый сценарий занятия для дошкольников 4-5 лет в р...