Методическая разработка "Школа волшебников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка "Школа волшебников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-experimentirovanie_-_shkola_volshebnikov_-_srednyaya_gr.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа волшебников»
Разработчик Жалова Т.В.
Цель: способствовать формированию у детей умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о свойствах воды (жидкая, не имеет форму, не имеет цвета и запаха)
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод)
- способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
- уточнить значение воды для всего живого
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать,
сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать коммуникативные умения;
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
-Воспитывать бережное отношение к воде
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое, физическое.
Технологии:
1.Игровые технологии: использование игровых ситуаций и дидактических игр, сюрпризный момент
2. Технология исследовательской деятельности
3.Здоровьезберегающие технологии: смена двигательной активности
Материалы и оборудование:
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы.
2. Капитошка, волшебная палочка, картины с изображением
(слайд - реки, моря, океана, эмблема, символы обозначающие свойство воды, запись шума прибоя.
РАЗДАТОЧНЫЙ:
1. Стаканы с водой, пустые стеклянные емкости разной формы, фигурки, салфетки, стаканы с соком, баночки и воронка по количеству детей.
ИТК (ноутбук, проектор, экран)
Предварительная работа. Беседы о воде; опыты с водой; чтение художественных произведений о воде «Путешествие капельки», «Капитошкины сказки».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила, знаете кого?
Послушайте загадку.
Загадка:
Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?
Ответ: капли
Ребята, хотите послушать сказку про капельку. Так слушайте!
Жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка.
А вы знаете, кто такая Капитошка?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Она была такой грустной. Я спросила ее, что случилось, и она мне сказала, что дети очень мало, знают о воде. Я ее успокоила и сказала, что ребята довольно много знают о воде, и мы ей это докажем.
Воспитатель: Докажем.
(Ответ детей)
Появляется Капитошка
Воспитатель: Капитошка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?
Дети: Река, море. (Слайд №1с звуковым фоном)
Воспитатель: Что изображено на картинке?
А что объединяет все эти картины?
А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода обладает необыкновенными свойствами, и для их определения приглашаю вас в школу волшебников.
Для этого мне понадобиться волшебная палочка.
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахнем своей,
К волшебству спешим скорей!
(Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей).
Теперь вы все стали волшебниками.
Воспитатель: Оглянитесь, вот мы и оказались в школе волшебников.
И я приглашаю в эту школу Капитошку, чтобы она тоже послушала про свойства воды.
Воспитатель: А кто мне ответит, какая вода?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Правильно, ребята, вода – жидкая.
А давайте определим свойства воды.
Воспитатель: Вспомните, как определить, что вода жидкая?
(Ответы детей)
Вода легко переливается. (Слайд №2 - «Вода жидкая»)
А чтобы лучше нам это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт 1. «Вода – не имеем форму».
Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?
(Ответы детей)
Воспитатель: У меня на столе стоят емкости разной формы, стакан, банки разной формы и т. д. Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости,
в которую мы её нальём. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ).
Опыт 2. «Вода – не имеем цвета».
Воспитатель:
- А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) фигуры, которые я приготовила. (дети опускают маленькие шары и т. д. в емкости с водой.)
-Как называются фигуры, которые мы опустили в стакан?
(Ответы детей)
- Ребята, фигуры изменили свою форму?
Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились.
Воспитатель:
А еще ребята, что вы можете сказать о цвете воды? (ответы детей)
Воспитатель: Вода не имеет цвета, это мы видим на данном опыте.
Обратите внимание на шарики, которые находятся в воде. Вы их видите?
(Ответы детей)
Воспитатель Что мы можем сказать? Вода, какая? Прозрачная.
Не имеет цвета. (слайд №3).
Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызги в поле пуще:
Станет травка гуще!
Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?
(Ответы детей)
Опт 3 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята у меня в стакане налит напиток, вам нужно угадать его. (дети нюхают)
(стакане апельсиновый сок). Угадали?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду.
Вода пахнет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха
(слайд № 4).
Воспитатель: Вот видишь, Капитошка, какие интересные факты
мы знаем о воде
Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Капитошка, много наши ребята
узнали о воде?
Капитошка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А, ребята тебе, Капитошка, еще раз напомнят.
Слушай и запоминай: (с опорой на символы):отвечают дети
- вода жидкая
-вода не имеет формы
-вода не имеет цвета
-вода не имеет запаха
Воспитатель: А чтобы ты, Капитошка, ничего не забыла, ребята приготовили и для тебя символы.
Капитошка: Спасибо. Я услышала много интересного о воде.
Воспитатель: Капитошка, мы тебе ещё не сказали самого главного,
кому нужна вода? Ребята поможем Капитошке?
Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками)
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, какая вода нужна людям, животным,
птицам, рыбам?
Дети: Чистая.
Воспитатель: А почему можно пить только чистую воду?
Предположим, что мы выпили грязную воду, что может произойти с нами?
(Ответы детей)
Воспитатель: К сожалению, не всегда люди бережно относятся к воде.
Выбрасывают в реки, моря, пруды мусор, разные отходы.
Поэтому вода, прежде чем стать чистой и попасть в наши дома проходит через очистные сооружения, через специальные фильтры. (Слайд№5)
Воспитатель:
Я сейчас покажу вам как это сделать, в наших условиях фильтром послужит обычная салфетка.
Опыт№4 «Чистая вода»
Воспитатель:
Для опыта нам понадобится: две баночки, воронка и салфетка.
(Воспитатель объясняет и показывает). Сначала салфетку сверну несколько раз, затем вложу ее в воронку. Воронку вставлю в пустую баночку и начну аккуратно лить грязную воду. Посмотрите, что у меня получилось?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с салфеткой?
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Правильно весь мусор и грязь остались на ней. А теперь попробуйте сами очистить воду.
Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: У всех вода очистилась?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, сколько грязи осталось на салфетке.
Это мы очистили воду в баночке. Представьте, сколько грязи может накопиться в реке или в море, если человек будет бросать мусор в водоем?
Дети: Много грязи.
Воспитатель: Как вы думаете рыбам и всем обитателям водоемов, рек и морей хорошо жить в такой грязной воде?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вы знаете, что от загрязненной воды рыбы и другие обитатели могут погибнуть? И не только обитателям водоемов нужна чистая вода. А еще диким животным, которые пьют ее с водоемов, растениям которые растут возле водоемов и нам с вами.
Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому.
Воду нужно беречь! Не засорять водоёмы.
Капитошка: Спасибо, ребята. Теперь я убедилась, что вы многое знаете о воде. До свидания!
Воспитатель: Пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят
(с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
В группу мы вернулись опять.
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось быть учёными – волшебниками?
Дети: Да.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!
Скажите, что нового вы узнали? Что больше запомнилось?
Что для вас было самым сложным?
В конце занятия для детей подготовлен сюрпризный момент, детям вручаются раскраски от Капитошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет
Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
Методическая разработка по теме:"Разбуди волшебника"
Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью.Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами....
Методическая разработка. Познавательно – развлекательный досуг для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрый волшебник Владимир Сутеев».
Познакомить детей с многогранным творчеством Владимира Сутеева: художником – иллюстратором, мультипликатором, писателем....
Методическая разработка "В стране добрых волшебников"
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1. Разучивание песни «Как только подрасту»....
Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Магнит – волшебник»
Разработка направлена на развитие исследовательских компетенций детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Представляет собой готовый сценарий занятия для дошкольников 4-5 лет в р...