Методическая разработка "Удивительная соль"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Удивительная соль»
Области:
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа.
- Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
- Заучивание пословиц о соли
- Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
- Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ресурсы: посылка с двумя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, яйца, одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, подносы с солью для рисования.
Содержание образовательно организованной деятельности:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Смотрите, в посылке есть еще и письмо. Может быть из него мы узнаем, что в мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель: Подойдите к экспериментальным столам и откройте свои мешочки. И посмотрите, правильно ли вы отгадали загадку. Правильно! Это соль. Посмотрите, одинаковая ли она? Чем она отличается?
Ответы детей: нет, она разная. Одна мелкая, другая крупная, одна белая, другая серая
Воспитатель: Потрогайте ее на ощупь и сравните
Ответы детей: одна твердая и крупная, колючая. Другая мягкая, мелкая, гладкая
После того, как дети закончили работать с солью, протирают руки влажными салфетками и присаживаются на стулья.
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была очень дорогим товаром, дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Поскольку, соль была очень ценным продуктом, то о ней придумали много пословиц, скажите, а вы знаете пословицы о соли?
Ответы детей:
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся
Без соли, без хлеба худа беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Воспитатель: Как много пословиц вы назвали! А теперь давайте поговорим о видах соли. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Еще бывает йодированная соль. Это соль, в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества.
А еще, есть соль с необычным названием - лизунец. Эта соль используется для подкормки животных, им тоже нужны питательные вещества, содержащиеся в соли. Животные любят ее облизывать - поэтому ее называют соль - лизунец.
Воспитатель: Ребята, а как добывают соль? (ответы детей)
Соль добывается разными способами.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
Физминутка:
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Я прошу в круг всех встать,
И за мною повторять
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит стать учеными. Проходите, пожалуйста, в лабораторию. Надевайте, фартуки, проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
И так внимание. Сегодня мы с вами поэкспериментируем с двумя видами соли: крупная и мелкая.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Ответы детей: Соль похожа на порошок
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите?
Ответы детей: Соль состоит из белых кристаллов
Воспитатель: а какого она цвета?
Ответы детей: Белого
Воспитатель: Зачерпните соль ложечкой и высыпьте обратно в тарелку. Что мы можем сказать о соли?
Ответы детей: Она сыпется. Соль сыпучая
Воспитатель:
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей: Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Воспитатель: И так, какое свойство соли мы можем узнали?
Ответы детей:
Вывод: соль хрустит
Опыт № 3: «Соль поглощает воду. Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Ответы детей: Вода впиталась
Воспитатель: Значит соль поглощает воду. Добавьте еще полстакана воды, размешайте. Что произошло с солью?
Ответы детей: Соль растворилась в воде
Воспитатель:
Вывод: Мы узнали еще два свойства соли: соль поглощает воду и соль растворяется в воде
Опыт№4. «Что быстрее?»
Воспитатель: В один стакан насыпьте ложку мелкой соли, в другой ложку крупной соли. Какая соль растворилась быстрее, мелкая или крупная?
Ответы детей:
Вывод: Мелкая соль растворилась быстрее
Опыт№5. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?
Ответы детей: В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая
Воспитатель: Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
Ответы детей:
Вывод: В тёплой воде соль растворилась быстрее, чем в холодной.
Опыт № 6. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Где в природе мы можем встретить соленую воду?
Ответы детей: В море, океане
Воспитатель: А в обычной реке вода тоже соленая?
Ответы детей: Нет, в речке вода пресная.
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
Ответы детей: Яйцо не тонет.
Воспитатель: А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что получилось?
Ответы детей: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей:
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Творческая работа.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ..
(Солнце)
Они белые, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Все барашки– …
(Облака)
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится.
(Трава)
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
(ЦВЕТОК)
Воспитатель: Посмотрите, какая схема у нас получилась. Давайте повторим, что мы выяснили о соли. Теперь мы можем отправить это письмо Гене Барбоскину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_sol.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто - месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.
Соль из морской воды .
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Соль для животных.
Правила поведения в лаборатории . 1. Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину 3- Не толкать соседа во время работы 5- Выполнил и положи на место 4. Сначала посмотри, а потом повтори
Опыт № 2.Соль хрустит. Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день)
Цвет : белый На вкус: солёная Состоит из кристаллов. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее , то слышен хруст. Свойства соли .
Опыт № 3 « соль поглощает воду.» С оль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)
Опыт №2 Водоплавающее яйцо. 1.Берем два стакана с водой и одно сырое яйцо. Наливаем в каждый по 200мл воды В один из стаканов добавляем 3ст.ложки соли. 2.Опускаем в пресную воду сырое яйцо – оно опускается на дно . 3.Опускаем яйцо в соленую воду . О, чудо! Яйцо не тонет! . Вывод: Теперь мы можем сказать, почему яйцо, то плавало на поверхности воды, то тонуло. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. А значит в море будет легче плавать, чем в бассейне.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство» . Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.
Красим соль.
Выводы : 1 . Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни! 2. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. нетрадиционная техника рисования солью.на тему "Зима"
Главная задача -дать представление детям о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных мате...
Методическая разработка к тематическому педсовету «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»
Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа....
Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка НОД по развитию художественно — эстетической деятельности (нетрадиционная техника рисования – солью) во второй младшей группе Тема: «Зимний лес»
НОД по нетрадиционной технике рисования - солью во 2 младшей группе...
Методическая разработка: Соль и ее свойства
Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20 Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...