Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего детского сада добавила к упражнениям с солью игровые и занимательные задания с электронной ручкой. Это привлекло дополнительный интерес у наших воспитанников к занятиям, обогатило их знания и жизненный опыт.
Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
1. Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
2. Подготовить руку дошкольников к письму.
3. Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
4. Развивать воображение, внимание, усидчивость.
5. Обогащать знания и представления об окружающем мире.
6. Учить работать с современными обучающими устройствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_cherez_sol.docx | 515.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
Методическая разработка
«Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Домаркова Н.В., учитель-логопед
Петрова Ю.В., старший воспитатель
г. Усинск, 2014
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Нетрадиционные формы и виды материалов в данном направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.
О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Учитывая все выше изложенные факты, нами был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего детского сада добавила к упражнениям с солью игровые и занимательные задания с электронной ручкой. Это привлекло дополнительный интерес у наших воспитанников к занятиям, обогатило их знания и жизненный опыт.
Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
- Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
- Подготовить руку дошкольников к письму.
- Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
- Развивать воображение, внимание, усидчивость.
- Обогащать знания и представления об окружающем мире.
- Учить работать с современными обучающими устройствами.
Оборудование и материалы: электронная ручка «Знаток», методические пособия, оснащенные аудиостикерами, сухая морская соль (без ароматический добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)
С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для упражнений и игр.
Правила и требования к занятиям с морской солью:
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли и использованию электронной ручки.
Прежде, чем ребенок начнет выполнять упражнения в емкости с солью, педагог знакомит ребенка с электронной ручкой, способом работы с ней. Ребенок должен рассмотреть ручку, увидеть принцип ее действия. Можно использовать книги для электронной ручки («Я познаю мир» и т.д.) Затем дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. На данном этапе активно используются пособия, оснащенные аудиостикерами, на которых записана различная информация для ребенка:
- иллюстрация с изображением моря (озвучивается информация о морской воде, о морях)
- иллюстрации с изображением сухой морской соли (озвучивается информация о полезных свойствах морской соли, ее оздоравливающем действии на организм человека)
Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:
- Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни,
использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии, оснащенные аудиостикерами)
- Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
- Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Иллюстрационный материал также оснащен аудиостикерами. Например, упражнения «Паучок», «Цыплята», «Гуси» сопровождаются картинками и озвучиваются ручкой. Дети получают дополнительную информацию о насекомых, птицах.
Упражнения для пальцев и кисти руки.
«Паучок»
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Воронка»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
«Солим суп»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
«Моем ручки»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
«Пересыпь соль»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
«Хлопки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
«Кулачки»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
«Горка»
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
«Цыплята»
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
«Гуси»
Описание: пальцы щипают соль.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Домаркова Н.В., Петрова Ю.В. МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»
laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью....
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельность»
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть инте...
Игры для развития мелкой моторики руки через нетрадиционное использование различных предметов
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам , взрослым , но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передавать .Для того чтобы помочь детям с...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мною педагогом (Воспитатель) Гультяевой А.М. проведен анализ занятий по развитию мелкой моторики в группе детей младшего дошкольного возраста. На основании исследования были сформулированы методически...