Опытно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

В опытно-исследовательской деятельности  дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него, задача педагога помочь ему в этом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

"Жидкости. Растворы. Опыт-забава "Волшебный шарик"

Задачи:

Образовательная область  «Познавательное развитие»

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).

• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения  опытов.

• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область  «Речевое развитие»:

• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.

•Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:

Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.

На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Воспитатель:

Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Опыт № 1.Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие  не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

Дети:Жидкость.

Воспитатель:

Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте  немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

Дети:ответы детей, вывод делают самостоятельно:как бы  не смешивали  масло с водой, дажепосле перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель:(дополняет вывод детей)

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь  жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель:  

Возьмите тарелочку с сахаром.А вы знаете, как называется такой сахар?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:

Правильно – рафинад. Для  опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?

Дети: (ответы).

Воспитатель:

Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?

Дети: (ответы)Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель дополняет:   сахар разделяется на маленькие  частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта  нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель:Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.

Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?

Дети. Ответы детей.Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.

Воспитатель:

Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель:

Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните  чистую емкость водой наполовину, затем добавьте  пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель:

Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль

Воспитатель (дополняет выводы детей):Сколько бы  ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Опыт № 5. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?

Дети: (ответы)

Воспитатель:Давайте проверим ваши предположения.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает  предположения детей,вместе с детьминаблюдают за изменениями, происходящими с молоком:молоко начинает двигаться,получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют  свои наблюдения, делают выводы).  А теперь попробуйте  ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить  в центр тарелки. Что мы видим?(Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги.В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так получается?

Дети: (ответы, предположения детей)

Воспитатель:(дополняет)

Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.

Опыт демонстрируется без объяснения детям.

Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так.             Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе  с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра   нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представлени...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....