Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_28.03.08.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность.  Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема: «Знакомство со свойствами воды»

  Цели:

  Учить детей:

- находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;

- находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)

- анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину.

Задачи:

Образовательные: 

-Формировать у детей представление о трёх состояниях воды.

- Активизация понятий «вода», «пар», «снег» и «лёд», «град» в речи детей.

Развивающие:

 -Развивать произвольное внимание.

-Формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира.

Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, клеенки, губки, салфетки по количеству детей; термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью «Звуки леса».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Вы знаете, кто такие волшебники?

Дети отвечают.

Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках – волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

  1. Проведение опытов

Опыт№1. Посмотрите, что эта за жидкость? По каким признакам вы определили?

            Воспитатель: Посмотрите, что это? (Показывает термос) В термосе у меня кипяток – видите над ним? (пар) . Предположим если я поставлю стекло над  термосом над которым идет пар что произойдет. Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды)

            Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара. Дает детям потрогать запотевшее стекло.) Давайте проверим нашу гипотезу.

            Как вы думаете, пар – это вода или не вода? А где можно увидеть в  природе жизни. Вода превратилась газ пошел пар.

Дети отвечают.

Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде чего? (Дождя)

           Опыт№2.Сделайте дождь. Посовещайтесь как можно из этих предметов и воды сделать дождь. (Губки ,вода). Поговорите и покажете через минуту. Дети мочат губки (облако) потом их отжимают (получается дождь).  

        Опыт№ 3      Воспитатель: Что это? (Показывает детям снежки.) А снег – это что? вода или не вода?

Дети отвечают

Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах.) Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) А откуда берется снег?

Дети отвечают

Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок. Как вы думаете, какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?

  1. Физкультурная минутка

          Воспитатель:  попытайтесь представить, что вы –  капельки воды. Послушайте музыку и превратитесь в то состояние воды которое услышите в мелодии. снежинки.

      Включается аудиозапись с песней «Одна снежинка – еще не снег». Свободный танец детей.

  1. Опыты с привлечением детей

Воспитатель: Подумайте, какой дождик лучше: теплый или холодный?

Дети отвечают

Так и с людьми , когда хвалят нас – это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечание – для нас это как холодный дождик. Вспомните случаи , когда вы попали под такой «холодный дождик». Что вы тогда почувствовали?

Рассказы детей.

Какую пользу принес вам тот холодный дождик? Ответы придумайте по схеме.

Да… Зато…

А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и было похоже на теплый дождик.

Рассказы детей.

Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождичком. Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой).

Действия детей.

Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему?

Ответы  детей.

  1. Обобщение. Работа со схемами

Воспитатель :Мы поделимся на две команды и по работаем со схемами. Сейчас посмотрим, кого мне нужно похвалить сегодня. Давайте еще раз вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться?

Дети отвечают.

Докажите, что снег – это тоже вода.

Докажите, что пар – это тоже вода.

Обсудите и ответите через минуту.

   

Ответы детей.

Как вы думаете, а если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случиться с капельками пара, когда они с ним столкнутся? Предложите свою гипотезу. Мы не будем сейчас проверять на опыте сделаем на следующем занятии. Версии доводы гипотезы.

  Послушайте историю.

    Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать, воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стасика, который помог Саше собрать карандаши, а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него никогда ничего не получается.

    После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стасика не хватило деталей для постройки гаража. Саша подбежал к нему, стал пританцовывать и кричать: «Ха-ха-ха! Так тебе и надо! У тебя ничего не получится! Эх ты, растяпа!»

Воспитатель: Когда чувства Саши были похожи на «пар»? на «дождик»? на «град»?

Вместе с воспитателем дети делают вывод о том, когда наши чувства «замораживаются» и превращаются в «град» (в данном случае, зависть). Обсуждается, что в этом случае надо делать (как растопить «лёд»).

6.Задание на произвольное внимание.

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем: мы будем внимательно слушать друг друга,, чтобы наши чувства не успевали превращаться в «град».

Выбирается ведущий. Дети становятся в колонну и маршируют под музыку (песня «По дороге с облаками»). Впереди идет ведущий. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают её по «цепочке» и тотчас её выполняют.  

     7. Упражнение на сплочение группы.

       Воспитатель: Наши «облачка» добрались до леса.

Включается аудиозапись «Звуки природы».

Воспитатель: Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы – дерево. Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место в группе, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые и верные друзья. Подойдите друг к другу. Пусть ваши деревья образуют три рощи. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками. А теперь давайте изобразим одно сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянутся вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града.

  Важно понаблюдать, в каком из предложенных образов дети чувствуют себя комфортнее и увереннее.

 8. Выводы и оценка

Воспитатель: О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали? (Твердое – снег и лед, газообразное – пар, жидкое – вода.)

Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего?

 С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в обычной жизни? Как вы думаете, на какое состояние воды вы чаще всего похожи? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» с детьми подготовительной группы. Тема: «Юрий Гагарин – покоритель космоса»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Тема: «Знакомство со свойствами воды»Интеграция образовательных областей:Познание.- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в р...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.

Сформировать представление о свойстве света отражатьсяСолнечные зайчикиСолнечные зайчикиПрыгают, как мячики.Надо мной смеются,В руки не даются!Автор: Рашида Бикметова...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами воды»

Методический материал поможет педагогу вовлечь воспитанников в элементарную  познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Сформировать  у воспитанников ...

"Знакомство со свойствами воды". Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы

Основные направления данного занятия: учить детей...находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)анализироват...