Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_28.03.08.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.
Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Цели:
Учить детей:
- находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;
- находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)
- анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать у детей представление о трёх состояниях воды.
- Активизация понятий «вода», «пар», «снег» и «лёд», «град» в речи детей.
Развивающие:
-Развивать произвольное внимание.
-Формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира.
Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, клеенки, губки, салфетки по количеству детей; термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью «Звуки леса».
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель: Вы знаете, кто такие волшебники?
Дети отвечают.
Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках – волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.
- Проведение опытов
Опыт№1. Посмотрите, что эта за жидкость? По каким признакам вы определили?
Воспитатель: Посмотрите, что это? (Показывает термос) В термосе у меня кипяток – видите над ним? (пар) . Предположим если я поставлю стекло над термосом над которым идет пар что произойдет. Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды)
Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара. Дает детям потрогать запотевшее стекло.) Давайте проверим нашу гипотезу.
Как вы думаете, пар – это вода или не вода? А где можно увидеть в природе жизни. Вода превратилась газ пошел пар.
Дети отвечают.
Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде чего? (Дождя)
Опыт№2.Сделайте дождь. Посовещайтесь как можно из этих предметов и воды сделать дождь. (Губки ,вода). Поговорите и покажете через минуту. Дети мочат губки (облако) потом их отжимают (получается дождь).
Опыт№ 3 Воспитатель: Что это? (Показывает детям снежки.) А снег – это что? вода или не вода?
Дети отвечают
Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах.) Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) А откуда берется снег?
Дети отвечают
Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок. Как вы думаете, какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?
- Физкультурная минутка
Воспитатель: попытайтесь представить, что вы – капельки воды. Послушайте музыку и превратитесь в то состояние воды которое услышите в мелодии. снежинки.
Включается аудиозапись с песней «Одна снежинка – еще не снег». Свободный танец детей.
- Опыты с привлечением детей
Воспитатель: Подумайте, какой дождик лучше: теплый или холодный?
Дети отвечают
Так и с людьми , когда хвалят нас – это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечание – для нас это как холодный дождик. Вспомните случаи , когда вы попали под такой «холодный дождик». Что вы тогда почувствовали?
Рассказы детей.
Какую пользу принес вам тот холодный дождик? Ответы придумайте по схеме.
Да… Зато…
А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и было похоже на теплый дождик.
Рассказы детей.
Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождичком. Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой).
Действия детей.
Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему?
Ответы детей.
- Обобщение. Работа со схемами
Воспитатель :Мы поделимся на две команды и по работаем со схемами. Сейчас посмотрим, кого мне нужно похвалить сегодня. Давайте еще раз вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться?
Дети отвечают.
Докажите, что снег – это тоже вода.
Докажите, что пар – это тоже вода.
Обсудите и ответите через минуту.
Ответы детей.
Как вы думаете, а если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случиться с капельками пара, когда они с ним столкнутся? Предложите свою гипотезу. Мы не будем сейчас проверять на опыте сделаем на следующем занятии. Версии доводы гипотезы.
Послушайте историю.
Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать, воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стасика, который помог Саше собрать карандаши, а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него никогда ничего не получается.
После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стасика не хватило деталей для постройки гаража. Саша подбежал к нему, стал пританцовывать и кричать: «Ха-ха-ха! Так тебе и надо! У тебя ничего не получится! Эх ты, растяпа!»
Воспитатель: Когда чувства Саши были похожи на «пар»? на «дождик»? на «град»?
Вместе с воспитателем дети делают вывод о том, когда наши чувства «замораживаются» и превращаются в «град» (в данном случае, зависть). Обсуждается, что в этом случае надо делать (как растопить «лёд»).
6.Задание на произвольное внимание.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем: мы будем внимательно слушать друг друга,, чтобы наши чувства не успевали превращаться в «град».
Выбирается ведущий. Дети становятся в колонну и маршируют под музыку (песня «По дороге с облаками»). Впереди идет ведущий. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают её по «цепочке» и тотчас её выполняют.
7. Упражнение на сплочение группы.
Воспитатель: Наши «облачка» добрались до леса.
Включается аудиозапись «Звуки природы».
Воспитатель: Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы – дерево. Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место в группе, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые и верные друзья. Подойдите друг к другу. Пусть ваши деревья образуют три рощи. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками. А теперь давайте изобразим одно сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянутся вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града.
Важно понаблюдать, в каком из предложенных образов дети чувствуют себя комфортнее и увереннее.
8. Выводы и оценка
Воспитатель: О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали? (Твердое – снег и лед, газообразное – пар, жидкое – вода.)
Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего?
С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в обычной жизни? Как вы думаете, на какое состояние воды вы чаще всего похожи? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» с детьми подготовительной группы. Тема: «Юрий Гагарин – покоритель космоса»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Тема: «Знакомство со свойствами воды»Интеграция образовательных областей:Познание.- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в р...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Отражение света или как поймать солнечный луч.
Сформировать представление о свойстве света отражатьсяСолнечные зайчикиСолнечные зайчикиПрыгают, как мячики.Надо мной смеются,В руки не даются!Автор: Рашида Бикметова...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами воды»
Методический материал поможет педагогу вовлечь воспитанников в элементарную познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Сформировать у воспитанников ...
"Знакомство со свойствами воды". Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
Основные направления данного занятия: учить детей...находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)анализироват...