Беседа о зиме
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Беседа о зиме и о том, кто как зимует
Цели и задачи:
1. Углубить представление детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Расширять знания о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых, об особенностях существования растений зимой.
2. Развивать связную речь, умение говорить правильно.
3. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Ход занятия:
1.Организационный момент. (2 мин)
Приветствие.
Организация рабочего места.
2. Введение. (10 мин)
Чтение стихотворения «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
-Расскажите, дети, по каким же признакам вы узнали зиму?
-Назовите зимние месяцы.
-Как изменилась природа зимой?
-Сравните с природой осенью.
-Какая погода была осенью, а какая зимой?
-Знаете ли вы, как зимуют растения?
-Почему мы не встречаем насекомых?
-Где они проводят зиму?
-Почему мало птиц? И каких птиц мы видим сейчас?
-Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении?
-Чем питаются зимующие птицы?
-Как зимуют домашние и дикие животные?
-Как заботятся люди зимой о птицах и зверях?
-А как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
-Что их спасает от зимней стужи? Не страшен ли им холод?
-Чем питается зимой заяц, белка?
-Как лиса выслеживает зимой добычу?
-Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?
-Как проводит зиму ёж?
-Как зимуют лягушки, рыбы?
-Как можно помочь лесным зверям, птицам, рыбам зимой?
-Как изменился труд людей зимой?
-Нравится ли вам зима? Чем?
-Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
Снег идёт, снег идёт.
Дворник улицу метёт.
Стороной народ идёт.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнёмся,
За дела опять возьмёмся.
(Произвольная имитация движений.)
3. Основная часть. Беседа. (15 мин)
Белая и холодная пришла на землю зима. Зима – владычица трёх месяцев. Это декабрь, январь и февраль. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги. На окнах мороз рисует причудливые узоры.
Реки, озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы. Они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов, корни. Растения зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Потому как, зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.
Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.
Птиц очень мало, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в это голодное время года. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
По-разному в лесу живут звери. Звери зимы не боятся. От лютой стужи их спасает тёплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Не страшен зверям и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. Ёжик тоже спит. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасали. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.
Но как бы там ни было, зверям и птицам нередко бывает и голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи, желуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.
Как же изменился труд людей зимой? Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях делают снегозадержание. А вот ребятам зима нравится! Ведь сколько много зимних развлечений! Это санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.
-Давайте придумаем, дети, красивые слова- определения к слову зима.
Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица! Ведь зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов - сочинять музыку, поэтов-стихи.
4. Закрепление материала. (8 мин)
-А сейчас, ребята, мы с вами на некоторое время должны стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. А перед рисованием мы немного отдохнём. Положите головки на парты, закройте глазки и послушайте стихотворение.
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса заколыхаются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
-Итак, ребята, принялись за работу.
5. Итог. Выставка рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о зимующих и перелётных птицах
Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность ...
Интегрированное занятие по родному языку "Заключительная беседа о зиме"
Подобные занятия помогают детям лучше усваивать учебный материал на занятиях....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР Беседа о зиме.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНРБеседа о зиме....
Беседа о зиме
Конспект НОД....
Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»
ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «ИТОГОВАЯ БЕСЕДА О ЗИМЕ»
Обобщить знания детей о зиме как времени года/:жизни людей, зверей, птиц, зимние праздники, развлечения.Упражнять с составлении словосочетаний, предложений с однородными членами.Упражнять в употреблен...
Беседа Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».
Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».Воспитатель:Трибрат-Климак Е.В.Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в...