Беседа о зиме
план-конспект занятия по окружающему миру

Бессарабова Елена Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_zime.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о зиме и о том, кто как зимует

 

Цели и задачи:

1. Углубить представление детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Расширять знания о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых, об особенностях существования растений зимой.

 2. Развивать связную речь, умение говорить правильно.

 3. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Ход занятия:

1.Организационный момент. (2 мин)

   Приветствие.

   Организация рабочего места.

 

2. Введение. (10 мин)

    Чтение стихотворения «Вы узнаете зиму?»

   

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

-Расскажите, дети, по каким же признакам вы узнали зиму?

-Назовите зимние месяцы.

-Как изменилась природа зимой?

-Сравните с природой осенью.

-Какая погода была осенью, а какая зимой?

-Знаете ли вы, как зимуют растения?

-Почему мы не встречаем насекомых?

-Где они проводят зиму?

-Почему мало птиц? И каких птиц мы видим сейчас?

-Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении?

-Чем питаются зимующие птицы?

-Как зимуют домашние и дикие животные?

-Как заботятся люди зимой о птицах и зверях?

-А как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

-Что их спасает от зимней стужи? Не страшен ли им холод?

-Чем питается зимой заяц, белка?

-Как лиса выслеживает зимой добычу?

-Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?

-Как проводит зиму ёж?

-Как зимуют лягушки, рыбы?

-Как можно помочь лесным зверям, птицам, рыбам зимой?

-Как изменился труд людей зимой?

-Нравится ли вам зима? Чем?

-Молодцы, ребята!

Физкультминутка.

Снег идёт, снег идёт.

Дворник улицу метёт.

Стороной народ идёт.

Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень:

Мы немного разомнёмся,

За дела опять возьмёмся.

(Произвольная имитация движений.)

3. Основная часть. Беседа. (15 мин)

Белая и холодная пришла на землю зима. Зима – владычица трёх месяцев. Это декабрь, январь и февраль. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги. На окнах мороз рисует причудливые узоры.

 Реки, озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы. Они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов, корни. Растения зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Потому как, зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.

      Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

     Птиц очень мало, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в это голодное время года. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.  Перелётные птицы улетели в тёплые края.

     По-разному в лесу живут звери. Звери зимы не боятся. От лютой стужи их спасает тёплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Не страшен зверям и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. Ёжик тоже спит. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасали. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

        Но как бы там ни было, зверям и птицам нередко бывает и голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи, желуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.

       Как же изменился труд людей зимой? Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях делают снегозадержание. А вот ребятам зима нравится! Ведь сколько много зимних развлечений! Это санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.

-Давайте придумаем, дети, красивые слова- определения к слову зима.

       Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица! Ведь зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов - сочинять музыку, поэтов-стихи.

4. Закрепление материала. (8 мин)

    -А сейчас, ребята, мы с вами на некоторое время должны стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. А перед рисованием мы немного отдохнём. Положите головки на парты, закройте глазки и послушайте стихотворение.

    Пройдёт зима холодная,

    Настанут дни весенние,

    Теплом растопит солнышко,

    Как воск, снега пушистые.

    Листами изумрудными

    Леса заколыхаются,

    И вместе с травкой бархатной

    Взойдут цветы душистые.

-Итак, ребята, принялись за работу.

5. Итог. Выставка рисунков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о зимующих и перелётных птицах

Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность   ...

Интегрированное занятие по родному языку "Заключительная беседа о зиме"

Подобные занятия помогают детям лучше усваивать учебный материал на занятиях....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР Беседа о зиме.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНРБеседа о зиме....

Беседа о зиме

Конспект НОД....

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «ИТОГОВАЯ БЕСЕДА О ЗИМЕ»

Обобщить знания детей о зиме как времени года/:жизни людей, зверей, птиц, зимние праздники, развлечения.Упражнять с составлении словосочетаний, предложений с однородными членами.Упражнять в употреблен...

Беседа Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».

Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».Воспитатель:Трибрат-Климак Е.В.Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в...