Беседа о птицах
план-конспект занятия по окружающему миру

Бессарабова Елена Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_i_perelyotnye_ptitsy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о зимующих и перелётных птицах

 

Цели: -формировать представление о зимующих и перелётных

             птицах;

        -углублять представления о причинах отлёта птиц

         ( исчезновение основного корма, замерзание водоёмов,

              земли, отмирание вегетативных частей растений).

            -познакомить детей со свойствами воды, путём

         проведения опыта.

Задачи:

     -  учить различать птиц по существенному признаку:

    возможность удовлетворения потребности в пище.

         - классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка,

     воробей, синица) и перелётных (ласточка, грач, утка,

     стриж, скворец) на основе установления связи между

     характером корма и возможностью его добывания.

         -воспитывать любовь к птицам, желание помогать им

           в зимних условиях.

Ход занятия.

  1.Организационный момент. (2 мин)

Приветствие.

    Организация рабочего места.

    Сообщение темы, целей и задач урока.

     2. Введение.  (10 мин)

          Беседа по теме:

              -Дети, давайте рассмотрим таблицы с изображением зимующих и

               перелётных птиц.

- Какие из птиц вам знакомы?

- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке, в парке, в лесу зимой?

   ( Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы)

-Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

   ( Зимующие, оседлые)

-Каких птиц не видно в последнее время?

   ( Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи)

-Куда исчезли эти птицы?

   ( Улетели в тёплые края)

-Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? ( Перелётные)

-Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?  

    (Боятся холодов)

-Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насекомые, поэтому, первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы)

3.Основная часть. (15 мин)

   Сообщение нового материала.

   Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны. чтобы весной вернуться в родные края.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки лакомства для синиц класть бесполезно -утащат вороны. Если мы с вами будем помогать птицам, этим мы спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

  4.Физкультминутка.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тихо покажем-

Крылья сложили назад.

5.Дидактическая игра «Что за птица?» (3 мин)

-А сейчас, дети, отгадайте, о какой птице идёт речь?

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает?          (Воробей)

В красной шапке расшитой,

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня – красота?

Тук – тук – тук, да тра – та – та?        (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ………….(Снегири)

На шесте дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его……..(Скворец)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам – враг.          (Грач)

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт « ку – ку…ку – ку»?       (Кукушка)

6. Закрепление материала.   (5 мин)    

Проведение опыта «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».

-Ребята, подойдите к столу, здесь стоят стаканчики с водой разной температуры.

-Давайте – ка вспомним, знакомые нам свойства воды.

(Прозрачная, не имеет формы, запаха, цвета, вкуса, в воде одни вещества растворяются, другие нет).

-А сегодня, мы с вами узнаем, какой ещё может быть вода.

-Пальчиком попробуйте и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком тёплая и в каком горячая.( видим пар)

В реках, озёрах, морях вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живёт меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто – ни будь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли). В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

-А если бы вы были рыбками, в какой водичке вам хотелось бы жить?

   Контрольный опрос.

  • Что интересного узнали сегодня на уроке?
  • Что запомнилось больше всего?

  6. Итог занятия. Обобщение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Перелетные птицы"

Углубление знаний детей о перелетных птицах....

Конспект «Беседа о птицах»

Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе № 4. Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территор...

Беседа " Покормите птиц зимой".

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях. Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать...

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка)

З а д а ч и: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использ...

Беседа: " Зимующие птицы"

подготовительная группа...

Беседа: «Перелетные птицы»

Беседа: «Перелетные птицы»...