Конспект «Беседа о птицах»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе № 4.
- Цель: привлечение внимания к проблемам в недостатке кормовой базы и сокращение мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории Старооскольского района.
- Задачи
- воспитывать бережное и любящее отношение к природе;
- развивать познавательный интерес;
- расширять знания о птицах в зимний период;
- оказывать помощь в виде постоянной подкормки пернатых в осенне-зимний период;
- выявлять и активизировать творческие способности детей дошкольного и школьного возраста;
- изучать и наблюдать за жизнью птиц в городе.
Ход занятия
Прослушивание грамзаписи: Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель: Наступили холода, скоро замерзнут реки и озера. Наступает самое трудное время в жизни птиц. Но есть птицы, которые не боятся ни морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, тетерева, сороки, овсянки.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
Воспитатель: Но большинство птиц стаями или в одиночку (кукушки) покидают родные места и улетают в теплые страны. Как называют таких птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Стрижи, ласточки, иволги, кукушки, журавли, гуси, лебеди, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
Воспитатель: С исчезновением перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.
Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.
( Расссматривают птиц на мультимедийной установке)
А теперь немного отдохнем. Ребята, давайте на спине друг у друга пальцами нарисуем разных птиц. ( массаж спины)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И, вдруг, вспорхнули яблоки
Ведь это – снегири!
Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.
Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.
Вопросы воспитателя:
1. Почему их назвали снегирями?
(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).
2. Чем питаются?
(Семенами ясеня, клена, рябины).
Показать иллюстрацию клестов и предложить назвать этих птиц.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о клестах? Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму.
Воспитатель: Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики.
Воспитатель: Ребята, а теперь поговорим о зимующих птицах.
Отгадайте загадку:
Что за птица может ловко прицепиться к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследует все щели в коре, извлекая из них насекомых? (Синица)
Расскажите, что вы знаете о синицах.
Рассказ детей: Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Питается она насекомыми не только летом, но и зимой. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться.
Воспитатель: Ребята, вспомните и расскажите, в каком положении может добывать себе пищу синица? (Вниз головой)
Почему? (У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками). Почему ее назвали – синица? (Окраска перышек на голове синяя, кричит: «синь-синь»).
Следующая загадка:
Чик-чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это? – воробей.
Воспитатель предлагает иллюстрацию воробья, предлагает детям рассказать о воробьях.
Вопросы к детям: Как отличить домового воробья от полевого? (У домового – серая шапочка, у полевого – коричневая, у домового на крыльях – одна светлая полоска, у полевого – две, у полевого вокруг шеи белый воротничок ).
Что значит для воробьев звук « ч-р-р », и кто его подает? (Этот звук подает старый воробей – сторож, заметив опасность (кошку, ястреба).
Поэтому звуку все птицы улетают). Как ведут себя воробьи, если из гнезда выпадает маленький птенец? (Они поднимают переполох, громко
повторяют « че-ре-ре »).
Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц. Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц). Поднимите руки, кто сделал дома кормушки для птиц, чем вы их кормите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?
В конце I части занятия почитать детям стихотворение.
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)
Физкультминутка
II часть. Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы.
Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_delo_pomozhem_pernatym.docx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы » Тема дня: «Зимующие птицы» для младшей группы; НОД: «По воздуху летают!»
структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федер...
Конспект беседы " Встречайте птиц" во второй ранней группе
Беседа «Встречайте птиц». Цель: Формирование элементарных представлений о весне Воспитание бережного отношения к птицам. Ход б...
Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе
Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе ...
Конспект беседы "Зимующие птицы Алтайского края"
Мой материал предназначен для воспитателей детских садов старших и подготовительных групп, который может использоваться, как часть занятия, а также , как минутки общения ...
Беседа Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».
Конспект беседы «Как зимуют звери, птицы, насекомые».Воспитатель:Трибрат-Климак Е.В.Цель: Расширять и углублять представление детей о зиме, о погоде; о жизни зверей, птиц, рыб, насекомых в...
Конспект беседы «Помогите птицам»
Цель: формировать обобщённое представление о зимующих птицах.Задачи:расширять представление о зимующих птицах;приучать детей заботиться о птицах;формировать наблюдательность;развивать познавательный и...
Конспект беседы "Водоплавающие птицы"
конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста о водоплавающих птиц...