Конспект открытого просмотра прогулки в старшей группе «Наблюдение за осенними изменениями на участке»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Давыдова Светлана Алексеевна

Конспект открытого просмотра прогулки в старшей группе «Наблюдение за осенними изменениями на участке»

Тип ОД: прогулка

Тема: Наблюдение за осенними изменениями в природе

Направление: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Форма организации: групповая, индивидуальная

Форма проведения: прогулка на участке

Цель: создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи приоритетной области:

- формировать познавательный интерес к природным явлениям;

- формировать понимание того, что ветер – это движение воздуха, который движется с определённой силой, и в определённом направлении;

- развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

- учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

- расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

Задачи интегрируемых областей:

Речевое развитие:

- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, развивать связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, хмурая, промозглая, ненастная, сырая, унылая, животные линяют.)

-формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать любознательность, коммуникативные навыки, воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.

Физическое развитие:

- формировать навыки ЗОЖ,

- развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.

Предпосылки к учебной деятельности:

-Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы;

-одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: Письмо, флюгер

Раздаточный материал: Лупы, белые тканевые салфетки, листочки, камешки, листы бумаги в форме квадрата, ножницы, палочки.

Предварительная работа:

- наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;

- сбор листьев разной формы и окраски;

- беседы об осени;

- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,и стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

- разучивание стихов и поговорок об осени;

- пение песен об осени и слушание музыки;

- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

- рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

- поделки из природного материала;

Методы и приёмы:

- организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент;

- мотивационный: вовлечение в оказание информационной помощи;

- словесный: беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;

- наглядно – демонстрационный: наблюдение за объектами живой и неживой природы;

- практический: исследовательская деятельность, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность;

- метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности;

- рефлексия: метод пяти пальцев.

Методы и приёмы:

- технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации;

- технологии сохранения и укрепления здоровья: прогулка, подвижная игра, этафета;

- личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;

- технология исследовательской деятельности: экспериментирование;

-технология безопасной жизнедеятельности: беседа о безопасном поведении во время прогулки.

План образовательной деятельности

Этапы деятельности Содержание

I. Сюрпризный момент.

Проблемная ситуация. Письмо от детей из Африки

«Здравствуйте ребята из детского сада «Звёздочка»! Пишут вам ребята из Африки. Мы слышали, что в вашей стране наступает время года осень, но про осень мы ничего не знаем. Ещё мы слышали, что в вашем городе дуют сильные ветра.

Расскажите нам, пожалуйста, про осень и ветер».

Воспитатель: Ну что, расскажем?

II. Основной этап

Художественное

слово. Чтение стихотворений детьми:

(А. Плещеев)

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

III. Основы безопасного поведения на прогулке Воспитатель:

Сегодня на прогулке мы будем искать следы осени.

- Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке:

- Нельзя:

- Прятаться от воспитателя;

-Трогать незнакомые предметы;

- Гладить животных;

- Подходить к незнакомым людям и разговаривать.

- Драться можно?

- Прыгать с высоты можно?

- Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку.

IV. Дидактическое упражнение

«Признаки осени»

Приметы осени.

Пословицы про осень. Воспитатель:

- Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, и поздняя.)

- Какая сегодня погода?

- А как мы узнали, что наступила осень? (По признакам).

Какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей:

-Солнце светит, но греет слабо:

- день короче, а ночь длиннее;

- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

- небо серое, хмурое;

- часто идут дожди;

- перелетные птицы улетают на юг;

- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна; Воспитатель: А какие есть в народе осенние приметы.

1. Если осень ненастная, то и весна будет дождливая.

2. Был дружный листопад – холодная зима.

4. Кошка прячет мордочку – на холод.

5. Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду

6 Облака идут низко – ожидай стужи.

7. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной. – Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).

Воспитатель: Какие пословицы про осень вы знаете?

- От осени к лету поворота нету.

- В сентябре и лист на дереве не держится.

- Сентябрь без плодов не бывает.

- Холоден сентябрь да сыт.

- Октябрь то плачет, то смеется.

- В ноябре зима с осенью борются.

V.Дидактическая игра «Закончи предложение». Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить предложение.

- Листья желтеют потому-что?.

- Птицы улетают в теплые края потому-что?.

- Насекомые прячутся от холода потому-что?.

- Деревья стоят голые потому-что?.

- Дикие животные осенью линяют потому-что?.

- Люди одеваются в теплую одежду потому-что?.

Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень

VI. Исследовательская деятельность

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Воспитатель:

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается

Проблемный вопрос:

Воспитатель:

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.

Воспитатель:

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Воспитатель:

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).

VII. Наблюдение за ветром

Воспитатель:.

- Давайте, понаблюдаем за деревьями. Предлагаю детям отгадать загадку:

«Гнёт к земле деревья, тучи нагоняет, Пыль с дороги тёмной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает, Кто о нём загадку, дети, отгадает?» (Ветер).

Воспитатель:

Почему ветер называют невидимкой?

Дети. Его нельзя увидеть его можно только почувствовать .

Какой бывает ветер?

Дети. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.

 

 

Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети. Нужно посмотреть на деревья: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся — значит, ветер есть.

С помощью чего мы можем узнать, есть ли сегодня ветер? И какой он?

Ответы детей (При помощи флюгера. Если флюгер сильно раздувается, то ветер сильный, слабо ветер слабый.)

 

 

- Как называется погода, когда на улице нет ветра?

- Если дует ветер, то погода, какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Ветер- это движение воздуха над поверхностью земли. Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки, за движением облаков в небе.

VIII.Трудовая деятельность. Ребята посмотрите на наш участок, что здесь произошло и откуда все эти предметы?

Ведро с листочками, игрушки, веточки.

Стихотворение

Интересно кто тут был,

По участку здесь ходил?

Может, кошка и собака

Может, ветер озорной?

Поиграл бы он со мной!

Приходите, кто хотите,

Мы подружимся с тобой.

С. Савельев

Кто их оставил?

Дети перечисляют Воспитатель. Много разных дел умеет делать ветер - и хороших и плохих.  Это ветер пролетал рядом с нашим садиком и немного пошалил.

 И разбросал наши игрушки и ведро перевернул. Ребята давайте наведем на нашем участке порядок. Ребята собирают сухие листья, собирают игрушки и подметают пол на веранде.

Молодцы! Хорошо потрудились, сейчас можно и поиграть.

Воспитатель. У меня есть волшебная палочка. Она может превратить вас в кого угодно.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

Дети «превращаются» в деревья.

Воспитатель. Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями

рук.) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Ну вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками. Воспитатель взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами!

Возвращение

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Воспитатель. Ну что ребята понравилась вам игра?

Дети. Да

 

Ребята, продолжим играть, только теперь игра называется:

"Ветер-ветерок".

Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:

"Ветер в парке листья кружит,

В небе кружит, кружит в лужах.

Их бросает нам под ножки,

И на мокрые дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок — "ветерок" догоняет остальных детей.

Игра повторяется 3-4 раза.

 

X. Рефлексия

«Метод пяти пальцев» Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Выберите пожалуйста палец на руке, зажимайте пальцы при каждом ответе на вопрос

Скажите мне, пожалуйста:

Мизинец: Понравилась ли вам прогулка?

Безымянный:Что интересного было сегодня на прогулке?

Средний: О чём говорили?

Указательный: Что нового вы узнали? (ответы детей).

Большой: А Как вы думаете, мы рассказали детям из Африки про осень, ветер?

Воспитатель: Молодцы ребята!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр ООД в старшей группе по экологическому воспитанию На тему «Путешествие в осеннюю сказку»

Открытый просмотр ООД   в старшей группе по экологическому воспитаниюНа тему «Путешествие в осеннюю сказку»...

Конспект открытого просмотра прогулки «Птичьи кормушки» для детей 2-3 лет, группы раннего возраста.

Цель: Дать детям общее представление о зимующих птицах (летают, клюют, ищут корм и т.д.)Задачи:Образовательные:Расширять представление детей о трудной жизни птиц в зимний период времени.Обогащать и ак...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Программные задачи: уточнять и расширять знания детей об осени и её признаках,  изменениях в природе, о деревьях и растениях леса, уточнить и закрепить правила безопасного поведения в лесу;заинте...

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдения на огороде осенью"

Экскурсия на огород детского сада во время прогулки...

Конспект открытой зимней прогулки в старшей группе

Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.Задачи: выявить и расширить представления детей об особенностях ели; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения ...

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями. Осень»

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями. Осень»...