"Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации
Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Аннотация: Статья посвящена проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается актуальная проблема по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы экологического воспитания.
Ключевые слова: экологическое воспитание, старший дошкольник, формы и методы экологического воспитания.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания. Единственный биологический вид на Земле - человек, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
Особое место в процессе развития личности принадлежит этапу дошкольного образования. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить на доступном ему уровне существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Достигнутый в дошкольном детстве уровень воспитанности - это тот фундамент, на котором осуществляется дальнейшее развитие сущностных сил ребенка, формирование его отношения к социоприродному окружению. Проблема экологического воспитания старших дошкольников разрабатывалась в трудах многих ученых. Т.А. Бобылевой, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, Л.П. Молодовой, А.А. Плешакова и др. Отдельные проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой.
В старшем дошкольном возрасте вопросы, мотивом которых является стремление к познанию окружающего мира, сферы морали и ценностей увеличиваются и становятся главенствующими. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Все это актуализирует проблему экологического воспитания детей на социально-педагогическом уровне[2].
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социокультурное развитие ребенка[6;4].
Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности[5].
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного[4].
Основные формы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (ООД) в детских садах.
- Экскурсии.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой.
- Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д[1].
5. Труд
Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.).
6. Организация выставок и конкурсов творческих работ
7. Участие в детских экологических конкурсах.
Методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В педагогическом процессе используются различные методы: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Таким образом, можно сделать вывод, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Формы, методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Таким образом, экологическое воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Список использованной литературы
- Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детсада. М.: Просвещение, 2002. 76 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт-М4-е издание, переработано и
- дополнено, 2008. 607с.
- Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Николаева С.Н. М.: Издательский центр Академия, 2001. 2-е издание. Исправленное, 184 с.
- Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями учреждений. М.: Центр Академия, 2003. 18 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013г.
- Шиленок Т.А. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.2002. №7-8. С. 32-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках национально-регионального компонента....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
"Экологическое воспитание старших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни"
Методическая разработка...
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества....
Развитие основ критического мышления старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях
В статье актуализируется проблема развития основ критического мышления старших дошкольников, рассмотрено понятие основы критического мышления, выделены элементы критического мышления старш...
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...
Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...