Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
статья (подготовительная группа)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это уже не новое направление, оно появилось на рубеже 80-х и 90-х годов, но в настоящий момент проходит этап становления.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей:
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 96.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Разработали:
Киреева М.Н.,
Рубцова Е.Г.
г. Саранск
2023 г.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это уже не новое направление, оно появилось на рубеже 80-х и 90-х годов, но в настоящий момент проходит этап становления.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей:
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Художники, поэты, философы всех народов посвящали много времени изучению взаимоотношений человека и природы. На сегодняшний день, данная тема очень актуальна в наши дни, поскольку, возможно,есть проблема экологического кризиса, которая нависла над людьми. Существует острая проблема экоголизации духовной и практической деятельности человечества, которая стала крайне необходимой, поскольку это является одним из условий сохранения общего для всех. Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста можно назвать формирование базовых основ экологической культуры, правильного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе и окружающей их среде.
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальныхсоставных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой[23, с. 71].
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания, который является процессом. А также в ходе экологического воспитания дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и мышления на основе набора базовых знаний. В процессе экологического воспитания дети старшего дошкольного возраста понимают и осознают причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети старшего дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.
В процессе экологического воспитания дети осознают причинно – следственные связи в природе и окружающей среде, бережливого и осознанного отношения ко всем живым существам. Дети могут освоить базовые знания о природе и окружающей среде, освоить основы правильного поведения на основе комплекса знаний. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является часть воспитательного процесса, эта часть помогает развивать у детей становление личности, мышления, речи, эмоциональной сферы.
П. Г. Федосеева определяла основной целью экологического воспитания старшего дошкольного возраста является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей старшего дошкольного возраста научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь и ответственное отношение к природе закладывается в детской душе только в том случае, если ребенок старшего дошкольного возраста ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых[59, с. 22].
В концепции С. Н. Николаевой видно, что цель экологического воспитания старшего дошкольного возраста это -развитиебазовых основ экологического воспитания, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе и окружающей среде во всем многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». Составные экологического воспитания личности ребенка старшего дошкольного возраста, по С. Н. Николаевой, — «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту)».
Экологически воспитанную личность можно охарактеризовать как сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе и окружающей среде, человеческим, заботливым отношением [45, с. 139].
Задачами экологического воспитания являются задачи реализации и созидания воспитательной модели. Они сводятся к следующему:
- в педагогическом коллективе формируется обстановка важности экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- в дошкольной образовательной организации формируются условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;
- регулярно повышать квалификацию и познания педагогического персонала: то есть осваивать новые методы и формы экологического воспитания, совершенствовать экологическую пропаганду среди родителей;
- реализация стабильной работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической воспитанности - настоящих достижений в умственной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Из трудов С. Н. Николаевой к задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно отнести[33, с. 54]:
- в научно-познавательной сфере: формирование системы базовых научных экологических знаний, которые доступны для понимания ребенка старшего дошкольного возраста (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе и окружающей среде);
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- в эмоционально-нравственной сфере: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- в практическо-деятельностной сфере: формирование первоначальных
умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [51, с. 214].
Так же можно выделить, что задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста акцентируютключевые направления экологического воспитания. Главным процессом является формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Из трудов Н. А. Рыжовой, экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста допускается назвать как «определенным уровнем восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценки своего положения по отношению к природе и окружающему миру». Познание ребенком старшего дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка [42 с. 112]».
Также экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста считается формированием экологических познаний. У ребенка создается конкретная система ценностей в том случае, если экологические знания становятся началом основ экологического воспитания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Также экологическое воспитание связано с развитием психологической сферы ребенка, способность сопереживать, сострадать и сочувствовать о других живых организмах, удивляться, уметь видеть красоту окружающего мира и природы. При экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста главный упор делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых умений в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет значимую роль в создании экологически грамотных представлений у детей дошкольного возраста об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям необходим минимум экологических знаний, которые помогут им осознать необходимость вести себя экологически грамотно. Многие педагоги в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста обращают внимание в основном на живые объекты, очень мало внимания уделяется неживой природе и организмам. Следует заметить, что дети старшего дошкольного возраста также интересуются и объектами неживой природы, и при опытах или наблюдениях у ребенка легче усваиваются знания и умения о неживой природе, а также ее связях с живой природой.
В процессе экологического воспитания старших дошкольников неотъемлемые встречи с природой расширяют понятие детей, улучшают их способностьтщательно всматриваться в различные явления, сохранять единство восприятия при создании поделок из природного материала.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
В дошкольных образовательных организациях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач [24, с. 321]:
- сформировать в детях старшего дошкольного возраста высоконравственные позитивные качества, которые ориентируют и мотивируют детей придерживать правила в природе и окружающей их среде;
- с помощью природы, у детей старшего дошкольного возраста формируются и прививаются моральные и эстетические чувства;
- детям старшего дошкольного возраста прививаются познавательные, практические и творческие умения экологического характера.
Для того чтобы данные задачи решались, необходимо осуществлять в ДОО воспитательную работу, содержащие интегрированные занятия. В данных занятиях содержатся различные виды деятельности, такие как: игровая, творческая и двигательная. С помощью интегрированных занятий педагоги могут избежать переутомляемости детей старшего дошкольного возраста, отсутствует перегрузка детей в течение всего дня. Такие занятия помогают заинтересовать детей, с помощью них создаются условия для каждого ребенка по отдельности и целой группой.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает [34, с. 222]:
– развитие гуманного отношения к природе и окружающей среде (высоконравственное воспитание);
– развитие системы экологических знаний и взглядово природе и
окружающей среде (умственное развитие);
– формирование эстетических и этических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– содействие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы и окружающей среде. Все образующиетакого комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольной образовательной организации существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе появляется в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями,
обитателями живого уголка и т. д. [25, с. 176].
Дети старшего дошкольного возраста должны осознавать и понимать, что они и природа, которая их окружает, неразрывно связаны. Ребенок старшего дошкольного возраста должен не только понимать это неразрывное единство с природой и окружающим миром, но и прочувствовать, это должно стать непосредственно основой гуманного отношения к природе и окружающей среде. Если ребенок старшего дошкольного возраста будет относиться к каждому живому существу и организму как самоценному, уникальному, у которого имеется право на жизнь.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту) [42, с. 71].
Из концептуальных исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной видна взаимосвязь четырех основопологающих компонентов: научно-познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного [23, с. 79].
Научно - познавательный компонент. Чтобы увидеть интерес детей старшего дошкольного возраста к проблемам природы и окружающей их среде, нужно представить характеристику свойств, явлений и предметов, из многочисленного многообразия и связей между ними.
Весь комплекс ресурсов и знаний о природе и окружающей среде для детей старшего дошкольного возраста наполнен интересом, который способствует формированию взаимоотношений детей и природно- социальному окружению.Принципиально новой мировоззренческой установки – осознанию природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды (Э.В. Гирусов). С помощью представления характеристики таких свойств как явлений, предметов, есть возможность увидеть интерес у старших дошкольников к
проблема окружающей среды и природы.
Ценностный компонент помогает педагогам показать детям старшего дошкольного возраста важность изучаемых явлений и объектов в природе и окружающей среде, недавно замечалось, что в воспитании в детских дошкольных образовательных организациях преобладала утилитарно – практическая позиция. Данная позиция обедняла отношение детей старшего дошкольного возраста к природе и окружающей среде. Было видно, что утилитарно – практическая позиция тормозила развитие любознательности и гуманного отношения к природным явлениям и объектам у детей старшего дошкольного возраста. Также тормозилось развитие эстетической и этической отзывчивости, милосердия и сопереживания живым существам.
Ценностный компонент является главным и ведущим в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Чтобы сохранить жизнь на планете и здоровье человечества, необходимо создать благоприятную окружающую социальную и природную среду.
Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование
личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей, таких как [56, с. 34]:
- самоценность природы;
-жизнь во всех аспектах и проялениях как высшая ценность;
-человек как компонент сложной экологической системы;
-ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
Ценностные ориентации регулируют поведение и деятельность человечества в окружающей среде и природе. В нормативный компонент входит ответственность человечества за окружающую среду и природу. Также можно отметить, что данный компонент помогает освоить экологические нормы поведения. То есть составляет запреты и предписания.
Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и т.п.
Показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и т.п. - следование общечеловеческим нормам морали.
Основы экологического воспитания закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания воспитания [24, с. 140].
Практически – деятельностный компонент выходит результатом формирующихся отношений, а также показателем развивающегося сознания и чувств. Практическая деятельность формирует отношения человечества с природой и окружающей средой. Как показывает опыт педагогов в ДОО, несмотря на то, что бытует имеется мнение об ограниченных физических возможностях и малой вовлеченности детей старшего дошкольного возраста в экологическую деятельность, содержание и объем деятельностного и практического у детей старшего дошкольного возраста в защите и улучшении природы и окружающей среды значительно больше.
Таким образом, по нашему мнению, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения ребенка старшего дошкольного возраста к окружающей его природе и окружающей среде, к себе и людям как части природы. К задачам экологического воспитания дошкольников относят:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями и т. д.
Из главных форм экологического воспитания старших дошкольников можно выделить такие как: экскурсии, занятия, праздники и досуги на экологическую тему. А так же можно отнести к формам ознакомление детей с природой и окружающей средой, трудовую деятельность в повседневной жизни, или же организацию выставок на экологическую тему.
Занятия считаются главной формой по ознакомлению детей с природой и окружающей средой, с помощью них педагогу,возможно, классифицировать и формировать знания детей старшего дошкольного возраста о природе и ее системе с учетом возраста ребенка и окружающей среде.
Из трудов С. Н. Николаевой возможно отметить следующие типы экологических занятий, которые абсолютноразличаются друг от друга задачами, логикой, а так же процессом организации. Выделяются следующие типы экологических занятий: занятия первично – ознакомительного, углубленно – познавательного, обобщающего и комплексного типов.
В занятиях первично – ознакомительного типа детей старшего дошкольного возраста ознакамливают о различных видах животных, растений, как за ними нужно заботиться, условия их существования и обитания, которые не могут быть исследованыпосредством мониторинга или представлены в ближайшей окружающей среде.
Для формированияу детей старшего дошкольного возраста правильного представления и понимания о природе и окружающей среде нужно проводить занятия, основным компонентом которого, выступают различные демонстрационные и учебные пособия.
С детьми старшего дошкольного возраста рассматриваются картины природы, для того, чтобы выходить за границы изображенного сюжета. Так же детьми рассматривается ряд картин, поскольку исходя из детского опыта у детейформируется область взглядов.
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми старшего дошкольного возрастаможно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились на некоторое время.
Углубленно – познавательные занятия обозначают детям старшего дошкольного возраста взаимосвязи с природой, растениями и животными. Темы таких занятий можно установить рядом конкретных четких зависимостей. Ряд конкретных зависимостей доступны пониманию и усвоению для детей старшего дошкольного возраста. Из данных занятий дети старшего дошкольного возраста выясняют связи существования и роста растений от факторов окружающей среды, например садовые растения, овощные культуры, их сезонными изменениями. Также это занятия о животном мире, о приспособленности животных к окружающей среде, например о маскировочной окраске, способы выживания и передвижения. Опытная деятельность предоставляет огромный результат согласно развитию представлений о маскировочной окраске животных.
Углубленно – познавательные занятия обозначают детям старшего дошкольного возраста связи между природой, растениями и животными.
Занятия углубленно – познавательного типа сформировывают интеллектуально воспитание детей старшего дошкольного возраста. Детей старшего дошкольного возраста учат определять причинно – следственные взаимосвязи, разумно анализировать, приводить информацию к заключениям, все это сводится к тому, что усиленно формируется мышление старшего дошкольника.
На занятиях обобщающего типа педагог определяет цель отметить ряд значительных свойств, то есть свойственных и значительных. Так же воспитатель для категории объектов и на их базе создает единое понимание.
Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе [51, с. 49].
В старшем дошкольном возрасте все тематические занятия могут быть суммированы и обобщены. У педагогов есть возможность продемонстрировать и изложить детям старшего дошкольного возраста целостность форм в живой природе и окружающей среде. Содержанием обобщенных взглядов могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.
Дети старшего дошкольного возраста следят за процессом роста цветов, растений, овощей на огороде. Со временем у детей накапливается много ярких и разных представлений, непосредственно на этой основе знаний можно создать общее понимание о растениях, которые развиваются из маленького семечка, цветет, затем появляются новые семена. Чтобы растение росло, за ним нужен тщательный уход, свет, тепло и внимание. Ребенок начинает осознавать, что цветок, растение или дерево не способен жить без воды, света, он нуждается во внимании, таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируются милосердие, любовь, отзывчивость.
Занятия обобщающего типа усиленно сформировывают умственные способности детей старшего дошкольного возраста, то есть уметь сопоставлять, сопоставлять, делать заключения.
Занятия комплексного типа могут решить различные задачи формирования детей старшего дошкольного возраста, возводятся напрямую на разнообразных видах деятельности, данные занятия, возможно, осуществлять на абсолютно всех возрастных группах, но в особенности могут быть полезны данные занятия для старших дошкольников.
Занятия комплексного типа в сфере экологического воспитания могут проводиться в различных возрастных группах. Например, с детьми старшего дошкольного возраста в конце осени, возможно, выполнить занятие игрового типа, на котором у детей появляются знания и понятия об осеннем сезоне. Комплексные занятия на осеннюю тему, возможно, сформировать из некоторых разных элементов и ввести разнообразную деятельность.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку [19, с. 122].
Экскурсии представляют большую роль в экологическом воспитании старших дошкольников, на которых возможно изучить различные виды органического мира. Так же ведутся исследования по окружающей среде, объектами, явлениями природы в разные периоды года. На занятиях дети могут обучиться разбираться и ориентироваться на местности.
Из трудов М. Д. Маханевой очевидно, что особое внимание на экскурсиях нужно выделить организации деятельности детей: «Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.
Главнейшая из них - соблюдение тишины» (Л.П. Симонова). Следующая немаловажная заповедь - терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными). Третья заповедь - это внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей) [15, с. 77].
Дети старшего дошкольного возраста выражают большую заинтересованность к работе с экспериментами. С помощью экспериментов у детей старшего дошкольного возраста, возможно, воспитать и сформировать у детей познавательного интереса к природе и окружающей среде, у детей формируется внимательность и мыслительная деятельность. Эксперименты,возможно, осуществлять с помощью объектов неживой природы, а также с растениями, могут быть связаны с трудом в центре живой природы, на огороде, клумбе и так далее. При каждом экспериментевыявляетсяфактор наблюдения, за каким либо объектом или явлением. Дети старшего дошкольного возраста могут анализировать, сопоставлять, устанавливать причинные связи. У детей старшего дошкольного возраста эксперименты могут повысить заинтересованность к явлениям и предметам. Эксперименты и опыты формируют психологическую обстановку, стимулируют много различных положительных эмоций. С помощью несложных опытов, у детей формируется познавательная заинтересованность, они стремятся к новым познаниям. При каждом опыте ребенку необходимо объяснить цель, ход процесса, чтобы ребенок осознавал причинно – следственную взаимосвязь.
Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы [15, с. 82]. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Голубой патруль», «Птичья столовая», «Поможем зимующим птицам» и т.д. С помощью данных акций, у детей развиваются такие качества как милосердие, забота, любовь. Природоохранные акции представляют собой комплексные мероприятия, которые вовлекают детей и взрослых в процесс сохранения окружающей среды и природы. Акции состоят из четырех этапов, таких как: подготовительный, познавательно – следовательский, практической деятельности, подведение итогов. Птицы, деревья, растения – все это может стать объектом экологической акции. Акции в основном проводят в какие – либо даты или события. Целью экологической акции является создание условий для формирования экологической культуры и знаний. Основными задачами экологической акции можно назвать: формирование познавательного интереса, бережливого отношения к природе и развитие положительного отношения к природе и окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.
Большой вклад в развитие экологического воспитания могу внести экологические праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как«Осенины», праздник «Русской березки», «День Земли». Экологические праздники вызывают у детей старшего дошкольного возраста положительные эмоции, с помощью эмоций у ребенка проявляется бережное отношение к природе и окружающей среде. С помощью экологических праздников можно повысить эффективность воспитательного процесса, а также создаются благоприятные условия для формирования доброго отношения к природе. От одного слова праздник у ребенка поднимается настроение, с праздником связаны большие ожидания и надежды. В праздник «День Земли» педагоги и дети старшего дошкольного возраста могут совместно вырастить какую либо рассаду. В старшей группе детского сада содержание и сюжет экологического праздника можно построить по произведениям С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского.
У каждого экологического праздника имеется своя идея и цель. Экологический праздник может состоять из игр, шуток, игр, а также музыкальных игр. Содержание праздника должно быть разнообразным и интересным, чтобы создавалась возможность активного участия всех детей.
В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста применяются три метода воспитания: наглядные, практические и словесные Чтобы получить итог экологического воспитания, нужно применять все три метода. К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин. Игра, опыты и моделирование, все это можно отнести к практическим методам воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассказы педагогов и детей, чтение художественной литературы на экологические темы, басни о природе и окружающей среде – все это словесные методы экологического воспитания. Важно в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста использовать все методы, поскольку только комплекс методов дает результат.
Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [14, с. 201].
Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [11, с. 63].
Существует три метода экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: наглядные, словесные, практические, данные виды используются на протяжении долгого времени. У каждого из методов имеются свои приемы разного направления.
К наглядным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:
- наблюдение - это специально созданное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. С помощью данного метода экологического воспитания можно приобрести различные познания, например установить внешний вид, формы и качества объекта или сезонные явления. Наблюдение может объяснить и природу во всей ее красоте и разнообразии детям старшего дошкольного возраста. Наблюдение может проводиться как персонально, так и маленькими группами, так и возможно со всей группой воспитанников. Педагог ставит конкретные задачи перед наблюдением, так наблюдение можно разделить на эпизодическое, длительное и обобщающее.
- применение иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой педагог применяет различный иллюстративно – наглядный материал, такой как картины, репродукции с картин, слайды, модели, экологические фильмы. С помощью иллюстративно – наглядного материала у детей старшего дошкольного возраста фиксируются и закрепляются познания и понятия о восприятия природных явлений и объектов. С помощью наглядного метода у детей старшего дошкольного возраста можно формировать знания и понятия о природе и окружающей среде за которой невозможно следить в данное время в данной местности.
К практическим методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:
- моделирование. Зачастую на основе чувственного постижениянеобходимо «создать» в сознании абстрактное, обобщенное пониманиео предмете или целом явлении природы, сформировать схему исследуемого явления. Чтобы правильно решить данные задачи, педагог использует моделирование как метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой. Метод наблюдения основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами или знаками.
- несложные опыты и экспериментирование применяется для того, чтобы познания детей старшего дошкольного возраста о природе и окружающей среде были понятными и осознанными, в детских образовательных организациях используются довольно простые опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. С помощью опытов у детей старшего дошкольного возраста создается познавательная заинтересованность к природе и окружающей среде, а так же формируется внимательность и интеллектуальная деятельность. Из каждого опыта возможно отметить причину, то есть почему мы наблюдаем за этим явлением, дети приходят к заключениям с выводами. Опыты чаще всего ведутся у детей старшего дошкольного возраста. Опыт основывается на приобретенных в процессе наблюдений и трудовой деятельности, дети старшего дошкольного возраста должны осознавать цели и задачи данного опыта. При проведении опыта педагог не должен причинять вред природе, окружающей среде, растениям и животным.
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающей средой в играх. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с природой с помощью разных игр, игр с правилами и дидактических игр. Дидактические игры помогают детям закреплять и увеличивать понятия об объектах и предметах природы и окружающей среды, животных и растениях. Педагоги подводят детей к тому, что они учатся систематизировать и подводить итоги по приобретенным данным. Настольные игры есть как домино и парные картинки, в этих играх дети старшего дошкольного возраста систематизируют и классифицируют познания о животных, растениях, природе и окружающей среде. С помощью словесных игр у детей закрепляются знания о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры на экологические темы связанные с подражанием повадкам животных. С помощью подражания животных, у детей старшего дошкольного возраста наиболее лучше закрепляются познания о природе и окружающей среде. С помощью экспериментальных игр дети старшего дошкольного возраста убеждаются в достоверности физических и природных явлений. («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри»,
«Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры - путешествия.
К словесным методам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся:
-рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Педагог способен применять рассказы о природе на занятиях и прогулках в ежедневной жизни. Главная цель рассказа как метода – формирование у детей старшего дошкольного возраста определенного понимания о наблюдаемом предмете или явлении в данный момент. Повествование возможно применять для того, чтобы посвятить детей старшего дошкольного возраста в неизвестные им факты об объекте или явлении. Чтобы сформировать рассказ, воспитатель должен не только говорить словами, которые знают дети старшего дошкольного возраста, но и включать новые, которые будут обогащать их речь.
- применение художественной природоведческой литературы способноосновательно оказывать воздействие на чувства детей. С помощью данного метода у детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать этические понятия, такие как любовь, милосердие и бережного отношения к природе и окружающей среде. Наиболее главное это совмещать чтение книг с наблюдением за природой, после каждой прочтенной книги происходит обсуждение.
- беседа как метод ознакомления детей с природой. Дидактические цели беседы возможно поделить на установочные, итоговые и эвристические виды. С помощью установочной беседы с детьми старшего дошкольного возраста возможно пробудить внимание детей, непосредственно вызвать интерес к деятельности.
Существующий навык детей старшего дошкольного возраста актуализируется, протекает взаимосвязь между приобретенными прежде познаниями, и будущими наблюдениями либо экскурсией. С помощью эвристической беседы формируются предпосылки различных явлений природы и окружающей среды с помощью размышлений, эта беседа стоится согласно прошедшему опыту приобретенных знаний. Эвристическая беседа помогает понять детям старшего дошкольного возраста взаимосвязи, которые имеются в природе и окружающей среде, помогают без помощи другихразрешать проблемы на экологические темы. Окончательная беседа помогает детям старшего дошкольного возраста классифицировать и подводить итог об окружающей среде и природных явлениях, которые были получены в результате игр, чтения и наблюдений.
С помощью метода проектов, дети старшего дошкольного возраста могут копить опыт и познания без помощи других, обучение происходит в форме исследовательской работы. Проектная деятельность делает детей старшего дошкольного возраста любознательными и активными. Участвуя в проектах, ребенок старшего дошкольного возраста развивается, учится находить выход из трудной ситуации, напрямую становится более уверенным в своих силах. Метод проекта учит детей трудиться в группе и самостоятельно, дети начинают проявлять интерес к новой информации, изучать ее.
Задачи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста могут реализоваться с помощью таких форм и методов как [44, с. 79]:
- экологические марафоны, викторины, КВН;
- экологические акции, особенно совместно с родителями;
- составление экологических карт и планов экологических троп;
- экологические выставки и экспозиции;
- создание экологических музеев;
- экологические тренинги;
- создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»;
- коллекционирование объектов природы;
- инсценировки и театрализации на экологические темы;
- встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды;
- посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);
- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.
Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста разделяются на учебные пособия и вспомогательные учебные пособия. Учебные пособия выступают объектами исследования, а вспомогательные учебные пособия помогают исследовать окружающую природу. Учебными пособиями могут быть как объекты неживой природы, например, камни, вода, так и объектами живой природы, например, растения и животные. Так же учебные пособия могут являться изображениями объектов и явлений природы, картинами, макетами и модулями.
К вспомогательным средствам экологического воспитания относят оборудования, которое помогает изучать объекты и явления окружающей природы. А это:
- оборудование для экспериментирования и опытов (зеркала, колбы, сосуды, измерительные приборы и т. д.);
- оборудования для центра природы и уголка познавательно- практической деятельности (лейки, тяпки, колбы, измерительные приборы и
др.)
-экскурсионные принадлежности (рюкзаки, сачки, удочки и др.);
-оборудования для работы на участке (грабли, лопатки, совки, веники
и др.);
- оборудование для демонстрации наглядного материала (доска, диапроектор и т.д.).
Применениевсех упомянутых средств по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой и окружающим миром помогает результативно и основательно изучить необходимые познания детям, а также делает процесс образования увлекательным.
Таким образом, мы пришли к выводу, что форма «есть внутренняя организация содержания [2, с. 82]». Это есть способ организации воспитательного процесса.
Методами экологического воспитания старших дошкольников являются наглядные, словесные, а так же практические виды.Все три метода применяются в экологическом воспитании уже продолжительное время. В каждом направлении методов применяются свои приемы разного характера, например наглядная модель или образец, способ действия или же модель. В результате в каждом методе при сочетании используются и три формы мышления при главной ведущей определяющей роли в одной из них.
В процессе экологического воспитания старших дошкольников используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Таким образом, в соответствии нашему мнению, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Гоавной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе. К задачам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
- формирование системы базовых научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста;
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями и т. д.
Список использованно литературы
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001. № 7.
2. Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. Орел, 1988.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Мн.: Нар. асвета, 1972.
5. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 7.
6. Долгова Т.Л., Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.с. 208.
7. Ердаков Л.И., Чубыкина Н.Л. Экология. / Л.И.Ердаков, Н.Л.Чубыкина. Новосибирск: Книжица., 1996. 232с.
8. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М., 1986. № 5.
9. Захлебный А. Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. 1983. №3.
10. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.
11. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.
12. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2007. № 9, с. 22-24.
13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.
14. Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»./ Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф.. СПб.: Акцидент, 1998. с 285-294.
15. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.
16. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. с. 34-36.
17. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989 г.
18. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. М.: Учитель, 2012, с. 33.
19. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011 , с.232.
20. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2014.
21. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.И., Соловьева М.П.Охрана природы. / Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.И., Соловьева М.П. М.: Просвещение, 1983. – 144с.
22. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.
23. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.
24. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности
ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.
25. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232.
26. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. М., Новая школа, 1993.
27. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. М., 2005. с.14-39.
28. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры.// Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36
29. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
30. Саморукова П.Г.Как знакомить дошкольников с природой. / П.Г.Саморукова. М.: Просвещение, 1983. 207с.
31. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208.
32. Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. N 7 с. 21 – 27.
33. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание дошкольников...
Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...
Статья: "Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации"
Шаповалова Анастасия Игоревна воспитательБороздюхина Вероника Сергеевнавоспитатель МБДОУ «Д/С №60»г. Белгород, Белгородская областьПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ...
Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»
Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества....
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...