Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Грошева Карина Александровна, воспитатель МБДОУ №20 Дзержинск
Нижегородская область
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный,
последовательный, планомерный педагогический процесс формирования
системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие
у личности ответственного отношения к природе как к универсальной
ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность старших дошкольников выражается в
знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о
растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких
животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении
объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями
в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно
назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в
улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет
взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и
окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим
поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
На сегодняшний день, каждый педагог должен иметь понятие об
экологическом воспитании, несмотря на то, в какой области он
Специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с
воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое
направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий
момент проходит этап становления.
Между человеком и природой формируются определенные отношения,
человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее
влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет
свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя
проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой -
это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение.
Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое
отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки
соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики.
Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего
возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения
между природой и человеком.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой
личности. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей:
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из
самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Противоречие: между необходимостью экологического воспитания
дошкольников и недостаточностью методических рекомендация для
воспитателей детского сада по данному вопросу в соответствии с ФГОС ДО.
Проблема исследования: какие формы, методы и средства должны
входить в содержание процесса экологического воспитания дошкольников в
дошкольной образовательной организации?
Сказки, воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение
к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в
сказках для дошкольников узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в
природе и своей привычной жизни. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями:
Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес - полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории - это и будут те ступени, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки.
В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа ребенку дошкольного
возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а
показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и
т.д.. модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.
Экологические сказки - самый доступный способ передачи знаний о
явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по
экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические
занятия, опытно - эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения,
театрализованную деятельность. Часто эти формы объединяю какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.
На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в
наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и
неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и
неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка
видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также
использовать экологические сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень
страшная история»)
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и
сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми.
Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую
природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет
формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать
в основе экологического воспитания детей.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через
экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно
правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников : учебник / З. Ф. Аксенова. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического
воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2011.
– №7. – С.10 – 15.
3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию /
Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С.10 – 12.
4. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического
образования дошкольников : учебник / А. И. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера,
2013. – 158 с.
5. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников
в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова // Дошкольное
воспитание. – 2014. – С. 160 – 162.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...
Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»
Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...
Экологическое образование и воспитание детей в дошкольно образовательной организации.
Важное условие для экологической образованности и воспитанности детей в дошкольно образовательной организации является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды....
Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...
Статья: Экологическое воспитание дошкольников в дошкольной образовательной организации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный...
Организация патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации
В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о России, воспитания любви к своей Родине...