Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории
презентация к уроку (старшая группа)

Сурмина Инна Борисовна

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:     

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3.  Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:     

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2.  Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3.  Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

    Текст к слайдам

1 слайд

Русский народный костюм - хранитель истории. 

- Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица! 

2 слайд

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем  мы растить     невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

3 слайд

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?  (Рубахи.) 

- Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой.  Носили рубаху с нешироким поясом.

4 слайд

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи  замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба.   Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.                        

- Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)

  5 слайд

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

 6 слайд

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

    - Для чего нужен был пояс?  Пояс был обязательной частью костюма.  Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

  7 слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил  все и мужчины, и женщины, и дети.

  8 слайд

   Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

  9 слайд

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

  - Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

 10 слайд

По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все.  Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

 11 слайд

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.

 По степени изношенности все её разделяли на  ветшалое  платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.

- Как вы думаете, что значит чинили?  

12 слайд

   Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось

- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).

Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

13 слайд

   На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.

           В полотняной стране

           По реке Простыне

           Плывет пароход:

          То назад, то вперед.

          А за ним такая гладь –

          Ни морщинки не видать.

                                                        (Утюг)

Утюги появились  позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.

- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений   «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)   

 

14 слайд

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

-Из лыка свито                                                    

Дырявое корыто (лапти)

-Дуйся не дуйся, а

Через голову суйся (рубаха)

- По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

по обеим пошёл (порты)

- Надену - ободом сведет,

 Сниму - змеёю упадет. (пояс)

15 слайд   16 слайд

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

17 слайд

Пословица - недаром молвится.

Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.

18 слайд

До  новых  встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация. Русский народный костюм - хранитель истории Подготовила Сурмина И.Б. воспитатель ГБДОУ № 76 Санкт- Петербург

Слайд 2

Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать.

Слайд 3

Основной одеждой , причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха рубаха

Слайд 4

Что же носили с рубахой ?

Слайд 7

А когда с т ановилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме!

Слайд 8

Два сапога- пара сапоги валенки лапти

Слайд 9

Головные уборы

Слайд 10

По одежке встречают !

Слайд 11

Ценилась одежда в старину очень высоко !

Слайд 12

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно.

Слайд 13

На Руси были своеобразные приспособления для стирки , глажки и хранения белья . рубль и валек сундук утюг

Слайд 14

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка Из лыка свито Дырявое корыто Дуйся не дуйся, а Через голову суйся По дороге шёл, Две дороги нашёл, по обеим пошёл Надену-ободом сведет, Сниму-змеёю упадет.

Слайд 15

Чем похожи и чем отличаются ?

Слайд 16

Чем похожи и чем отличаются сарафаны ?

Слайд 17

Не поносишь старого – не носить и нового!

Слайд 18

Давайте мы невеждами не будем ! Историю костюма не забудем !

Слайд 19

До новых встреч !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насекомые» средний дошкольный возраст

Педагог первой квалификационной категории –Полещенко Елена Олеговна.Совместно образовательная деятельность с детьми с использованием электронных образовательных ресурсов: «Эти удивительные насеко...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект по познавательному развитию на тему для детей старшего дошкольного возраста«Русский народный костюм»

Приобщение детей дошкольного возраста  к национальным традициям,  воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА»....