Конспект познавательного занятия в старшей группе «Байкал - священный дар природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создать условия для формирования представлений об уникальном озере Сибири – Байкалу в познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с Красной книгой России, для чего она была создана.
Расширять представление детей о природе и богатстве родного края.
Привлечь внимание к неповторимой красоте Байкала, к разнообразию его животного и растительного мира.
Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительного, согласовывают существительные с числительными.
Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой Прибайкалья.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Воспитывать умение выслушивать своих товарищей, делиться своими впечатлениями по поводу новой информации, оценивать свое участие в занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal_-_svyashchennyy_dar_prirody._borovik.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Байкал - священный дар природы»
Разработан воспитателем - Боровик Яной Игоревной
Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.
Культурно-смысловой контекст: для использования в уголке природы и уголке творчества, патриотическом уголке (Байкаловедение).
Цель: создать условия для формирования представлений об уникальном озере Сибири – Байкалу в познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с Красной книгой России, для чего она была создана.
Расширять представление детей о природе и богатстве родного края.
Привлечь внимание к неповторимой красоте Байкала, к разнообразию его животного и растительного мира.
Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительного, согласовывают существительные с числительными.
Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой Прибайкалья.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Воспитывать умение выслушивать своих товарищей, делиться своими впечатлениями по поводу новой информации, оценивать свое участие в занятии.
Образовательные области:
Приоритетная – познавательное развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук; карта Иркутской области, макет озеро Байкал, коллаж – птицы, картинки – рыбы, нерпа, раскраски – животные Байкала, загадки, стихи, сосновые и кедровые шишки.
Предварительная работа: чтение стихов о Байкале, рассматривание слайдов, фотографий, изготовление макета озеро Байкал, рассматривание слайд-шоу рыбы Байкала (осетр, окунь, омуль, таймень, налим, сиг, щука, голомянка, ленок, хариус, сорога, лещ). Беседа о птицах – зимующие, перелетные. Рассматривание карты Иркутской области.
Структура занятия Методы и приёмы | Продол-жительность части | Деятельность педагога | Деятельность детей Планируемые результаты |
Вводная часть. Организация детей. Установка на предстоящую деятельность. Словесный метод: прослушивание стихотворения. | 3 мин | Чтение стихотворения: Но эти царственные воды, но горы в сизой полумгле- Байкал – священный дар природы, да будет вечен на земле. А. Твардовский | Слушают стихотворение А. Твардовского Желают взаимодействовать со сверстниками и взрослым. |
Основная часть. Поисковый метод: создание проблемной ситуации. | 20 мин | Как вы думаете, как можно использовать эту красоту? Воспитатель: Красоту эту надо использовать для отдыха, путешествий, для духовного обогащения. Кто из вас отдыхал на Байкале? Скажите, нужно ли охранять Байкал? Почему? | Проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности, познавательную активность, отвечают на вопросы. Дети рассказывают о своей поездке и о своём отдыхе на озере Байкал |
Наглядный метод: рассматривание карты Иркутской области. Наглядный метод: рассматривание макета «Байкал» | Воспитатель предлагает рассмотреть карту Иркутской области и найти на карте озеро Байкал. Воспитатель рассказывает, что озеру Байкал 25 миллионов лет. Он древнее всех озер на Земле. Поэтому его называют «стариком». Есть у него и дочь – красавица Ангара, предлагает рассмотреть макет «Байкал». Читает стихотворение: Над тобой горят зори алые, Ангара – река – дочь Байкалова. Ангара – река – воды чистые, острова на ней все лесистые, Острова на ней все в смородине, нет прекраснее моей Родины. | Рассматривают карту Иркутской области, находят на карте озеро Байкал и рассматривают макет Байкала. | |
Словесный метод: рассказ о нерпе | -А вы знаете, какое животное живет в озере Байкал? Правильно, одним из загадочных обитателей озера является нерпа. - Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны, чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Поэтому новорожденных нерпят называют бельками. - Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подросший нерпенок питается рыбами (голомянкой, байкальским бычком, он учится плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена. -Почему нерп в Байкале осталось мало? Нужно ли охранять нерпу? | Проявляют интерес и любознательность. Внимательно слушают рассказ воспитателя о нерпе, получают новые знания и отвечают на вопросы. Понимают, что нерпы и все животные нуждаются в охране. | |
Игровой метод: игра «Назови рыбу и опиши!» | Воспитатель предлагает детям, посмотреть на картинки, которые лежат перед ними, предлагает поиграть в игру и вспомнить название рыб, обитающих, в Байкале и попробовать описать их, тот кто расскажет, нужно положить рыбу на озеро Байкал (макет). -Если засорять воды Байкала, что будет с рыбами? | Активно включаются в игру, опираются на раннее полученные знания, составляют описательный рассказ и размещают рыб на макет Байкала. | |
Динамическая пауза. | Покажите, какие высокие деревья растут в тайге (дети тянутся вверх). Подул сильный ветер – закачались даже деревья – исполины (плавные наклоны в стороны). А молодые, неокрепшие деревца пригнулись к самой земле (наклоны вперед с касанием руками пола). | Выполняют движения согласно тексту. Активно выполняют упражнения физкультминутки. | |
Игровой метод: дидактическая игра «Угадай чья шишка?» | Воспитатель предлагает вспомнить, какие деревья растут в тайге. Воспитатель показывает сосновую и кедровую шишку. Что это? (Шишки.) Где они выросли? (Одна – на кедре, другая – на сосне). Какая из них выросла на кедре? Как ее назовем? (кедровая). А та которая выросла на сосне? (сосновая). Что находится в шишке? (семена). Что из них может вырасти? Чтение стихотворения: Будто бы с берега в речку мальчишки, прыгают с веток сосновые шишки. В теплую землю они попадают, ранней весною они прорастут. Шишки сосновые не пропадают – новые сосны из них вырастают. Что будет если не охранять леса? Если погибнет лес, что произойдёт? | Проявляют инициативу, опираясь на свой опыт. Знают названия деревьев. Понимают значимость природы для человека | |
Игровой метод: игра «Сосчитай птиц» | Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим. Работа с коллажем на магнитной доске. - Каких птиц вы здесь видите? - Посчитайте, сколько здесь уток? - А цапель? - Сколько орлов? - Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов? - Так каких же птиц больше всего? Нужно ли охранять птиц? Почему? Что может произойти если погибнут звери, птицы, рыбы, растения? Воспитатель подводит детей к пониманию, что все в природе взаимосвязано. | Согласовывают существительные с числительными. Осознают и понимают, что все в природе взаимосвязано. | |
Практический метод: создание «Красной книги Байкала» | Воспитатель даёт новые знания о «Красной книге», для чего её создали и предлагает детям создать свою «Красную книгу» животных Байкала, выбрать раскраски, раскрасить их и поместить в папку, с заранее заготовленной обложкой. | Внимательно слушают воспитателя. Активно включаются в создание Красной книги. | |
Заключительная часть. Подведение итогов деятельности. | 2 мин | Воспитатель спрашивает детей -Почему природу вокруг Байкала нужно охранять? -Что люди придумали, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений, животных, рыб и птиц? Зачем мы сделали «Красную книгу»? В какой уголок группы мы можем ее поместить? | Делают обобщения и выводы, правильно формулируют ответы. Анализируют свою деятельность. Испытывают удовлетворение от положительного результата в совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Юные знатоки природы»...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: Формировать у детей первичные представления об особенностях природы планеты Земля.
* Формировать представления детей о климатических условиях Арктики, пустыни, средней полосы России. *Обогащать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать спос...
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Пробуждение природы»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
Конспект открытого занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»...