Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Подводный мир моря"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валерия Николаевна Тадибе

Цель занятия: дать первоначальное представление о подводном мире.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов

2. Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Тип занятия: комплексное занятие

Форма занятия: беседа.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.

Оборудование и материалы: Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань, Макет батискафа.

Предварительная подготовка: просмотр мультфильма «Русалочка»

Методы и приемы работы с детьми: наглядность, беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_22.05.2020_tadibe_valeriya.doc619 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Разработка конспекта занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Подводный мир моря»

Составитель: Тадибе Валерия Николаевна

Салехард 2020

Цель занятия: дать первоначальное представление о подводном мире.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи; обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб); упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов

2. Развивающие: развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни; развивать воображение, фантазию.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Тип занятия: комплексное занятие 

Форма занятия: беседа.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитатель, дети.

Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.

Оборудование и материалы: Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань, Макет батискафа.

Предварительная подготовка: просмотр мультфильма «Русалочка», Д/И «Назови рыбку», чтения сказки «Золотая рыбка».

Методы и приемы работы с детьми: наглядность, беседа.

Структура занятия:

Этапы занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Но куда мы с вами отправимся вы должны угадать сами с помощью загадок. Слушайте внимательно:

1. Настоящий он циркач

— Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть… (дельфин)

2. Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается — поверь!

Только мелочью — планктоном.

 Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

3. Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула)

- вы уже догадались куда мы сегодня отправимся? (в подводный мир)

- правильно!

3 мин

Основная часть

- Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой? (Рыб, водоросли)

- Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. Скажите, чем отличаются рыбы от животных? (У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр)

- Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост? (Для того, чтобы плавать под водой...)

- Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой?

- Почему?

- А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста)

(Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста.)

- Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? (Выслушать ответы детей, уточнить назначение)

- Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? это маленькая подводная лодка. (Рассмотреть макет) У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны? (Ответы детей.)

-Прежде чем погружаться я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие.

Садитесь поудобнее около иллюминатора, начинаем погружение.

- Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (- Солнечные лучи освещают воду)

- А вот и морские жители, вы узнали их? (выставить на фланелеграф нарисованных кита и дельфина).

- Расскажите, что вы знаете о них. (рассказы детей).

- Погружаемся дальше, становиться темнее. Почему? А что это за красивое существо? Так и хочется ее погладить, (медуза) Расскажите, какая она? (Она голубая, почти прозрачная, красивая, нежная)

- А вы знаете, что они бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? (Ответы детей.)

- Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать? ( включить прожекторы)

- Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила)

- Почему их так назвали?

- Потому, что нос похож на молоток, на пилу.

- Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они? (Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...)

- Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, они расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на все что движется.

- Плывем дальше. А это что за чудовище? (осьминог) Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу.

- А это, что за странные рыбы? (морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги?

- Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они?

(Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...)

- Хотите представить себя маленькими рыбками.

Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

- Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

- Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней

. Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?

- Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие?

- Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...

- Правильно. Есть даже такая поговорка «Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?

(Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные.)

- Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось? (Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду)

- Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать?

19 мин

Итог занятия

- Нам пора возвращаться на батискаф, а то у нас скоро закончится воздух в баллонах. Снимите акваланги и занимайте свои места.

- Пока мы будем всплывать, расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит.

- А в группе вы сможете нарисовать его и мы сделаем выставку рисунков, чтобы все могли полюбоваться.

3 мин

Ход занятия:

  1. Загадки.
  2. Беседа.
  3. Просмотр иллюстраций.
  4. Физминутка.
  5. Беседа.
  6. Итог

Литература:

  1. https://infourok.ru/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-na-temu-podvodniy-mir-454747.html 
  2. Колос Наталья Ивановна картотека физминуток

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...