Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование целостного представления о природных зонах Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_severu_.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия:
Занятие-путешествие.
Цель:
Формирование целостного представления о природных зонах Севера.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; 2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование:
Ноутбук, экран, проектор, материал для опыта.
Ход занятия.
Дети стоят около воспитателя.
- Ребята, отгадайте загадку:
Загадка про глобус
«На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ...
(Глобус)
- А вы любите путешествовать?
Ответы детей.
- Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам Севера.
Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте.
- А начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли.
- Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья).
- Начинаем наше путешествие! (шум самолета)
Слайд № 1 (ледяная пустыня)
- Вот мы с вами приближаемся к Северному полюсу.
-Алиса нам расскажи нам стихотворение.
Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан":
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.
- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?
Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня.
- Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.
- Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике)
- А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
- Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).
Слайд №2 Полярная ночь
В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Слайд №3 полярное сияние
Вот как описывает полярное сияние один путешественник:
"Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его.
Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".
Дети рассматривают северное сияние на картине.
- Посмотрите внимательно, подумайте и скажите:
- Скажите, а на какое природное явление похоже северное сияние?
-Молодец, правильно.
На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
А теперь давайте вспомним какие животные и птицы живут в Арктике.
Ответы детей.
-Молоды, правильно. Как ни сурова природа Севера, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи, белые медведи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
Слайд №4
(Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).
Тюлени, моржи
- А чем же питаются моржи и тюлени?
Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу?
Птицы.
Слайд №5 кайры, гагары, птичьи базары
На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.
В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
Слайд №6 белый медведь
Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
- Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает, приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.
Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведем опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
– Итак, наше “путешествие” продолжается. Занимайте свои места в самолете.
А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
Слайд №7 со стихом тундра
–Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
- Что указывает на то, что это тундра?
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
Слайд №8 животные олень, волк, песец
- Как приспособились животные и растения к условиям проживания в тундре?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель,
олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей.
У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
- Как приспособились животные к суровому климату севера?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
– Правильно, молодцы. Но из за своего красивого меха животные и страдают, на них устраивают охоту.
- А, как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные и птицы).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и птиц, которые могут исчезнуть?
Ответы детей (в Красную Книгу).
- Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали,
чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
- Какие животные Севера внесены в Красную Книгу?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки, олени, песец).
– Молодцы ребята, правильно.
-Пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.
Шум самолета.
Итог:
- Скажите, вам понравилось путешествовать?
-А что нового и интересного вы сегодня узнали?
- И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие.
Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»
Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»
Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.
Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».
Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»
Конспект закрепит знания детей о природных зонах Земли....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"
Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое лампочки»
познакомить с историей электрической лампочки...