Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Галкина Татьяна Вячеславовна

В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

                                                                   

                                                           Воспитатель: Галкина Татьяна Вячеславовна

Саратов 2012 г.

Тема: «В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ»

Программное содержание:

     Продолжать знакомить детей с особенностями изделий Городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Учить детей узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

     Развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, развитие интереса к народным традициям и обычаям.

     Обогатить словарь детей словами по теме занятия: прялка, донце, лён, веретено, полотно, пряжа, кудель.

     Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину; эстетическое восприятие предметов искусства.

Предварительная работа:

Знакомство с элементами Городецкой росписи на занятиях по рисованию, роспись шаблонов коней, птиц; заучивание стихов «По дорожке ровной…», «Чудо - Городец», «Городец прославился».

Материалы к занятию: 

Географическая карта, изделия Городецких мастеров, прялка, веретено, иллюстрации с элементами Городецкой росписи, настольно-печатная игра

«Найди элемент росписи», аудиозапись: старинная русская народная песня «Посеяли девкам лён», русская народная музыка.

Ход занятия:

- Ребята, в нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко. Давайте улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся с ними. Здравствуйте!

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

– Хотите,   мы с вами отправимся в эту русскую деревеньку? Мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас – жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

- А вот мы и приехали…..

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

- На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий.

- Ребята, как вы думаете, что  делали люди из дерева? Правильно: и дома, и мебель, и посуду и игрушки, и прялки.

Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку.

- В доме наших предков прялка была, чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили её этому с малолетства.

Мать учила дочек, дочери пели и повторяли движения матери:

- Уж я сеяла, сеяла ленок                                     Ты удайся, удайся, ленок!

Я сеяла, приговаривала.                                       Ты удайся, мой беленький ленок!

Чеботами приколачивала:                                  Лен, мой лен Белый лен!..!                                                                    

(дети  повторяют слова воспитателя, делают те же движения.)

- Осенью выходили женщины в поле и дергали лен. Много было с ним хлопот, и в конце концов превращался он в пряжу, мягкую и шелковистую.

Наступала зима. Собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли.

- Как вы думаете, почему пряли именно зимой?

Во-первых, к этому времени поспевал лен.

Во-вторых, летом на это не было времени: очень много работы было на огороде, в поле, в саду.

— Помните слова из сказки: (Три девицы под окном пряли поздно вечерком?)

— Кто ее написал?

— Как она называется?

Сидели девицы, держали в левой руке веретено и крутили его между пальцами.

Веретено — это гладкая с заостренными концами палочка.

И крутилось, и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, песни пели или старые бабушкины сказки рассказывали. (Дети слушают запись старой русской песни.)

- Ближе к весне из ниток начинали ткать полотно. Каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовой тканью было еще много хлопот.

Зимой ткань расстилали на снегу и морозили. Весной раскладывали на травке, на солнышке и сбрызгивали водой, и превращалась она из серой в белую.

Как видите, прялки действительно были совершенно необходимы в каждом доме.

Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом.

Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.

Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз.

Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка частенько переходила по наследству — от матери или бабки.

- Что же представляет из себя прялка?

Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью. К внутренней стороне лопасти привязывали пряжу, которая полностью ее закрывала. Поэтому внутреннюю сторону лопасти почти не расписывали. Наружную сторону, напротив, всегда тщательно украшали. Когда на прялке не работали, ее расписанную часть вешали на стену, как украшение.

- Городецкие мастера украшали не только прялки, с них все только началось. Со временем мастера, этого района, изготавливали и расписывали  короба,  детскую резную игрушку - коней, птиц, упряжки, разделочные доски, расписывали панно, блюда, тарелки, мебель и даже части дома - ставни,  двери,  ворота.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

     

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, застолий. В то же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются.  На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

- Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

- Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи». Нужно разделиться на три команды и пока звучит музыка найти и собрать все элементы, подходящие к вашей росписи.

(Дети работают. Фоном играет русская народная музыка).

- Музыка закончилась. Расскажите элементы какой росписи ваши команды собрали.

Молодцы, дети! Вы справились с заданием.

- Что вам понравилось на нашем занятии? Где это вам может пригодиться в жизни?

Городецкие узоры,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас!

Ребята, мы с вами приготовили подарки для наших гостей, птицу – счастья.

Птица – один из любимейших образов русского народа. Самые значительные явления и события в жизни людей часто передавали изображением птицы. Она могла означать добро, любовь, солнце, душу человека.

Давайте подарим наших птиц гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...