конспект по ФЦКМ "Наши друзья насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Петрова Наталья Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm_v_sredney_gruppe.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ФЦКМ в средней группе

«Наши друзья насекомые»

Цель: формировать у детей представления о  различных насекомых,  их частях тела; различать цвет, форму, величину.

Задачи:

Образовательные:

-Расширять и закреплять представления детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

-Познакомить детей с жизнью насекомых, уточнить представление о их пользе;

- Совершенствовать умение различать насекомых;  

 -Формировать умение различать  изображения   по   контурам,  соотносить  контурные  изображения  с  цветными;

Развивающие:

-Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, речь, ориентировку в пространстве;

-учить  анализировать  образец  насекомого,  составленный    из геометрических     фигур,  составлять  целое  из  частей  с  опорой   на  зрительный  образец;

-Развивать  прослеживающую  функцию  глаз,.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к насекомым,

-любовь к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с насекомыми, чтение книг, наблюдение на прогулке за насекомыми, составить  вместе  с  детьми  схему  леса  на  магнитной  доске.

Материал:

  • карточки с контурами насекомых (на каждого ребенка),  цветные изображения этих же насекомых  для игры «Узнай по контуру»;
  • муляжи   «Насекомые»  для игры  «На  лесной поляне»;

наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом)  для  задания  «Выложи  насекомое»;

  • насекомые из фетры на фланелеграфе;
  • фломастеры.

Ход занятия:

- Ребята, давайте закроем глазки и послушаем необычные звуки (воспитатель включает аудиозапись «звуки насекомых»).

- Что вы слышали? (ответы детей) (кузнечика, жука, стрекозу, пчелу…)

- Правильно, ребята. А где можно увидеть кузнечика, жука, стрекозу и пчелу? (отв. детей).

-А как можно их назвать одним словом?

-Правильно, насекомые. А каких вы ещё знаете насекомых? (отв.детей -Бабочек, муравьёв ,ос, пауков , гусениц, мух, комаров, божью коровку)

Ребята, я сегодня утром встретила бабочек. Они летели и плакали. Что же с ними могло произойти? Давайте мы у них спросим?

Бабочки рассказали, что с ними приключилось несчастье, их заколдовала лесная фея, и они потеряли  цвет с  крылышек. Чтобы  расколдовать их, фея поручила сделать много заданий, а бабочки одни не справятся. Поможем им? (ответы детей).Да!

Вот мы с вами сейчас отправимся на полянку. Может  там  мы сможем помочь бабочкам?

- По дорожке мы пройдем – на полянку попадем. ( Дети встают со стульчиков и подходят к полянке к фланелеграфу), какие тут красивые цветы!

- Слышите, что там за жужжание?(воспитатель снова включает звуки насекомых. На цветке сидит пчела). Это, ребята, пчела. Только вы не шевелитесь, пчелы не любят когда издают много шума, они воспринимают это как угрозу и поэтому жалят человека.

- Смотрите, а это что тут у нас за домики такие? И кто их настроил? (Муравейники).

Муравьи обычно строят свои дома под деревом, чаще около пня. Домики строят из сухих веточек, палочек, травинок, листьев, хвойных иголок. Мы видим дом муравьев над землей, но есть еще и часть дома под землей.

Муравьи - санитары леса, они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей леса. Поэтому муравейники нельзя разорять.

Отправляемся дальше.

Помним, что чтобы бабочкам помочь, нужно выполнить правильно все сложные задания.

Игра «Узнай по контуру».

У  детей картинки с пересекающимися  контурами  насекомых,  справа  на  картинке  три  пустых квадрата.

- Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать  художник?   (ответы детей- Паука,  стрекозу, жука, божью коровку)  

-Положите  в  пустые  клеточки  цветные изображения.  Назовите  одним  словом,  кто  это?       (дети:  — Это  насекомые)

(Вместе  с  детьми  рассмотреть насекомых.   Обратить  внимание  на  цвет, величину.  )

Давайте рассмотрим из каких частей тела состоят насекомые.( Назвать и показать  части  тела  насекомых- туловище, усики, жало, голова, грудь, брюшко, лапы, крылья);

А как они передвигаются?
(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)  

Много насекомых, это хорошо? Вы знаете  какую пользу они приносят?
(Ответы детей): Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед,
 опыляют цветы, дают мед, бабочка тоже опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)

Какой ещё от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

Идём дальше по тропинке.

Упражнение «На  лесной  поляне».  (На магнитной доске)

-Ребята,  насекомых  в  нашем  лесу пока нет.    Вы хотите, чтобы в нашем лесу они тоже жили?

Дети  рассаживают  насекомых  и  объясняют  их  местоположение).   Пример:

-Жук  прилетел   на  дерево.

-Муравей  приполз  к  муравейнику.

 И  так далее.   Последней появляется  пчела.

-Пчела  прилетела  на  цветочную поляну.

А сейчас надо нам отдохнуть, иначе не будет сил.

Физкультминутка.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад – вперед

И совсем не устает.

Теперь мы отдохнули и продолжаем путь дальше.

                   Упражнение «Выложи   насекомое».

 (Рассматривание  и  анализ  образца  насекомого, составленного  из  геометрических  фигур:  стрекоза,  божья  коровка).  После  обсуждения   дети составляют  насекомое   с  опорой  на  зрительный  образец.

А теперь наши глазки должны отдохнуть, чтобы продолжить наше путешествие

Зрительная  гимнастика     «Полосатая  пчела».

Полосатая   пчела                          Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась,  как  могла.              (траектория  восьмерки).

Раз, два, три, четыре, пять            Моргают  глазами.

Будем мы  с  пчелой  играть.

Она  летает  высоко,                      Движения  по  тексту.

Она  летает  низко.

Улетает  далеко,

Прилетает  близко.

Пчела  по  кругу  полетела,         Круговые  движения  глазами.

Словно  яркий  огонек.

Опустилась  на  поляну,              Движения  глазами  вправо — влево.

Собирать  цветочный  сок.

Глазки отдохнули, молодцы!

Упражнение «раскрасим бабочку».

- Ребята,  сейчас вы раскрасите бабочек и вернёте цвет их крылышкам.

Какие у вас красивые бабочки получились! Мы их расколдовали! И всё потому, что вы выполнили правильно много заданий и помогли бабочкам!

Бабочки передали вам, что  Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!

Итог  занятия.

Ребятки, как вы считаете можно  трогать и обижать насекомых?

Ответы детей – Нет , потому что они живые)


Да, насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы.

 Насекомые- это часть природы, ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

-Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали (ответы детей).

- А что нового или интересного узнали?  (ответ детей).

-Сегодня на занятии постарались все и все сегодня молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с детьми трёхлетнего возраста "Наши друзья - насекомые"

Использование данного конспекта прогулки позволит закрепить представления детей о весне, о больших тружениках - муравьях, уточнить названия других насекомых, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАШИ ДРУЗЬЯ - НАСЕКОМЫЕ»

Цель: Расширить представления детей о некоторых насекомых (бабочке,муравье, божьей коровке, пчеле).Задачи.1.Уточнить знания детей о среде обитания и характерных особенностяхнасекомых, рассказать какую...

Конспект занятия "Наши друзья - насекомые"

Занятие направлено на закрепление знаний о насекомых, знакомство с нетрадиционной техникой рисования - граттаж....

Конспект развлечения "Наши друзья - насекомые"

Цель:Формировать познавательный интерес и гуманное отношение дошкольников к насекомым....