Конспект занятия по Николаевой С.Н. «Парциальная программа «Юный эголог» .
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Самощенко Оксана Олеговна

Конспект НОД по экологии в форме рассказа - беседы на тему: «Планета Земля в опасности» в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в форме рассказа - беседы на тему:

«Планета Земля в опасности»

в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Самощенко Оксана Олеговна.

Цель: дать представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Познакомить с названиями материков и океанов. Воспитывать любовь к природе, формировать потребность защищать и оберегать ее. Продемонстрировать детям роль человека в сохранении и разрушении экосистем.

Материал: большой мяч (шар) голубого цвета, белые и цветные контурные материки, фишки SOS, плакат SOS, физическая карта, презентация №1 «Материки» ; презентация №2 «Планета Земля в опасности».

Предварительная работа: рассматривание физических карт; просмотр презентаций «Планета Земля в опасности»; беседы о разных странах и континентах, их природных и климатических условиях; рассматривание глобуса.

Словарная работа: эколог, материк, экватор.

Ход занятия:

1 этап - Организационный:

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг,

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря -

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой,

Любимую планету!                 (И. Петросян)

- Сегодня мы с вами ребята поговорим о нашей планете.

2 этап - Основной:

-Ребята, планета на которой мы с вами живем, как называется? (Земля)

- Правильно - Земля. Какая же она, наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на нее смотрят космонавты, летящие в ракете? (Ответы детей).

- Наша планета - это огромный шар. Такой большой, что нужно много дней, чтобы объехать его вокруг.

- Давайте вместе с вами сделаем самодельный глобус, который будет изображать Землю. Возьмем большой голубой шар - это и будет планета Земля. (Достает шар).

- Что же есть на нашей планете Земля? (Ответы детей).

- Прежде всего, на Земле есть два полюса.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика -

Антарктика и Арктика!

(Северный и Южный полюс)

Северный - сверху земного шара, Южный - внизу. Мы их обозначим небольшими фишками: Северный - синей, Южный - красной.

- А теперь вопрос такой:

Так почему же голубой.

Наш общий дом, Наш шар земной?

(Потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода.)

- Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны? (Ответы детей.)

- Земля - это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни. Я вырезала их из бумаги, буду вам их показывать и называть. Вы поможете мне их приклеить на нашу планету.

- Вот самый большой материк. Это вместе Европа и Азия (Евразия). Они не разделены океаном, этот материк расположен ближе к Северному полюсу. (Дети помогают приклеить).

- Вот следующий материк - Африка (Показывает). Что-нибудь знаете про Африку? Африка расположена по середине земного шара, немного ближе к Южному полюсу. (Приклеивает).

- Теперь я вам покажу очень интересную сушу:  вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе части соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей. (Показывает Америку).

- Этот материк называется Америка. Америка состоит из двух частей: верхняя часть - это Северная Америка, нижняя - Южная Америка. Она протянулась по всему земному шару - от Северного полюса к Южному. Расположена она на другой стороне земного шара. (Приклеивают).

- Оба полюса это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется - Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе еще холоднее, чем на Северном. там есть суша - материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида. (Приклеивают).

- Остался последний материк. Он небольшой - это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию?(Ответы детей). Это суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном. (Показывает и приклеивает вместе с детьми).

- Теперь посмотрим на наш глобус. Как выглядит земной шар? (Медленно поворачивает глобус вокруг оси).

- Чего больше на земном шаре - воды или суши?

- Кто живет в морях и океанах?

- А на суше живет кто-нибудь?

- На всех материках обитает много живых существ: растут растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема - Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно.

- Ребята если моря и океаны у нас голубые, значит сушу тоже надо раскрасить. Там где суша постоянно покрыта снегом оставим ее белой. (Дети показывают). Это Антарктида и еще северная часть Америки.

- Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зеленых растений мы закрасим зеленым цветом: всю Европу и Азию (Евразию), Австралию, часть Северной и Южной Америки. (Дети помогают приклеивать закрашенные участки суши).

- В средней части земного шара. (Показывает пояс экватора). Тут очень жарко круглый год.

- Кто знает в Африке жарко или холодно?

- Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Давайте Африку закрасим желтым цветом.

- Вот теперь наш глобус получился разноцветным. Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), а где вода - моря и океаны. (Рассматривают глобус и любуются им).

Физкультминутка:

Взрослые и дети шагают по планете!

Мы ногами топ -топ,

Мы руками хлоп - хлоп,

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик!

Раз - сюда, два - туда.

Повернись вокруг себя!

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли!

Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!

- Продолжим ребята. Скажите, а где же на земном шаре живем мы с вами?

- Где наш материк?

- Как называется наша Страна, наше государство? (Ответы детей).

- Я покажу вам, где находится Россия. Россия расположена на материке Евразия. Наша страна большая и занимает много места на глобусе.

- Кто знает, как называется главный город России? (Ответы детей). Правильно, Москва.

- Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия.

- Все мы - люди, животные, птицы, растения - жители Земли.

Ну а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою?!..

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете!

- Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин, отходы заводов сливаются в реки и загрязняют их. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут растения, животные, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы.)

- Я вам скажу: «SOS.» (Воспитатель показывает плакат.) Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (Дети обмениваются мнениями.)

- Надо поучиться любить природу, понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами? Я вам сейчас покажу два места на карте, которые надо спасать.

(Воспитатель показывает на шаре расположение озеро Байкал, затем Аральское море в сопровождении с презентацией. Дети ставят фишку SOS на шаре.)

3 этап - Заключительный:

- Ребята, мы знакомились с нашей планетой Земля и ее бедами. Что вы узнали о планете Земля?

Рефлексия:

Мы утомились, разволновались. Давайте отдохнем и сыграем в игру:

Если я приду в лесок

(Воспитатель называет действие, на хороший поступок дети хлопают в ладоши)

- Если я приду в лесок и сорву ромашку?

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

- Если разведу костер, а тушить не буду?

- Если сильно насорю и убрать забуду?

- Если мусор уберу?

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Надо мной гордо кружат птицы,

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой,

Я буду другом и защитником

Всему живому.

- Ребята, дома поговорите с родителями о нашем поселке. Спросите: в опасности наш поселок или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего поселка значок SOS.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»

В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой  без ущерба для себя и планеты. Одним из аспек...

Конспект занятия В старшей группе по парциальной программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»

Цель: Последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации....

Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

Рабочая программа разработана на основе основной  общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад  общеразвивающего ви...

Парциальная программа Юный исследователь

Парциальная программа Юный исследователь...

Парциальная программа " Юный эколог"

Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Фор...

Парциальная программа «Юные театралы»

Парциальная программа«Юные театралы»Вид деятельности:«Музыкально-театрализованная деятельность»...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....