«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»
рабочая программа (подготовительная группа)
В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»
В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.
Первая программа экологической направленности для дошкольников была разработана и опубликована в 1993 г. В течение нескольких лет она дорабатывалась, уточнялась, и в обновленном виде получила название «Юный эколог». Программа создана на серьезной теоретико – экспериментальной основе: в 70-80-е годы в Москве и Ленинграде был проведен целый ряд интересных педагогических исследований по формированию нового отношения к природе. В основе программы лежит монография С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства».
Программа «Юный эколог» имеет ряд особенностей:
1. Создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии – относительно молодой науки. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы к психолого – педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые дошкольник может освоить наглядно – образным мышлением на близких и понятных ему примерах.
2. Программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания.
3. Программа имеет широкое теоретическое и учебно – методическое обеспечение. Разработаны технологии работы воспитателей с детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной). Неоднократно книги переиздавались. Каждая книга – это спланированная на учебный год и подробно описанная система мероприятий, реализующих программу в разных видах деятельности в данной возрастной группе.
Программа представляет собой систему экологического воспитания дошкольников и развития экологической культуры специалистов дошкольного образования. Центром комплекса является экологическое сознание взрослых и формирование его у детей в дошкольном детстве.
Экологическое сознание человека может быть высоким, если оно берет начало в детстве.
Например: наблюдение за птицами на участке детского сада создают обилие впечатлений, позволяют детям понять формы приспособленности птиц к полету по воздуху, их жизнь в разных условиях.
Еще пример: выращивание растений, наблюдение за прорастанием семени, появлением нежного, хрупкого ростка и дальнейшим превращением его в цветущее и плодоносящее взрослое растение позволяет проследить зависимость состояния организма от условий жизни.
Уже в дошкольном возрасте к 6-7 годам у детей может быть развито осознанно – правильное отношение к объектам природы, находящимся в пространстве их жизнедеятельности. Этому способствуют соответствующие методы и технологии воспитательно – образовательной работы с детьми, а также специально разработанная система управления эколого – педагогическим процессом.
Особо значимые для дошкольного периода аспекты:
- продуктивное взаимодействие воспитателя и детей в любой совместной деятельности;
- сочетание в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении.
Любая типичная для дошкольного возраста совместная деятельность воспитателя с детьми становится методом экологического воспитания при условии, ели она:
- насыщена экологическим содержанием;
- систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и целенаправленно организуется воспитателем;
- позволяет одновременно решать воспитательные и образовательные задачи, представленные в программе экологического воспитания.
Целью экологического воспитания дошкольников является развитие осознанно – правильного отношения к объектам и явлениям природы. Психологи отмечают, отношение не может зародиться только на основе знания – к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Здесь следует иметь ввиду: правильным может быть только такое отношение, которое построено на понимании природы как системы живых организмов, когда каждый из них имеет потребности в совершенно определенных условиях жизни (среде обитания). Знание конкретных фактов жизни того или другого растения, животного позволяет построить с ним правильное взаимодействие.
Важным является не только само знание, но и его осмысленность, осознанность в применении. Это качество формируется вербально, через речь, которая сначала исходит от взрослого – его суждений, пояснений. Ребенок начинает понимать сказанное (это уже осознание), затем воспроизводить осмысленное знание в своей речи. Таким образом формируется осознанно – правильное отношение.
Определение осознанно – правильное отношение к природе является широким, отражает суть должного взаимодействия человека с природой, а поэтому оно поглощает выдвинутые ранее в педагогике определения: гуманное, бережное, трепетное, заинтересованное, ответственное и т.д. отношение к природе.
Выделяется три группы методов экологического воспитания:
- практические методы;
- познавательные методы;
- «отобразительные» методы.
Практические методы: уход за живыми существами. Наравне с действиями, значение имеют пояснения, которые дети получают от воспитателя в каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга.
Познавательные методы: наблюдение, речевая деятельность
Отобразительные методы: графическое моделирование в календарях природы; игры в форме специально созданных с экологическим содержанием игровых обучающих ситуаций; изобразительная деятельность на тему природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Юный эколог" Тема: "Откуда берется и куда девается мусор?" в номинации "Мы и мусор: что делать?"
Воспитанники старшей группы № 6 ДО 2 участвовали в экологическом среднесрочном проекте "Юные экологи Москвы".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9105563","attributes":{"alt":"","class":...
Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего ви...
Парциальная программа " Юный эколог"
Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Фор...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»...
Парциальная программа «Юный эколог»
Парциальная программа «Юный эколог»...
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....
Парциальная программа "Юный эколог"
Парциальная программа "Юный эколог"...