Парциальная программа " Юный эколог"
план-конспект занятия (старшая группа)

Меликян Ирина Арамаисовна

Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний посредством формирования основ экологического мировоззрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pary.programma.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт парциальной программы «Юный эколог»

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги Программа дополнительной бесплатной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста

«Юный эколог»

Организация исполнитель программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Верх-Амонашенский»

Целевая группа Группа воспитанников старшего дошкольного возраста в составе 9 человек.

Составители программы Воспитатель Меликян И. А.

Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний посредством формирования основ экологического мировоззрения:

- человек - неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи программы Задачи программы:

образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

Ожидаемы результаты Ожидаемые результаты:

1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе.

Дети будут знать:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах. О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Срок реализации программы

1 год

Актуальность программы заключается в том, что она:

Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора

Направлена: на освоение детьми задач образовательных областей:

• коммуникативно-личностное развитие;

• познавательно-речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания старших дошкольников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Цель программы:

Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи программы:

образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли.

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах. О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа «Юный эколог» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.

Временной период Кол – во занятий Длительность занятия 25 – 30 минут

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

В неделю 2

В месяц 8

В год 60

Календарно - тематическое планирование

№ Тема Программное содержание

Октябрь

1. 1.«Цветущие растения»

2.«Поможем дождевому червю найти дом» Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Уточнить, обитателей почвы, на примере дождевых червей, их роль в формировании почвы.

2. 1.«Наш дом - природа»

2.«Осенние изменения в неживой природе Северного края» Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры).

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

3. 1.«Луг – экосистема»

(экскурсия)

2.«Лес –многоэтажный дом» Закрепить правила поведения в природе.

Учить находить связь растений с насекомыми.

Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга.

4. 1.«Кто главный в лесу?»

2.«Овощи и фрукты на нашем столе» Учить распознавать 5-6 деревьев,

3-4 кустарника северного края.

Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне.

Ноябрь

1. 1.«Хлеб всему голова»

2.«Перелётные птицы» Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

2. 1.«Знакомим детей с почвой»

2.«Я и природа» Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

3. Тема: «Мама – кошка»

Базовые формы – треугольник,

воздушный змей.

(выполнение из двух модулей) Упражнять в умении складывать базовые формы: треугольник и воздушный змей, соединять части поделки в единое целое;

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук и глазомер, при выполнении складывания базовых форм;

Воспитывать интерес к художественному творчеству, в частности к искусству «Оригами».

4. 1.«Солнце –большая звезда»

2.«Почему бывают разные времена года» Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года.

5. 1.«Как растения готовятся к зиме»

(целевая прогулка)

2.«Осень золотая» Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.

Декабрь

1. 1. Поход в лес по картине

«Зимнее царство»

2. «Как растения приспособились зимовать» Учить детей видеть красоту зимнего леса, наблюдать за растениями зимой.

Распознавать следы лесных обитателей на снегу. Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

2. 1.«Как животные проводят зиму в лесу?»

2.«Животные холодных стран» Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период.. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

3. 1.«Беседа о зимующих птицах»

2. «Красная книга Северного края» Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.

Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам.

Уточнять и закреплять правила поведения в природе.

Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.

4. 1.«Зимовка диких и домашних животных»

2. Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных.

Уточнить признаки домашних и диких животных.

Показать роль человека в жизни домашних животных.

Расширять и закреплять знания детей о сосне и её полезных свойствах.

Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его.

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему миру

Январь (1,2.3,4 занятия – каникулы)

5. 1.«Круговорот воды в природе». «Это волшебница - вода»

2.«Вода и её загрязнение» Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

6. 1.«Через добрые дела можно стать юным экологом»

2.«Приборы – помощники» Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

7. 1.«Что мы знаем о воздухе»

2.«Как рождается ветер» Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения.

Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окруж. среде. Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека.

8. 1.«Камни, песок, глина»

2.«Почему белые медведи не живут в лесу?» Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость. Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней.

Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе. Приспособление животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Февраль

1. 1.«Комнатные растения – живой организм»

2. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые. Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать любовь и заботу к растениям.

2. 1.«Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики»

2.«Зимние явления в неживой природе» Учить детей ухаживать за попугаями. Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками. Закрепить обобщенное понятие «птицы». Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

3. 1.«Животные жарких стран»

2. Сравнение диких и домашних животных Приспособление животных к жизни в природных условиях. Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни.

Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, (внешний вид, среда обитания). Показать роль человека в жизни домашних животных.

4. 1.«Беседа о зимующих птицах»

2. Беседа: «Семья –источник вдохновения» Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Обобщение знаний детей о зиме. Закреплять представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о про-исхождении фамилии, традициях и обычаях.

5. Тема: «Ослик»

Базовая форма – воздушный змей. Упражнять в самостоятельном складывании базовой формы – воздушный змей, по словесной инструкции педагога;

Развивать мелкую моторику кистей рук, внимание, усидчивость, умение правильно использовать ножницы;

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место;

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Март

1. 1.«Как солнце жизнь дает земле»

2. «Мой край родной, заповедные места» Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ.

Формировать знания о заповедниках. Продолжать изучение «Красной книги родного края». Показать необходимость охраны редких видов животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

2. 1.«Весенние явления в неживой природе»

2.«Размножение растений» Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями).

3. 1.«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

2.«Особенности жизни зверей и птиц весной» Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений. Учить замечать особенности жизни зверей и птиц весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений, животных и птиц.

4. 1.«О животных, которых не любят»

2.«Когда животных в природе становится много или мало» Способствовать формированию знаний детей о пауках, жабах, змеях; понимания целостности окружающего мира, зависимости одного вида животных от другого. Формировать правила поведения с этими животными. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Апрель

1. 1. Земля - наш дом.

2.«Сравнение рыб и лягушек» Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, правила поведения в природе. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши.

2. 1.«Мы в ответе за тех, кого приручили»

2.«Земля – живая планета» Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

3. 1.«Планета Земля в опасности»

2.«Море бывает в беде» Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях.

Май

1. 1.«Беседа о

Весне»

2.«Этот удивительный мир насекомых» Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне. Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

2. 1.«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов; Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные, всеядные.

Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

3. 1.«Растения весной»

2.«Берегите первоцветы» Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»

В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой  без ущерба для себя и планеты. Одним из аспек...

Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

Рабочая программа разработана на основе основной  общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад  общеразвивающего ви...

Конспект занятия по Николаевой С.Н. «Парциальная программа «Юный эголог» .

Конспект НОД по экологии в форме рассказа - беседы на тему: «Планета Земля в опасности» в подготовительной к школе группе....

Парциальная программа Юный исследователь

Парциальная программа Юный исследователь...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»...

Парциальная программа «Юный эколог»

Парциальная программа «Юный эколог»...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....