Парциальная программа "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Малышок» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunnyy_ekolog2.docx | 346.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Поянительная записка ……………………………………………………………..3
2. Формы и методы экологической работы…………………7
3. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет ………………………………… 8
4. Принципы работы по экологическому образованию.……………………………………..10
5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.……………………………………...11
6 Образовательные области. .……………………………………...12
Основная часть
5.Организация жизни и воспитания детей. Режим дня………………………………15
6.Условия реализации программы ………………………………………………………18
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
…………………………………………………………...19
8. Развивающая экологическая среда
………………32
9.Работа родителями………………………………………………………………34
10. Диагностика …………………………………………37
11.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………41
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Малышок» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-
оложительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном тношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам.
«Изодеятельность»- используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
«Художественная литература»- используются произведения о природе.
«Музыкальное воспитание»- разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
«Физическое воспитание»-где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «В экологию» автора Воронкевич О.А., которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Новое направление в работе. А это значит открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
Формы и методы экологической работы с дошкольниками:
экологические экскурсии;
уроки доброты;
уроки мышления;
экологические кружки;
экологические конкурсы;
экологические аукционы, марафоны, викторины;
экологические акции;
клуб исследователей природы;
лаборатория юного эколога;
составление экологических карт;
экологические выставки и экспозиции;
экологически музеи;
дни экологического творчества;
экологические праздники и фестивали;
экологические сказки;
экологические тренинги;
экологические агитбригады.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно -творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям -он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает
развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
Принципы работы по экологическому образованию
Ряд принципов, необходимых для учета при выборе методов и форм работы по экологическому образованию:
- Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей,
- Принцип позитивизма- воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;
- Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
- Принцип системности - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;
- Принцип наглядности – учет наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;
- Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;
- Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;
- Принцип безопасности;
- Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех педагогов;
- Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и
взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь
представления о различных природных объектах; о растительности
леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной
книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками
разнообразных материалов и их использованием.
• Иметь представление о родном крае.
• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
• Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними
птицами (петушок, курочка с цыплятами)
• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,
сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень)._
Образовательные области
Образовательная область | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности |
«Физическое развитие» | двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная | Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации проектов |
«Социально- коммуникативная | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная | Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд |
«Познавательное Развитие» | Познавательно-исследовательская игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов |
«Речевое развитие» | Коммуникативная познавательно- исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения |
«Художественно-эстетическое развитие» | Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая | Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
РЕЖИМ ДНЯ
Холодный период года.
Время | Режимные моменты |
Дома | |
6.30-7.30 | Подъем, утренний туалет |
В дошкольном учреждении | |
7.00 – 8.20 | Утренний приём, самостоятельная деятельность. |
8.20 - 8.55 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8.55 – 10.45 | Непосредственно образовательная деятельность |
10.45 - 12.35 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12.35 – 12.45 | Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
12.45 – 13.15 | Подготовка к обеду, обед |
13.15 – 15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон |
15.00 – 15.25 | Подъём, воздушные процедуры. |
15.25 – 15.40 | Подготовка к полднику, полдник. |
15.40 - 16.40 | Самостоятельная деятельность |
16.40 - 17.40 | Подготовка к прогулке, прогулка. |
17.40 – 18.00 | Подготовка к ужину, ужин |
18.00 – 19.00 | Самостоятельная деятельность детей, уход детей домой. |
Дома | |
19.00 - 19.30 | Прогулка |
19-30 - 20.30 | Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.30- 6.30(7.30) | Ночной сон |
Режим дня
Теплый период года.
Время | Режимные моменты |
Дома | |
6.30-7.30 | Подъем, утренний туалет |
В дошкольном учреждении | |
7.00 – 8.20 | Утренний приём, гимнастика, прогулка |
8.20 - 8.55 | Подготовка к завтраку, завтрак |
8.55 – 9.30 | Самостоятельная деятельность детей |
9.30 - 12.35 | Подготовка к прогулке, прогулка |
12.35 – 12.45 | Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
12.45 – 13.15 | Подготовка к обеду, обед |
13.15 – 15.00 | Подготовка ко сну, дневной сон |
15.00 – 15.25 | Подъём, воздушные процедуры. |
15.25 – 15.40 | Подготовка к полднику, полдник. |
15.40 - 16.00 | Самостоятельная деятельность |
16.00 - 17.40 | Подготовка к прогулке, прогулка. |
17.40 – 18.00 | Подготовка к ужину, ужин |
18.00 – 19.00 | Самостоятельная деятельность детей, уход детей домой. |
Дома | |
19.00 - 19.30 | Прогулка |
19-30 - 20.30 | Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.30- 6.30(7.30) | Ночной сон |
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в группе: уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями;: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема НОД | Теоретич. | Практич. | Количество часов |
1 | "Путешествие колоска" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
2 | Посещение кафе "Дары осени" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
3 | "Как растения готовятся к зиме" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
4 | "Унылая пора! Очей очарованье!..." | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
5 | "Как и для чего человек дышит" | 9 мин. | 26 мин. | 35 мин. |
6 | "Путешествие в осенний лес" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
7 | "Для чего растению нужны семена" | 7 мин. | 28 мин. | 35 мин. |
8 | "Путешествие капельки" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
9 | "Зачем человеку желудок" | 9 мин. | 26 мин. | 35 мин. |
10 | "Клуб знатоков леса" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
11 | "Приключение Мамонтенка" | |||
12 | "Для чего человек ест" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
13 | "Как живут наши пернатые друзья зимой" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
14 | "Север - царство льда и снега" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
15 | "Что такое огонь?" | 9 мин. | 26 мин. | 35 мин. |
16 | "Колыбельная из двух слов" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
17 | "Лес как экологическая система" | 7 мин. | 28 мин. | 35 мин. |
18 | "Пищевые цепочки в лесу" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
19 | "Как животные приспособились к зиме" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
20 | "Если хочешь быть здоров" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
21 | "Как поссорились март и февраль" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
22 | "Комнатные растения - спутники нашей жизни" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
23 | "Загадки природы" | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
24 | "Как растет человек" | 9 мин. | 26 мин. | 35 мин. |
25 | Весенняя экскурсия в лесопарк | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
26 | "Почему земля кормит" | 7 мин. | 28 мин. | 35 мин. |
27 | "Кто такой человек" | 10 мин. | 25 мин. | 35 мин. |
28 | "Весенние заботы птиц" | 9 мин. | 26 мин. | 35 мин. |
29 | «Зеленая аптека» | 8 мин. | 27 мин. | 35 мин. |
Итого: | 29 занятий (17 часов 30 мин.) |
Тема НОД | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
"Путешествие колоска" | - Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб; - Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); - Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | - Чтение украинской народной сказки «Колосок». | - Использование моделей; - Чтение стихотворения Д. Тихомирова «Два колоска»; - Рассматривание иллюстрации; - Чтение отрывка из стихотворения А. Кольцова «Песня пахаря». |
Посещение кафе "Дары осени" | Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. | - Д/И «Придумай загадку», «Я знаю 5 названий», «Магазин». | - Посещение кафе "Дары осени"; - Загадки; - Игра «Чего не хватает». |
"Как растения готовятся к зиме" | - Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений, показать способы приспособления семян к распространению; - Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений; - Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями. | - Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. | -Загадки; - Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»; - Вопросы детям; - Конкурс на самый необыкновенный раскрашенный лист; - Д/И «Найди и собери плоды». |
"Унылая пора! Очей очарованье!..." | - Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени; - Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; - Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени. | - Беседа «Для чего дереву листья? »; - Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью»; - Разучивание стихов об осени; - Загадываниезагадок; - Пение песен; - Показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах». | - Беседа "Унылая пора! Очей очарованье!..."; - Читает стихотворения А. С. Пушкина «Осень»; - Рассматривание картины «Ранняя осень»; - Ответы навопросы; - Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень». |
"Как и для чего человек дышит" | - Познакомить детей с дыхательной системой человека; - Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку. | - Рассказ педагога "Как и для чего человек дышит"; - Ответы на вопросы. | |
"Путешествие в осенний лес" | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; - Развивать творческое воображение. | - Загадки; Рассматривание иллюстраций; - Логическая задача «Книжка про осень»; - Игра «Чей силуэт?». | |
"Для чего растению нужны семена" | - Закрепить представления детей о том, что семя — конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; - Формировать у детей представления о распространении семян растения; - Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. | - Экскурсия в парк; - Чтение художественной литературы; - Рассматривание семян; - Беседы «Как распр. семена». | - Беседа "Для чего растению нужны семена"; - Повторение с детьми — травы, кусты, деревья; - Сюрпризный момент— приходит Лесовичок; - Закрепление правил поведения в природе; - Д/И «С какой ветки детки»; - Рассматривание семян; - Загадывание загадок. |
"Путешествие капельки" | - Формировать представления детей о круговороте воды в природе; - Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; - Воспитывать у детей бережное отношение к воде. | - Обсуждение слов «Арктика», «экватор», «полюс»; - Наблюдение; - Опытно- экспериментальная деятельность; - Чтение художественной литературы; - Заучивание стихотворений, пословиц; - Беседы; - Рассматривание иллюстраций. | - Рассматривание иллюстраций; - Загадки; - Опыты с водой. |
"Зачем человеку желудок" | - На уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком, его функциями и значением для жизни; - Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. | - Рассказ педагога "Зачем человеку желудок"; - Показ моделей; - Вопросы детям. | |
"Клуб знатоков леса" | - Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; - Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи; - Развивать доказательную речь. | - Сюрпризный момент письмо от зайца; - Вопросы детям. | |
"Приключение Мамонтенка" | - Закреплять умение детей классифицировать животных; - Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение; - Формировать познавательный интерес к животным. | - Рассказ педагога «Приключение мамонтенка»; - Вопросы детям; - Д/И «Птицы»; - Д/И «Домашние птицы»; - Д/И «Найди себе пару». | |
"Для чего человек ест" | - Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения; - Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма. | - Беседа "Для чего человек ест"; - Сюрпризный момент – приход Незнайки; - Вопросы детям. | |
"Как живут наши пернатые друзья зимой" | - Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; - Вызвать желание помочь птицам. | - Наблюдение за птицами; - Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», Н. Сладков «Еловая кошка», В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь». | - Сюрпризный момент – приход попугая Кеши; - Загадки; - Рассматривание иллюстраций; - Дети работают на панно; - Чтение стихотворения А. Барто. |
"Север - царство льда и снега" | - Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; - Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата; - Развивать доказательную речь, умение сравнивать. | - Чтение сказки Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Чтение рассказов о природе севера (С. Ивченко «Удивительные леса», А. Рогожин «Северные мотивы», В. Есаулов «Арктическое чудо».); - Рассматривание иллюстраций. | - Сюрпризный момент – появляется кукла Герда; - Рассматривание модели «Солнце на севере»; - Рассматривание модели термометра; - Рассматривание модели «пищевые цепочки»; - Игра «Кто лишний?»; - Игра «Чей силует?». |
"Что такое огонь?" | - Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы; - Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле. | - Чтение художественной литературы; - Беседы; - Рассматривание картин, иллюстраций; - Заучивание стихотворений, пословиц; - Отгадывание загадок; - Дидактические игры; - Просмотр видеофильмов; - Разучивание физкультминуток. | - Беседа "Что такое огонь?"; - Сюрпризный момент – появляется клоун Клепа; - Вопросы детям; - Рассмотрение модели «земля вокруг Солнца»; - Этюд «Пламя костра»; - Этюд «Свеча». |
"Колыбельная из двух слов" | - На уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека — сердцем; - Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | - Рассказ педагога "Колыбельная из двух слов"; - Вопросы детям. | |
«Лес — это живой организм. Этажи леса». | - Сформировать у детей понятия «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания; - Развивать у детей элементы экологического сознания. «Мы нужны друг другу на Земле». | - Выставка о лесе; - Чтение стихотворений, беседа “Охрана леса”; - Разучивание пословиц о родной земле. | - Рассказ педагога О. Дмитриева «Что такое лес»; - Вопросы детям; - Сюрпризный момент – пришел в гости Лесовичек и привел своего брата Домовичка; - П/И «Лесорубы». |
"Пищевые цепочки в лесу" | - Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес»; - Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; - Развивать умение выстраивать пищевые цепочки в лесу. | - Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?»; - Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»). | - Пальчиковая гимнастика «Едет белка на тележке…»; - Сюрпризный момент – пришел в гости Лесовичек и привел своего брата Домовичка; - Вопросы детям; Пение песни «Про всех на свете» Б. Заходер. |
"Как животные приспособились к зиме" | - Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям; - Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания животного. | - Сюрпризный момент – пришел в гости Карлсон; - Беседа "Как животные приспособились к зиме"; - Игра-кубик «Чей хвост?»; - Вопросы детям. | |
"Если хочешь быть здоров" | - Закрепить представления о приспосабливаемости человека к зимним условиям; - Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья; - Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях. | - чтение сказки В. Катаева «Цветик –семицветик». | - Продолжи фразу: «Я думаю, здоровье это-…»; - «Расскажи, как человек готовиться к зиме?»; - «Назови причины появления простудных заболеваний»; - Расскажи, как надо закаляться». |
"Как поссорились март и февраль" | - Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе; - Воспитывать интерес к народному календарю. | - Беседа о смене дня и ночи; - Чтение стихов, пословиц о марте; - Наблюдение за изменениями в природе, работе в календаре природы, поиск подтверждений известных народных примет о марте; - Наблюдение за облаками и игра «На что похоже?»; - Беседы о зимующих, перелётных птицах; - Просмотр видео материалов «Времена года»; «Симфония жизни»; - Прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, Вивальди; - Разучивание весенней заклички «Здравствуй, солнце!»; - Проведение дидактической игры «Чей след?»; - Проведение дидактической игры «Что зимой, а что весной?»; - Проведение дидактической игры «Кто зимовал, кто прилетит?»; - Проведение дидактической игры «Кто у кого родился»; - Разучивание музыкально- танцевальной композиции «Дети и природа». | - Загадки; - Сюрпризный момент – пришел в гости Март (ребенок в костюме Марта); - Вопросы детям; - Рассматривание моделей «Признаки весны». |
"Комнатные растения - спутники нашей жизни" | - Систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними; - Закрепить знания детей о разных способах размножения растений; - Воспитывать интерес к народному календарю. | - Беседы «Вредители комнатных растений, «Вегетативное размножение растений»; - Подготовка посадочного материала. | - Беседы "Комнатные растения - спутники нашей жизни"; - Загадки; - Рассматривание модели «Уход за комнатными растениями». |
"Загадки природы" | - Обобщить представления детей о типичных экосистемах; - Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме; - Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме. | - Чтение произведений о животных, птицах, насекомых И. Соколова – Микитова, Г. Скребицкого; - Загадывание загадок; - Рассматривание иллюстраций о природе, о правилах поведения в природе; - Просмотр презентаций для детей: «Животные леса», «Птицы»; - Разучивание стихотворений; - Беседы. | - Чтение стихотворения Л.Дайнеко; - Сюрпризный момент – входит Матушка - Природа; - Презентация для детей: «Загадки Матушки – Природы»; - П/И «Совушка»; - Д/И «Сложи картинку». |
"Как растет человек" | - Учить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека; - Показать детям значение семьи в жизни человека. | - Рассматривание семейных фотографий; - Беседы о членах семьи; - Рисование портретов членов семьи. | - Беседа "Как растет человек"; - Чтение стихотворения «Семейный альбом»; - рассматривание с детьми фотографий; - Вопросы детям; - Д\И «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка»; - Чтение стихотворения В. Сухарева «Будет время». |
«Весенняя экскурсия в лесопарк» | - Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений и животных; - Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях; - Сформировать навыки правильного поведения в природе. | - Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке; - Для наблюдения сделать «подзорные трубы» из листов бумаги; - Повторение правил дорожного движения. | - Загадки; - В лесопарке: Вопросы детям; - Наблюдение за полетом бабочки, жука: куда летит, на что садится?. |
"Почему земля кормит" | - Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы; - Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности. | - Опыты с почвой, чтобы узнать, какие компоненты входят в состав почвы. | - Сюрпризный момент – входит Незнайка; - Вопросы детям; - Посадка овса. |
"Кто такой человек" | - Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; - Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. | - Чтение сказки «Мужик и медведь»; - Беседы «Почему надо беречь свое здоровье», «Дары природы», «Внутренние органы человека»; - Д/И «Собери цветок», «Напоминающие знаки». | -Сюрпризный момент – входит Незнайка; - Беседа "Кто такой человек"; - Вопросы детям; - Решениепримеров; - Закончи предложение: «Я человек, потому что….». |
«Зеленая аптека» | - Познакомить детей с основными лекарственными растениями; - Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. | - Рассматривание Букета лекарственных растений, картинок, плакатов, фотографии с изображением лекарственных растений; - Игра «Найди по запаху». |
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Работа с родителями
Цель: внедрить родителей в непрерывный процесс экологического образования, направленный на формирование экологической культуры детей и взрослых.
Форма работы | Содержание работы | |
Рекламный блок: |
|
|
1. Буклет | Ознакомление родителей с работой ДОУ по экологическому образованию дошкольников. | |
2. Стенды | Экологические мероприятия в ДОУ. | |
3. Презентации проектов | Мой дом – мое здоровье” . | |
4. Фотогалерея | “Чем мы занимаемся на занятиях по экологии” | |
. “Юные исследователи” | ||
. “Секреты природы – это интересно” | ||
“Как мы проводим досуги” | ||
“Мы в походе” | ||
5. Панорама “Добрых дел” | “Солнце улыбается” - для подготовительной группы. | |
| ||
Диагностический блок: |
| |
1. Анкета | “Моя семья за здоровый образ жизни” - выявление знаний. | |
2. Опросник | Выявление требований родителей к детям по уходу за комнатными растениями. | |
3. Беседа | “Наши домашние питомцы” - уточнить, каких животных содержат, помогают ли дети ухаживать за ними. | |
4. Тестирование | С целью изучения родительских мнений по разным экологическим вопросам. | |
Пед. просвещение родителей: |
|
|
| ||
“Наши пернатые друзья” | ||
1. Экологические газеты | ||
“Сбережем зеленую красавицу” | ||
“Земля – наш общий дом” | ||
2. Выставки детских работ | “Осенние пейзажи” . | |
“Я с природою дружу” | ||
“Любите Землю – матушку” | ||
3. Папки – передвижки | “Что должен знать ваш ребенок” - задачи обучения и воспитания в каждой возрастной группе. | |
“Животные в доме” | ||
“На заметку родителям” | ||
“Все ли мы знаем о лесе” | ||
“Здоровье без лекарств” | ||
“Дни зимой еще короче” | ||
“Комнатные растения лечат” | ||
“Весна в народном календаре” | ||
“Гуляй, да присматривай” | ||
“Ядовитые растения нашего края” | ||
4. Консультации | “Мы пишем проект” | |
“Ребенок – исследователь” | ||
“Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями” | ||
5. Памятки | “Правила поведения в природе” | |
“Как подкармливать птиц” | ||
“Как сохранить воздух чистым” | ||
“Как помочь Зеленым друзьям” | ||
“Правила туристят” | . | |
Совместная деятельность ДОУ, детей и родителей: |
|
|
1. Проектная деятельность | “Животные нашего двора” | |
“Мой дом – мое здоровье” | ||
2. Досуги | “Осенние посиделки” “ | |
“Проводы зимы” | ||
“Путешествие в космос” | ||
“День Земли” | ||
3. Походы | “Осень в лесу” | |
Турслет | ||
4. Конкурсы | “Необычное блюдо” из овощей и фруктов. | |
“Самая оригинальная кормушка” | . | |
“На балу у Золушки” наряды из бросового материала. | ||
“Мастерим скворечник” | ||
“Самый красивый участок” | ||
5. Экологические акции. | 1. “Кормушка” | |
2. “Зеленая елочка – живая иголочка” | ||
3. “Берегиня” о рациональном использовании воды и электроэнергии. | ||
4. “Встреча птиц” | ||
5. “Аллея выпускников” - посадка деревьев и кустарников. | ||
6. Фотовыставки | 1. “Родные просторы” | |
2. “Как живешь, зеленый друг, на подоконнике” | ||
3. “Наша гордость” | ||
7. Интеллектуальные игры | 1. Поле чудес | |
2. Счастливый случай | ||
3. Что? Где? Когда? | ||
8. Театрально – экологическая гостиная | 1. “Колобок” - экологическая сказка. | |
2. Зимняя сказка волшебного леса” | ||
3. “Как колобок весну встречал” | ||
9. Ярмарка – распродажа | 1. Семейных поделок из природного и бросового материала. | |
2. Кулинарных изделий на “проводах зимы” | ||
3. Комнатных растений и декоративных питомцев. | ||
4. Рассаду овощных и цветочных культур. |
Диагностика знаний детей В.Г.Фокиной, О.М. Газиной.
Задание 1.
Цель. Выявить сформированности понятия «живое». Понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живое и неживые).
Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения задают дополнительные вопросы:
Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
Что объединяет все живые существа?
Назови знакомые тебе живые существа.
Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы –живые? Передвигаются ли они?
Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относиться к неживой природе, но не обходимо всем живым существам.
Что произойдет с живым существом, если не будет света (воды, воздуха, земли, др)?
Задание 3
Цель: Выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту из произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение».
Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
Нужно для того, чтобы растение росло?
Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?
Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
Где растут растения?
Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде, др.). Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде, др.).
Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
В какой период осени начинается листопад?
Почему увяли, сбросили листья деревьев и кустарники?
Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники живы?
Задание 4.
Цель. Выявить характер объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых, др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых, ли), чего нет у других животных).
При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:
Где живут рыбы (птицы, др.)?
Могут ли рыбы жить без воды?
Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
Как передвигаются другие животные?
Чем питаются животные?
Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
Почему не видно насекомых?
Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?
С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
Есть ли в природе «ненужные» животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?
Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
Ребенку предлагают, используя картинки модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого, др.).
Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
Почему человек забоится о животных? Какие это животные?
Как люди охраняют природу?
В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.
Высокий. Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптативных признаков.
Низкий. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается: с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,
2003 г.
7. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Мозаика - синтез», 2000 г.
9. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12. Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Парциальная программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»
В современном мире проблемы экологии и окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспек...
Конспект занятия по Николаевой С.Н. «Парциальная программа «Юный эголог» .
Конспект НОД по экологии в форме рассказа - беседы на тему: «Планета Земля в опасности» в подготовительной к школе группе....
Парциальная программа Юный исследователь
Парциальная программа Юный исследователь...
Парциальная программа " Юный эколог"
Цель программы Цель программы – Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Фор...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»...
Парциальная программа «Юный эколог»
Парциальная программа «Юный эколог»...
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....