Конспект ФЦКМ Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ФЦКМ в подготовительной группе «Насекомые»
Цели:
Расширять и закреплять представление детей о насекомых.
Задачи:
Уточнить знания детей о насекомых и их характерных признаках.
Учить анализировать, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.
Развивать творческую активность, внимание, воображение, речь.
Воспитывать бережное отношение к насекомым и любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель:- Какое сейчас время года? (весна, лето). Дети, представьте, что мы свами очутились в лесу, мы на полянке. Светит солнышко, дует теплый ветерок (можно включить аудиозапись – звуки леса).
-Кого мы можем здесь встретить? (зверей, птиц)
-Но звери боятся человека, вряд ли, они к нам выйдут. Животные, как правило, обходят человека стороной.
-Птицы, если увидят на полянке столько детей, разлетятся. Птицы тоже очень осторожны.
-Ребята, а есть ли в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком? (насекомые).
-Правильно,их очень много и они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
Загадки:
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
* * *
В окна, двери залетаем
И назойливо жужжим.
Очень нас не любят люди,
Потому что им вредим. (Мухи.)
* * *
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее. (стрекоза).
* * *
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница.)
* * *
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
* * *
Он большой, лохматый,
Жилет носит полосатый.
В норке под землей живет
И нектар цветочный пьет. (Шмель.)
* * *
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка.)
* * *
Я всегда без приглашенья
Прилетаю за вареньем.
Кто мне есть мешает,
Того могу ужалить.
Вьюсь я, лезу на глаза,
А зовут меня. (оса).
-Ребята, а кто такие насекомые? Насекомые – это животные с тремя парами ножек (шестью ножками) и телом, которое делится на три отдела (части): голову, грудь и брюшко.
-Каких насекомых вы знаете? (кузнечик, жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха, оса, пчела). Воспитатель показывает картинки разных насекомых.
-Скажите, а у всех насекомых есть крылья? Правильно, есть насекомые, у которых нет крыльев (блохи, пухоеды, вши).
-А сколько крыльев у мухи? (одна пара крыльев).
-А у бабочки или жука? (У бабочки четыре крыла. У жука две пары крыльев, но для полета им нужны только задние крылышки. Жесткие надкрылья как панцирь защищают нежные задние крылышки и мягкое брюшко).
-Итак, получается, что у насекомых может быть разное количество крыльев.
-А теперь,я хочу задать вопрос самым внимательным детям: скажите, относятся ли пауки к насекомым? (Нет, не относятся, потому что у них восемь ног, тело разделено на две части).
Мы с вами выяснили существенные признаки насекомых. Повторим, у насекомых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног и усики.
-Скажите, чем насекомые отличаются друг от друга? (размером, цветом, местом обитания, способом передвижения, тем, что едят).
По величине:
Бывают огромные насекомые. Самый большой жук усач-титан (воспитатель показывает слайд). Он едва помещается на ладони человека. А южно-американская бабочка Тизания, когда расправляет крылья, то похожа на большую раскрытую книгу. Крошечную осу мимариду не увидишь невооруженным глазом (воспитатель показывает слайд).
По форме тела и цвету:
Стрекоза вытянутая, продолговатая, а муха округлой формы. Кузнечик зеленый, а божья коровка – красная.
По месту обитания: (водные, наземные).
Как вы думаете, только ли на земле могут жить насекомые? Правильно они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
А вы знаете, что стрекозы, пока они маленькие, живут под водой. Личинки стрекоз называются нимфами. Они еще не умеют летать и живут в воде год или более, пока не вырастут.
-Каких водных насекомых вы еще знаете?
Есть такое насекомое – водный клоп, он целыми днями лежит на воде, пузом кверху. А плавает он очень умело, загребая задними лапками.
По способу передвижения:
Давайте вспомним, как передвигаются насекомые?
Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, ползать, летать, прыгать, плавать, нырять, порхать.
Физкультминутка:
Поднимите плечики,
Прыгайте, Кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок
Сели, травушку покушаем
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
-Скажите, ребята, каким насекомым люди любуются чаще всего? Какое насекомое бесспорно самое красивое? (бабочка)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
А сейчас я хочу рассказать вам небылицу. Вы внимательно послушайте ее и скажите, что не так?
Небылица.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, что бы та подкрепилась ею и выздоровела».
-Найдите, пожалуйста, ошибки в рассказе?
Бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами. Бабочки питаются нектаром цветов. Рот у бабочки – это длинный, тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.
-А вы знаете, как появляется на свет бабочка?
От рождения до взросления бабочки проходят четыре стадии и на каждой сильно меняют свой облик.
1. Бабочка откладывает яйца на растение. Из яиц вылупляются гусеницы. Гусеница прогрызает скорлупу яйца и выбирается наружу.
2. Молодая гусеница много ест и быстро растет.
3. Достигнув определенных размеров,гусеница превращается в куколку: она ткет себе твердый кокон, внутри которого идет бурная перестройка всего ее организма.
4. Куколка лопается и на свет появляется взрослая бабочка. Крылья у нее еще мягкие и сморщенные, но они быстро высыхают на солнце.
Ребята, давайте теперь с вами поговорим о том, чем питаются насекомые.
На каждое насекомое свой корм.
-Что кушает кузнечик?
Кузнечик грызет травинку. Зубов у него нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки и тараканы.
Гусеницы поедают листья.
Жуки-точильщики и короеды едят кору и древесину.
Комары - сок растений, кровь животных.
Бабочки – нектар цветов.
А вы знаете, что ест божья коровка? (тлю).
Есть насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Например, личинки стрекоз – «нимфы» едят все, что двигается в воде. А личинок жуков – плавунцов называют «водяными тиграми», эти свирепые хищники нападают даже на рыб.
-Скажите, а у самих насекомых много врагов? Правильно, насекомые – это вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц. Ежики, змеи тоже едят насекомых. Медведь разоряет муравейники.
1. Кузнечики маскируются под цвет травы.
2. Осы отпугивают врагов своей яркой окраской.
3. Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растягиваются на ветках как сухие сучки.
4. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью.Предупреждает: «не трогай меня, я не вкусная»!
5. Тараканы спасаются бегством.
6. Некоторые жуки притворяются мертвыми.
Игра «Хорошо – плохо».
Назовите чего от насекомых больше пользы или вреда?
Хорошо Плохо
Пища для животных и птиц. Кусаются.
Опыляют растения. Жалятся.
Тутовый шелкопряд. Поедают урожай.
Любуемся. Мешают отдыхать.
Мед. Неприятные.
Употребляем в пищу. Моль поедает одежду.
Божья коровка – лучший друг садоводов. Комары переносят болезни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ФЦКМ"Домашние животные"во 2 младшей группе.
Конспект ФЦКМ"Домашние животные"во 2 младшей группе....
Конспект ФЦКМ "Бусы для куклы"
В данной работе представлен конспект занятия для младшей группы...
Конспект ФЦКМ в подготовительной группе по теме "Насекомые"
Данный конспект занятия по ФЦКМ поможет расширить и уточнить знания детей о насекомых....
конспект ООД по ФЦКМ "Насекомые"
конспект занятия ФЦКМ...
Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам...
Конспект занятия по ФЦКМ "Насекомые" во второй младшей группе.
Конспект занятия по ФЦКМ на тему "Насекомые", вторая младшая группа...
ФЦКМ "Насекомые"
Занятие по формированию целостной каритины мира в старшей группе на тему "Насекомые". На данном занятии дети актуализируют и расширают знания в рамках заявленной темы....