ФЦКМ "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белохонь Инесса Геннадьевна

Занятие по формированию целостной каритины мира в старшей группе на тему "Насекомые". На данном занятии дети актуализируют и расширают знания в рамках заявленной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_ftskm.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

«Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира

 тема «Насекомые»

Подготовила: воспитатель группы №1 «Солнышко»,

Белохонь Инесса Геннадьевна

Санкт-Петербург, 2020 г.

Цель: расширение и уточнение знаний о насекомых.

        Коррекционно-образовательные задачи: 

  • уточнение, расширение и активизации словаря по теме «Насекомые»;
  • сформировать у детей представление о многообразие насекомых, их строении, пользе и вреде для человека и природы;
  • учить детей различать и называть насекомых по ярким признакам (величина, окраска, своеобразие отдельных частей тела);
  • продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать отгадку, опираясь на слова-подсказки;
  • закрепить умение находить лишний предмет в ряду и объяснять, почему он лишний;
  • образование притяжательных прилагательных;
  • образование новых существительных с помощью суффикса ищ-;
  • образование сложных двусоставных слов.

         Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развитие активного словаря;
  • развитие связной речи;
  • развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • развитие слухового восприятия, внимания и памяти;
  • развитие тонкой моторики, координация речи с движением;  

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: предметные картинки «Насекомые», фланелеграф, магнитная доска, маркеры, мяч, дидактические игры.

Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук»; подвижные игры с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», наблюдение за насекомыми в период ранней осени.

Этапы

Деятельность педагога

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, мы пришли с Вами на занятие. А на занятии голова думает, глазки все видят, ушки все слышат, язычок говорит, а ручки помогают. Мы руку поднимаем и никого не перебиваем.

- Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза)

- А сейчас мы пожелаем друг другу хорошего дня, успехов и новых свершений.

- Настал новый, интересный день, новая неделя. А значит, что мы начнем сегодня узнавать снова что-то новое и интересное. А о чем мы сегодня начнем говорить подскажут вам отгадки на загадки. Садитесь на свои стульчики. Готовы играть в игру «Угадай-ка»?

  1. Основной этап

Отгадывание загадок

Беседа

Формирование представлений о насекомых

Уточнение и расширение словаря

Физминутка

Беседа

Формирование представлений о насекомых

Уточнение и расширение словаря

Образование притяжательных прилагательных

Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний

Образование существительных с использованием суффикса –ищ-

Образование сложных двусоставных слов

Развитие тонкой моторики и координации речи с движениями

Воспитатель читает  загадки, дети отгадывают,  находят  картинку  и выставляют на фланелеграф.

∙У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее...(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

∙Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

-Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

∙Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей).

-Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

∙Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок

(бабочка).

-Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

∙Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки

(божья коровка).

-А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(насекомые)

- .Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного

мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых.

- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).

- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)

- Ребята, а покажите части тела насекомых. (Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки)

- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.

- Людям: пчелы дают мед, воск.

- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.

- Птицам и животным: насекомые служат кормом.

- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.

- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.

- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедаютлистья растений.

- Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

- Ребята, какие полезных/вредных насекомых вы запоминили?

Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считаем пальчиком) 
– Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши) 
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте) 
За день, за два и за месяц... (шагаем на месте) 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками) 
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)

Подвижная игры «Жук и комар»

 - Ребята, а вы знаете, что насекомые бывают хищными.

Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик).

Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб.

- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок.

- Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых, которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка.

- Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови.

- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара.

- Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений.

- Вот сколько вы теперь знаете! Ребята, назовите, какие части тела есть у насекомых? Предлагаю, наконец, поиграть. Игра называется «Назови части тела насекомых». Я буду называть часть тела и насекомое, а вы должны сказать чья это часть тела.

Голова комара (чья?) - комариная

Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные

Крыло осы (чьё?) - осиное

Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный

Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное

Грудь шмеля (чья?) - шмелиная

- Молодцы! Ну, поскольку вы очень много знаете. Точно справитесь со следующей игрой «Четвертый лишний»

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

- Очень хорошо! Поиграем в игру «В стране Великанов». В их стране все огромное. Там…

- У стрекозы не глаза, а глазищи.

- У муравья не лапки, а …

- У таракана не усы, а …

- У бабочки не хоботок, а …

- Ребята, взгляните еще раз на наши картинки. Посмотрите…

- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).

- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).

- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).

- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).

- Наше занятие подходит к концу, напоследок поиграем в пальчиковую игру

Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

  1. Заключительная часть

-  Вы все молодцы! О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что меньше всего?

Нам с вами предстоит узнать в течение недели цикл жизни бабочки, произведение с насекомыми, и многое другое. А сегодня на прогулке мы познакомимся с новой подвижной игрой «Медведь и пчёлы»

- Сейчас вы можете отдохнуть, познакомиться с сенсорным ящиком «Насекомые», в творческом уголке выбрать для себя раскраску с насекомыми или графическое задание.