ФЦКМ "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по формированию целостной каритины мира в старшей группе на тему "Насекомые". На данном занятии дети актуализируют и расширают знания в рамках заявленной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_ftskm.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
«Познавательное развитие»
Формирование целостной картины мира
тема «Насекомые»
Подготовила: воспитатель группы №1 «Солнышко»,
Белохонь Инесса Геннадьевна
Санкт-Петербург, 2020 г.
Цель: расширение и уточнение знаний о насекомых.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнение, расширение и активизации словаря по теме «Насекомые»;
- сформировать у детей представление о многообразие насекомых, их строении, пользе и вреде для человека и природы;
- учить детей различать и называть насекомых по ярким признакам (величина, окраска, своеобразие отдельных частей тела);
- продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать отгадку, опираясь на слова-подсказки;
- закрепить умение находить лишний предмет в ряду и объяснять, почему он лишний;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование новых существительных с помощью суффикса –ищ-;
- образование сложных двусоставных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие активного словаря;
- развитие связной речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
- развитие слухового восприятия, внимания и памяти;
- развитие тонкой моторики, координация речи с движением;
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: предметные картинки «Насекомые», фланелеграф, магнитная доска, маркеры, мяч, дидактические игры.
Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук»; подвижные игры с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», наблюдение за насекомыми в период ранней осени.
Этапы | Деятельность педагога |
| - Здравствуйте, ребята, мы пришли с Вами на занятие. А на занятии голова думает, глазки все видят, ушки все слышат, язычок говорит, а ручки помогают. Мы руку поднимаем и никого не перебиваем. - Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза) - А сейчас мы пожелаем друг другу хорошего дня, успехов и новых свершений. - Настал новый, интересный день, новая неделя. А значит, что мы начнем сегодня узнавать снова что-то новое и интересное. А о чем мы сегодня начнем говорить подскажут вам отгадки на загадки. Садитесь на свои стульчики. Готовы играть в игру «Угадай-ка»? |
Отгадывание загадок Беседа Формирование представлений о насекомых Уточнение и расширение словаря Физминутка Беседа Формирование представлений о насекомых Уточнение и расширение словаря Образование притяжательных прилагательных Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний Образование существительных с использованием суффикса –ищ- Образование сложных двусоставных слов Развитие тонкой моторики и координации речи с движениями | Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф. ∙У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее...(стрекоза). - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? ∙Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила А зовут ее... (пчела). -Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? ∙Он работник настоящий Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом (муравей). -Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? ∙Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок (бабочка). -Какие слова вам подсказали, что это бабочка? ∙Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки (божья коровка). -А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка? -Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? (насекомые) - .Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых. - В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью). - Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных) - Ребята, а покажите части тела насекомых. (Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки) - Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые. - Людям: пчелы дают мед, воск. - Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых. - Птицам и животным: насекомые служат кормом. - Расскажите о том, какой вред наносят насекомые. - Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни. - Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедаютлистья растений. - Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают. - Ребята, какие полезных/вредных насекомых вы запоминили? Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками) Подвижная игры «Жук и комар» - Ребята, а вы знаете, что насекомые бывают хищными. Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик). Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб. - Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок. - Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых, которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка. - Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови. - Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара. - Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений. - Вот сколько вы теперь знаете! Ребята, назовите, какие части тела есть у насекомых? Предлагаю, наконец, поиграть. Игра называется «Назови части тела насекомых». Я буду называть часть тела и насекомое, а вы должны сказать чья это часть тела. Голова комара (чья?) - комариная Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные Крыло осы (чьё?) - осиное Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное Грудь шмеля (чья?) - шмелиная - Молодцы! Ну, поскольку вы очень много знаете. Точно справитесь со следующей игрой «Четвертый лишний» 1) Заяц, еж, лиса, шмель; 2) Трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) Пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) Таракан, муха, пчела, майский жук; 8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) Лягушка, комар, жук, бабочка; 10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей. - Очень хорошо! Поиграем в игру «В стране Великанов». В их стране все огромное. Там… - У стрекозы не глаза, а глазищи. - У муравья не лапки, а … - У таракана не усы, а … - У бабочки не хоботок, а … - Ребята, взгляните еще раз на наши картинки. Посмотрите… - У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой). - У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой). - У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым). - У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим). - Наше занятие подходит к концу, напоследок поиграем в пальчиковую игру Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа) Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба) А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба) И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку) |
| - Вы все молодцы! О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что меньше всего? Нам с вами предстоит узнать в течение недели цикл жизни бабочки, произведение с насекомыми, и многое другое. А сегодня на прогулке мы познакомимся с новой подвижной игрой «Медведь и пчёлы» - Сейчас вы можете отдохнуть, познакомиться с сенсорным ящиком «Насекомые», в творческом уголке выбрать для себя раскраску с насекомыми или графическое задание. |