Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гниденко Александра Владимировна

Цель: развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи: образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народапознакомить с русскими традициями праздников, истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси»

Цель: развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи: образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народапознакомить с русскими традициями праздников, истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ. Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом: они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий.)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки. А какие русские народные сказки знаете вы, ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники, поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники?

Д.: Да!

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников. Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник.

Русский народный праздник Покров. А что это за праздник Покров? В какое время года этот праздник.

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает, что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник. Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

Д.: Зима.

В.: Какие вы знаете зимние праздники:

Д. ответы детей.

В.: Правильно Рождество. Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

- Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

- Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

- Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят«Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе "Народные и православные календарные праздники"

Конспект занятия содержит в себе материал о том, как на Руси праздновали приход весны, как томечали различные праздники....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...

План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Народный праздник на Руси – Рождество. Рождественский пряник»

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа. Доброжелательное и активное взаимодействие детей с педагогом и сверс...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Быт на Руси"

Цель:Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русс...