Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Быт на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель:
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок);
- Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- Обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, сундучок;
- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
- Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_na_rusi.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе №2 «Ромашка»
Тема: «Быт на Руси»
Цель:
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (русская печь, ухват, чугунок);
- Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- Обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами: русская изба, ухват, чугунок, сундучок;
- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
- Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Предварительная работа: чтение народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций.
Используемое оборудование: мультимедиа; домашняя утварь: деревянная ложка, чугунок, поднос, тарелочки, салфетки, клей-карандаш, шаблоны ложек для каждого ребенка,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами встанем в круг и по приветствуем всё вокруг.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, Матушка земля,
Здравствуй, Родина моя!»
Воспитатель: А скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: правильно, Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь – матушка. Давайте вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. А, что означает это слово – здравствуйте?
Дети: Люди желают здоровье.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, пожалуйста на лавку. (Дети рассаживаются.)
Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, как жили люди на Руси.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: В старину дом назывался изба. Нелегко одному человеку построить избу. Было на Руси правило: шел хозяин к соседу и тот ему не отказывал в помощи. А что бы узнать каким инструментом в основном строили избу надо отгадайть загадку.
Загадка
На дворе дрова.
Пришла стальная Голова.
Разлетелись Чурбаны
Во все стороны!
На дровишечки!
На поленницы! (Топор.)
На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. И говорили в старину, что в таких уютных прочных избах жили хранители. Звали хранителя – домовой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот и наш домовой. Почему-то он грустный. Домовёнок, у тебя что-то случилось? У домовенка Баба -Яга украла один предмет из избы, заперла в сундук, а ключ спрятала. (Показывает сундук)
Смотрите, вот он сундук, на нем замок висит? Ребята, поможем домовенку? Что-бы ключ найти надо отгадать загадку:
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет! (печь)
Воспитатель: Печь — это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Дети: чтобы дома было тепло, кушать готовить.
Воспитатель: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. А как вы думаете, чем надо топить печь?
Дети: дровами.
Воспитатель: хотите попробовать заготовить дрова, тогда поиграем в дровосеков.
Физкультминутка
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки
Воспитатель: заготовили дрова? Дров для печки нужно очень много. Молодцы! Присаживайтесь, ребята, пожалуйста.
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок.
Воспитатель. Смотрите, вот он. (показывает). Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун — это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в нем готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс! (дети садятся на лавку)
Воспитатель. Вот и кашу мы с вами сварили. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Из русской печи
Кашу тащи,
Чугунок очень рад
Что его схватил… (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами и вкусной кашей.
Воспитатель. А вот и ключ от сундука, в чугунке.
Воспитатель открывает сундук и сразу же закрывает.
Воспитатель: Ребята, а чтобы узнать, что за предмет в сундуке, нужно отгадать загадку.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили про ложку. Какие поговорки вы знаете?
«Запасливый гость без ложки не ходит».
Дорога ложка к обеду.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота — чтобы знания черпать.
Руки не протянешь, так и ложки с полки не достанешь.
Был бы обед, а ложка сыщется.
Что накрошишь в плошку, то выловишь ложкой
Первому гостю первое место и красная ложка.
Воспитатель показывает, что лежит в сундуке. В сундуке деревянная ложка.
Практическая деятельность.
Воспитатель. Ребята, на столах у вас лежат шаблоны ложек, их нужно украсить заготовками из бумаги. Перед началом работы надо наши пальчики размять и немного поиграть. (Пальчиковая гимнастика)
«Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки.)
Мы посуду маме мыли: (Потереть одной ладошкой о другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли, (Потереть одной ладошкой о другую.)
Только чашку мы разбили, (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали! (Ребенок сжимает и разжимает кулачки.)
Теперь можно приступать к работе.
Воспитатель. Домовенок очень рад, он говорит вам СПАСИБО! Мы с вами справились с заданием. Помогли домовенку. Всем спасибо!
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их (ложка)
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте (ложку)!
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало —
Не пропало,
Румяной булкой стало.
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает.
Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит,
Тело теплое, а крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места тебя не свезет.
Круглой формы он всегда,
Ручек нету – никогда.
Он чугунный и стальной,
А внутри весь обливной.
И большой, и маленький,
Но зато удаленький.
Чтоб сварить нам кашу, щи,
По – быстрее в печь неси.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
Дорога ложка к обеду.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота — чтобы знания черпать.
Руки не протянешь, так и ложки с полки не достанешь.
Был бы обед, а ложка сыщется.
Что накрошишь в плошку, то выловишь ложкой
Яство сладенько, да ложка маленька.
Первому гостю первое место и красная ложка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»
Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок, -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»
Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок, -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Витамины из-за моря»
Цель: Закрепить знания детей об овощах происхождения у нас в России. Знакомить с витаминами содержащие в овощах, их пользу дающую нашему организму. Учить детей сажать картофель; строение картофеля, об...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Сказка» «Путешествие капельки»
Познакомить детей средней группы с водой и ее свойствами в быту и природе....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Как дикие звери готовятся к зиме?"
Уточнить знания детей о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой (чем питаются,как приспосабливаются к жизни). Продолжать учить детей аккуратно рисовать гуашью. Развивать внимание,память,р...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
тема: МИР НАСЕКОМЫХЦель. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи.Образовательные:– уточнить и расширить представление детей о...
Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»
Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»...