Познание. Экспериментальная деятельность. "Статическое электричество"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме "Статическое электричество". Проводя с детьми данное занятие мы обобщаем знания детей об электричестве, знакомим с причинами возникновения и проявления статического электричества, закрепляем правила пользования электроприборами, развиваем мыслительную активность.Занятие включает использование мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmnye_zadach1.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад № 18»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Статическое электричество»
Составила: Дуюнова Л. М..
Воспитатель 1 кв категории
г. Камень -на - Оби
2020г
Программные задачи:
Образовательные:
• обобщать знания детей об электричестве;
• познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
• воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: воздушные шары, алюминиевая банка, шерстяная ткань, тонкая алюминиевая фольга, ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце, овсяные хлопья, бумага для спрута.
Ход занятия:
- Орг. момент
Встанем детки все в кружок,
Обойдем его разок,
Руки к солнышку протянем,
Поприветствуем его,
А теперь мы оглянемся
И друг другу улыбнемся.
В: я очень рада приветствовать вас в нашей лаборатории. Ребята, раз мы пришли в лабораторию, то, как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (ответы детей). Конечно, мы будем проводить различные опыты, эксперименты. А вот тему наших опытов попробуйте угадать из загадки.
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)
Да, сегодня мы будем говорить про электричество. Ребята, а кто из вас знает, что такое электричество? (ответы детей). А зачем человеку нужно электричество? (ответы детей). Какие электроприборы есть у вас дома? А какую пользу они приносят? (ответы детей). А электричество может быть опасным? (ответы детей)
Давайте повторим правила обращения с электроприборами и вспомним чего нельзя делать. (ответы детей с использованием таблиц).
2 А сейчас я приглашаю вас занять свои места за столами, не забываем надевать фартуки. Теперь мы с вами самые настоящие ученые. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей)
Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Все наши опыты будут связаны со статическим электричеством. Посмотрите сколько разных предметов находятся у вас на столах. С их помощью мы будем творить волшебство. Готовы? (ответы детей)
Тогда приступаем. Первый наш опыт называется «Статическое электричество» для этого опыта возьмите 2 воздушных шара, алюминиевую банку и шерстяную ткань.
Материал и оборудование:
Два воздушных шарика
Волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Описание эксперимента:
Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара. Поднесём их друг к другу. Что происходит? (ответы детей) Они отталкиваются друг от друга именно той стороной, которой были натёрты об шерсть.
Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит? Шарик притянул волосы к себе.
Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы или шерстяную ткань. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит? Банка начинает катиться за шариком.
Вывод:
Натирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.
Опыт №2 «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга.
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Описание эксперимента:
Нарежем алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, как у меня. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №3 «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Описание эксперимента:
Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4 «Электрический спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Макет спрута из бумаги
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Из тонкой бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?
Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга.
3. Итог. Обратная связь.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается, они становятся электрическими).
Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).
Теперь вы сами сможете дома удивить такими чудесами своих родных. Спасибо за такое интересное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».
Программное содержание. Образовательные задачи:• обобщать знания детей об электричестве;• рас...
Конспект НОД – область познание (экспериментальная деятельность)
Тема: «Маленькие исследователи»...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Познание. Экспериментальная деятельность. "Чудо вода"
Данное занятие провоится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Чудо вода". Проводя данное занятие мы знакомим детей со свойствами воды, развиваем навыки проведения опытов, в...
Конспект занятия "Познание" (экспериментально-исследовательская деятельность)
Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закр...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебное электричество» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с достижением человечества -электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества...