Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД в средней группе
«Удивительные свойства воды»
Образовательная область «Познание»
(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Цель:
Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.
Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы
Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.
Развивать и поддерживать активность у детей
Воспитывать умение выслушивать своих товарищей
Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь
Воспитывать бережное отношение к воде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
«Удивительные свойства воды»
Образовательная область «Познание»
(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Цель:
Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.
Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы
Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.
Развивать и поддерживать активность у детей
Воспитывать умение выслушивать своих товарищей
Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь
Воспитывать бережное отношение к воде
Словарная работа:
Лаборатория, лаборант, опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, жидкость.
Предварительная работа
Изготовление символов свойств воды.
Чтение рассказов и стихов познавательного характера.
Рассматривание глобуса.
Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Вода – наш друг», «Для чего нужна вода живым организмам» «Как использует воду человек»,«Как относиться к воде бережно».
Материал:
• Глобус,
• Апельсиновый сок, молоко, вода, кубики льда, сахар.
• Пластиковые одноразовые стаканы, одноразовые ложки, трубочки, салфетки.
• Разноцветные пуговицы.
•Символы, определяющие свойства воды
Ход деятельности:
Дети заходят в зал.
Воспитатель.
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.(Дети приветствуют гостей). А теперь повернитесь ко мне лицом.
- Ребята, посмотрите, что я принесла. (показывает глобус)Кто знает, что это такое?
Дети:
- Это глобус.
Воспитатель.
- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
- Синего, голубого.
Воспитатель.
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети
- моря, океаны, реки
Воспитатель:
-А из чего состоят моря, океаны и реки?
Дети:
-Из воды
Воспитатель:
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети.
- Животным, растениям, человеку.
Воспитатель.
-Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети.
- Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель.
- Молодцы.
Совершенно верно. Ребята, я знаю, что вы подготовили стихотворение, в котором рассказывается о пользе воды, давайте расскажем его нашим гостям.
- 1 реб. «Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
-2 реб. Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды».
Воспитатель:
-Да, ребята, вода необходима всему живому на земле.
Раздается звонок: Здравствуйте, ребята, мы жители сказочной страны просим вас о помощи, в нашей стране исчезла вся вода. У нас больше не журчат ручейки, не цветут цветы и не слышно пения птиц. Это злая колдунья спрятала воду и сказала, что вернет ее только если вы, ребята, сможете разгадать удивительные свойства воды. Помогите нам пожалуйста, иначе наша страна просто исчезнет. Не оставляйте нас в беде!
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь вернуть воду жителям сказочной страны ?
Дети:
-да
Воспитатель:
-Тогда приглашаю вас, ребята, отправиться в волшебную лабораторию. Но прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети:
- Проводят опыты.
Воспитатель:
-Правильно. А людей работающих в лаборатории называют лаборантами. И мы сейчас с вами оденем белые халаты и тоже будем настоящими лаборантами, будем проводить опыты и узнаем все о свойствах воды(одеваем халаты)
- А чтобы всё получилось, даже в волшебной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывать после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столами.
-И так, уважаемые лаборанты, приступим. Напомню вам, что перед нами сегодня стоит очень серьезная задача. Мы с вами должны узнать удивительные свойства воды, чтобы помочь жителям сказочной страны . И первое что нам нужно сделать -это выяснить: «Что же такое вода?»
Посмотрите ,перед вами два стакана, один -пустой, другой -наполнен водой. Нужно перелить воду из одного стакана в другой(переливают). Что происходит с водой?
Дети:
- Она льется.
Воспитатель:
Почему вода льется?(Потому что вода какая?)
Дети:
-потому что она жидкая. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает)
Воспитатель:
Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.
И так, какой первый вывод мы можем с вами сделать? Вода-это что?(если дети затрудняются, перефразировать вопрос: «Вода какая?»)
Дети:
-Жидкость. Вода жидкая.
А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на магнитную доску) . Что означает этот символ?
Дети : -Вода жидкая.
-А что еще можно назвать жидкостью? Почему?(ответы детей)
-Но оказывается, ребята, вода бывает не только в жидком состоянии. Помните, мы с вами вчера налили воду в формочки и поставили в морозильную камеру? Давайте посмотрим ,что с ней произошло?
Дети:
-Она замерзла. Превратилась в лед.
Воспитатель:
-Ребята, возьмите льдинки в руки ,внимательно их рассмотрите и скажите какие они?(ответы детей: твердые, скользкие, холодные, прозрачные).
А теперь согрейте льдинки, прикройте их ладошками, подуйте на них теплым воздухом .Посмотрите, что происходит с льдинками?
Дети:- Льдинки тают.
Воспитатель:- А теперь положите льдинки в пустой стаканчик и скажите какие у вас руки?
Дети: -Мокрые.
Воспитатель: -А от чего они стали мокрыми
Дети:- Лед растаял в тепле(воспитатель помогает: -И превратился во что?)
Дети :-В воду.
Воспитатель: -Значит лед это что?
Дети:- застывшая вода. (вывешивается символ)
Переходим к следующему опыту. Перед вами два стакана. Один с молоком, а другой с водой.
- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?
Дети:
-Белого
Воспитатель:
-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
- Открываем глаза. Вы можете сказать какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком,?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему?(Вы видите пуговицы в молоке?)
-Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?
Дети:
- да.
Воспитатель спрашивает детей какого цвета пуговицы в стакане с водой.
Воспитатель:
-Ребята, а почему в молоке мы с вами не могли увидеть пуговицу, а в воде ее видно? ( Вода имеет цвет?)
Дети:
- Молоко белое. У воды нет цвета. Потому что вода – прозрачная
Воспитатель:
-Совершенно верно. Вода прозрачная, без цвета. А чтобы это запомнить я вывешиваю следующий символ. Что означает этот символ?
Дети:- Вода прозрачная. Вода не имеет цвета.
Воспитатель:
- А давайте с вами посмотрим,может ли вода менять цвет.Возьмите кисточку,обмакните ее в воду,затем наберите на нее побольше краски и опустите в стаканчик с водой.Что произошло с водой?
Дети:-Она покрасилась(стала синей,красной и т.д.)
Воспитатель:Значит какой мы можем сделать вывод?(если дети затрудняются воспитатель помогает.Вода может менять свой цвет в зависивости от того,
что в нее добавили)
Воспитатель:
-Мы с вами уже раскрыли 4 свойства воды. Давайте их повторим. (показывает на символы)
Дети:
-Вода жидкая.(Вода-жидкость)
-Лед-это тоже вода
-Вода прозрачная.
-Вода может менять цвет
Воспитатель:
- А теперь, ребята, для того чтобы мы смогли с вами дальше так же хорошо проводить опыты, нам нужно немного отдохнуть. Вы согласны поиграть?
Дети:
-да
Воспитатель:
-Но перед игрой я соберу ваши стаканчики с водой и молоком на поднос, они нам больше не понадобятся.
-Предлагаю вам игру «Тучка и капельки»
Летела по небу мама тучка. (Взявшись за руки, образуют круг.) Вылетели из нее капельки и полетели на землю: попрыгали, поиграли. Капелька с капелькой поздоровались и потекли веселые ручейки (образуют пары). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки большой рекой. Текла речка, путешествовала и попала в большой, пребольшой океан (дети перестраиваются в круг и приседают на корточки ). Плавали- плавали капельки в океане и вспомнили, что их мама тучка ждет, а тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме тучке.
Воспитатель.
- Вот и кончилась игра. А нам с вами пора возвращаться в лабораторию и продолжить работу. Занимайте свои места за столами.
Воспитатель:
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок?
Дети:
- Апельсиновый .
Воспитатель.
- Как вы догадались, что сок – апельсиновый?
Дети:
- пахнет апельсином .
Воспитатель:
-А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?
Дети:
-У воды нет запаха. Она ничем не пахнет.
Воспитатель:
-Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли запах у воды?)
Дети:
-У воды нет запаха
Воспитатель:
А чтобы это запомнить я приготовила вам вот такой символ
Что означает этот символ?
Дети: -У воды нет запаха
Воспитатель:
-Мы с вами уже раскрыли пять свойств воды. Давайте их повторим. Какое первое свойство мы с вами раскрыли(показывает на символ)
Дети:
-Вода жидкая.(Вода-жидкость)
-Лед-это тоже вода
-Вода прозрачная.
-Вода может менять цвет
-У воды нет запаха. Вода не пахнет.
Воспитатель:
- Ребята, а какой на вкус лимон?
Дети:
- кислый
Воспитатель:
- А конфета?
Дети:
-сладкая
Воспитатель:
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у сока? Из какого фрукта этот сок?
Дети:
- Сладкий. Вкус апельсина. Апельсиновый.
Воспитатель:
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .
- Так есть ли вкус у воды?
Дети:
-Нет .
Воспитатель:
-Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли вкус у воды?)
Дети:
-У воды нет вкуса
Воспитатель:
-Вот мы с вами открыли еще одно свойство: «У воды нет вкуса»(вывешивает символ).Что означает этот символ?
Дети: -У воды нет вкуса
Воспитатель: -А как вы думаете, если в воду добавить лимон ,вода поменяет вкус? Какой она станет? Почему?
Дети: Она станет кислой, потому что лимон кислый?
Воспитатель: А если добавить соль?(соленой)
-Предлагаю провести опыт. Возьмите пожалуйста сахар, насыпьте его в воду, помешайте и попробуйте. Какая вода?
Дети: сладкая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Может ли вода менять вкус?
Дети: Вода может менять вкус(воспитатель помогает: Вода меняет вкус в зависимости от того продукта, который в нее добавили)
Воспитатель:
-Вот сколько свойств воды мы сегодня с вами узнали.
Давайте еще раз их повторим (воспитатель показывает на символы, дети перечисляют свойства воды).
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы. Вы замечательно справились с заданием.(раздается звонок, звонят жители сказочной страны)
-Ребята, мы жители сказочной страны хотим сказать вам огромное спасибо. Вы помогли нам вернуть воду. Наша страна ожила, и в ней снова бегут ручейки, цветут цветы, поют птицы. Ребята! Запомните навсегда: символ жизни на земле- вода! Экономьте ее, берегите. Верим мы, что в обиду ее не дадите! Еще раз огромное спасибо! А в знак нашей благодарности мы приготовили вам сюрприз, он ждет вас в детском саду! До свидания, ребята.
-Мои маленькие ученые, нам пора возвращаться в детский сад. Ну прежде чем мы покинем нашу волшебную лабораторию, нам нужно навести в ней порядок и убрать со столов.(дети наводят порядок, снимают халаты).
-Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось проводить опыты?
Если да -то хлопайте в ладоши. А если нет -то топайте ногами.
А что понравилось больше всего?(ответы детей)
Ребята, запомните пожалуйста.
Вода — это чудо природы,
И нам без воды не прожить.
Все люди на нашей планете,
Водою должны дорожить!!!
Ой ,ребята, а вы помните, что жители сказочной страны приготовили нам какой-то сюрприз? Где же он?
Любой из гостей:
-Извините, это наверное вам оставили посылку жители сказочной страны ?
Воспитатель:
Ребята, это же новая настольная игра.(дети рассматривают игру).
Давайте попрощаемся с нашими гостями ,пойдем в группу, расскажем остальным ребятам о нашем приключении и поиграем в новую игру)
Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе
Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...
Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла
Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....
Конспект занятия в подготовительной группе. Образовательная область: Познание. Тема: « Вода и ее свойства »
Конспект занятияв подготовительной группе.Образовательная область: Познание. Тема: « Вода и ее свойства »...
Конспект ОД средняя группа "Удивительные свойства воды"
Познавательно-исследовательская деятельность для детей....
конспект занятия в старшей группе "Удивительные свойства воды"
Познакомить детеей со свойствами воды, ее влиянием на окружающий мир....
Конспект занятия в средней группе "Удивительные свойства магнита"
Данное занятие направлено на формирование у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы. Дети выяснят через какие материалы воздействует магнит и узнают об использовании маг...