Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Проблема
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование
Новизна
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Условиями реализации проекта являются:
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель проекта: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
- организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
- развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
- стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
- организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.
2. Общие сведения о проекте:
Место реализации | МАДОУ «Колокольчик» группа № 16. |
По методу | информационно – практический |
По содержанию | педагогический |
По продолжительности: | Среднесрочный (сентябрь-ноябрь) |
По форме реализации: | групповой |
Участники проекта: | дети старшей группы, родители, воспитатель |
Возраст детей: | 5-6 лет |
Образовательная область: | «Познавательное развитие» |
Области интеграции: | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
- Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
- Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Методы проекта:
- игровой;
- творческий;
- проблемное общение;
- проблемно-поисковый;
- опытно – экспериментальный;
- использование ИКТ;
- развивающие игры.
Этапы реализации проекта:
- этап - информационный:
- Анализ научной и методической литературы.
- Педагогическая диагностика на начало проекта.
- Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
- Организация предметно – развивающей среды
- этап - содержательный.
- Реализация запланированных мероприятий.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | НОД:
Беседы:
Опыты и эксперименты:
Презентации:
Наблюдения:
Конструирование:
|
Речевое развитие | Чтение художественной литературы:
|
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры:
Сюжетно – ролевые игры:
Магнитные и настольные игры:
Ирга - драматизация:
Трудовая деятельность:
|
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация:
Рисование:
Оригами:
|
Физическое развитие | Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковые игры:
Физкультминутки:
Подвижные игры:
|
Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)
Примерное оборудование для исследовательской деятельности:
- Различные ёмкости;
- Мерные ложки, воронки разного размера;
- Перчатки, фартуки, головные уборы;
- Пластиковые, резиновые трубочки;
- Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
- Пластиковые контейнеры;
- Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
- Пластиковые разноцветные стеклышки;
- Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
- Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- Кинетический песок, набор песка разного цвета;
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Журналы наблюдений.
Материалы для исследования:
- Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.
- Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.
- Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т.д.
- Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т.д.
Правила безопасности:
- Работа под наблюдением взрослого;
- Сначала спроси - потом экспериментируй;
- Вещества для экспериментов брать ложечкой;
- Не брать в рот ничего;
- Не трогать глаза грязными руками.
Перспективный план работы с родителями:
Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
«Играя, познаем».
Памятка:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
Экспериментирование:
Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе» (представление презентаций);
Мастер- класс:
Мастер класс совместно с родителями и детьми: « Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».
3-этап - заключительный .
- Презентация проекта;
- Мастер- класс для родителей «Чудо- песок»;
- Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;
- Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;
- Открытое мероприятие: « В гостях у Клеопатры».
Вывод:
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Используемая литература:
1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.\
6.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
8.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
10.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.
11.Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.
12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
15.Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyuboznatelnye_puteshestvenniki_starshaya_gruppa_2020g.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л.С. Выготский.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Проблема
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование
Новизна
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Условиями реализации проекта являются:
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель проекта: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
- организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
- развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
- стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
- организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.
2. Общие сведения о проекте:
Место реализации | МАДОУ «Колокольчик» группа № 16. |
По методу | информационно – практический |
По содержанию | педагогический |
По продолжительности: | Среднесрочный (сентябрь-ноябрь) |
По форме реализации: | групповой |
Участники проекта: | дети старшей группы, родители, воспитатель |
Возраст детей: | 5-6 лет |
Образовательная область: | «Познавательное развитие» |
Области интеграции: | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
- Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
- Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Методы проекта:
- игровой;
- творческий;
- проблемное общение;
- проблемно-поисковый;
- опытно – экспериментальный;
- использование ИКТ;
- развивающие игры.
Этапы реализации проекта:
- этап - информационный:
- Анализ научной и методической литературы.
- Педагогическая диагностика на начало проекта.
- Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
- Организация предметно – развивающей среды
- этап - содержательный.
- Реализация запланированных мероприятий.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | НОД:
Беседы:
Опыты и эксперименты:
Презентации:
Наблюдения:
Конструирование:
|
Речевое развитие | Чтение художественной литературы:
|
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры:
Сюжетно – ролевые игры:
Магнитные и настольные игры:
Ирга - драматизация:
Трудовая деятельность:
|
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация:
Рисование:
Оригами:
|
Физическое развитие | Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковые игры:
Физкультминутки:
Подвижные игры:
|
Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)
Примерное оборудование для исследовательской деятельности:
- Различные ёмкости;
- Мерные ложки, воронки разного размера;
- Перчатки, фартуки, головные уборы;
- Пластиковые, резиновые трубочки;
- Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
- Пластиковые контейнеры;
- Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
- Пластиковые разноцветные стеклышки;
- Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
- Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- Кинетический песок, набор песка разного цвета;
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Журналы наблюдений.
Материалы для исследования:
- Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.
- Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.
- Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т.д.
- Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т.д.
Правила безопасности:
- Работа под наблюдением взрослого;
- Сначала спроси - потом экспериментируй;
- Вещества для экспериментов брать ложечкой;
- Не брать в рот ничего;
- Не трогать глаза грязными руками.
Перспективный план работы с родителями:
Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
«Играя, познаем».
Памятка:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
Экспериментирование:
Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе» (представление презентаций);
Мастер- класс:
Мастер класс совместно с родителями и детьми: « Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».
3-этап - заключительный .
- Презентация проекта;
- Мастер- класс для родителей «Чудо- песок»;
- Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;
- Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;
- Открытое мероприятие: « В гостях у Клеопатры».
Вывод:
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Используемая литература:
1.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.\
6.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
8.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
10.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.
11.Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.
12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
15.Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...