Познавательное развитие "Свойства речного и сахарного песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель:развитие познавательного интереса через опытно - экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok.doc78 КБ
Файл chudakov.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

 Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованно-образовательной деятельности

образовательная область: «Познавательное развитие»

раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

тема: «Речной и сахарный песок»

возрастная группа: старшая группа

Воспитатель:

Турсукова Гульназ Рифовна          Образование: высшее

                                               Педагогический стаж: 10 лет

                                         Запрашиваемая квалификационная

                                         категория: первая

                                         

г. Туймазы, 2020г.

Цель: Развитие познавательного интереса детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

  • Систематезировать представление о свойствах речного и сахарного песка;
  • Формировать умение осуществлять осознанную деятельность (как  это сделать? что я знаю? что сделано?);
  • Закреплять умение использовать обобщённые способы обследования обьектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Развивающие:

  • Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства вещества на примере песка;
  • Развивать умение работать самостоятельно;
  • Развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы;
  • Развивать познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Средства реализации:

Демонстрационный материал: Речной песок, сахарный песок, слайды, карточки.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: тарелки с речным и сахарным песком, лупа, ложки, бейджики,  по два стаканчика, салфетки (влажные салфетки), фартуки, медали, бутылочка с водой, воронка.

Методические приёмы: словестный, наглядный, практический, игровой.

Информационные коммуникативные технологии: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: исследователи, сыпучий, песчинки, кристаллы.

Предварительная работа: Беседа о свойствах песка, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. (Приветствие детей)

Воспитатель: Игра на общение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Мне сегодня на электронную почту пришло обращение, послушайте. Внимание на экран.

На экране профессор Чудаков из м/ф «Фиксики».

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в свойствах речного и сахарного песка, ведь вечером мне нужно выступить с докладом».

Воспитатель: Дети, поможем?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Сегодня мы вновь станем  юными исследователями.

Воспитатель: Чтобы помочь профессору Чудакову, я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Перед тем как пройти в лабораторию, необходимо одеть фартуки.

Воспитатель: Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас занять места в нашей лаборатории. Не забываем об осанке.

Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории (технику безопасности).

Правила по технике безопасности в лаборатории:

Дети: Соблюдать тишину.

Дети: Каждый работает за своим рабочим столом, не толкаясь и не мешая другим.

Дети: Убирать всё на место.

Дети: Делать всё аккуратно.

Дети: Когда грязные руки, пользоваться салфеткой.

Дети: Не дотрагиваться руками до лица, глаз и рта.

Дети: Внимательно слушать и выполнять поручения старшего научного сотрудника,

Дети: Брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника.

Воспитатель: Теперь можем приступать к опытам.

Воспитатель: Итак, что же будет объектом нашего исследования?

Дети: Речной песок и сахарный песок.

Опыт 1 «Свойства веществ»

Воспитатель: Начинаем наш первый опыт «Свойства вещества». Посмотрите на свои столы. Какое оборудование лежит у вас на столах, перечислите?

Дети: Тарелки с веществами.

Дети:  Лупа, ложка.

Дети: Стаканы, воронка.  

Воспитатель: Всё это пригодится нам при проведении опытов.  

Воспитатель: Рассмотрите, что в белой тарелке?

Дети: В белой тарелке речной песок.

Воспитатель:  Какого цвета речной песок?

Дети: Речной песок  - коричневого цвета.

Воспитатель: Рассмотрите, что в жёлтой тарелке?

Дети: В жёлтой тарелке сахарный песок.

Воспитатель:  Какого цвета речной песок?

Дети: Сахарный песок – белого цвета.

(на мольберт вывешивается карточка речного песка и сахарного песка)

Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, возьмите стакан с воронкой и насыпьте две ложки речного песка (дети выполняют).  Легко ли он сыпется?

Дети: Легко.

Воспитатель: Значит речной песок какой?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель:  А сейчас, юные исследователи, возьмите пустой стакан с воронкой и насыпьте две ложки сахарного песка (дети выполняют). Легко ли он сыпется?

Дети: Да, легко.

Воспитатель: Значит сахарный песок какой?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод из этого исследования?

Дети: Речной и сахарный песок разного цвета. Сахарный и речной песок – сыпучие вещества.

Воспитатель: Вы абсолютно правы, мои юные исследователи. Речной и сахарный песок разного цвета. Сахарный и речной песок – сыпучие вещества.

(на мольберт вывешивается карточка)

Опыт 2 «Работа с лупой»

Воспитатель: Не забываем про осанку. Для проведения следующего опыта нам понадобится лупа. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите речной песок.

Воспитатель: А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит речной песок?

Дети: Из песчинок.  

Воспитатель: А песчинки твёрдые или мягкие? Потрогайте.

Дети: Твёрдые.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно и найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? Как выглядит речной песок? Какого цвета и размера песчинки? (Дети рассматривают в лупу песок)

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок, которые не скреплены между собой. Они коричневого  цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки.

Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, возьмите лупы и внимательно рассмотрите сахарный песок. Подумайте и ответьте, из чего состоит сахарный песок? Как выглядит сахарный песок?

Дети: Из кристаллов.  

Воспитатель: А кристаллы твердые или мягкие?

Дети: Твёрдые.

Воспитатель: Какого цвета и размера кристаллы?

Дети: Белого цвета, кристаллы одинаковые по размеру.

Воспитатель: Похожи сахарные кристаллы на обычный песок?

Дети: Похожи.

Воспитатель: Чем отличается сахарный песок от речного песка?

Дети: Сахарный песок состоит из кристаллов, а речной песок из песчинок.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод после нашего исследования?

Дети: Речной песок коричневого  цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки. Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.

Воспитатель: Вы правы, мои юные исследователи. Речной песок коричневого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки. Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.

(на мольберт вывешивается карточка)

Воспитатель: Уважаемые исследователи, объявляю перерыв, выходите все на ковер.

Физкультминутка на ковре под музыку «Фиксики»

Опыт 3 «Растворимость веществ в воде»

Воспитатель:  Перерыв окончен, мои юные исследователи занимайте свои рабочие места в нашей лаборатории. Продолжим наши исследования, напоминаю об осанке. Наш следующий опыт «Растворимость веществ в воде».

Воспитатель: Если мы положим речной и сахарный песок в воду, что произойдёт, как вы думаете?

Дети: Сахарный песок раствориться, а речной песок нет.

Воспитатель: Сейчас проверим.

Воспитатель: Положите две ложки сахарного песка в стакан, залейте  водой и помешайте ложкой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети:  Сахарного песка нет.

Воспитатель: Куда он исчез?

Дети: Сахарный песок растворился.

Воспитатель: Положите две ложки речного песка и помешайте ложкой. Что произошло?

Дети: Речной песок не растворился.

Воспитатель: Уважаемые учёные – исследователи, какой можем сделать вывод от проделанного исследования?

Дети: Сахарный песок растворяется в воде, а речной песок не растворяется.

Воспитатель: Вы абсолютно правы мои юные исследователи, сахарный песок  растворяется в воде, а речной песок не растворяется в воде.

(на мольберт вывешивается карточка)

Воспитатель: Вот и закончились наши исследования в лаборатории.

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на экран, нам пришло электронное письмо.

На экране появляется профессор Чудаков: «Ну что, ребята, выяснили какие свойства речного и сахарного песка?»

Воспитатель: Дети, расскажем профессору Чудакову всё, что узнали сегодня о свойствах речного песка и сахарного песка? (опираясь на алгоритм, на мольберте)

Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, кто хочет рассказать о свойствах речного песка?

(Выходит  и рассказывает)

Дети: Речной песок коричневого цвета. Речной песок сыпучий. Речной песок состоит из песчинок. Речной песок не растворяется в воде.

Воспитатель:  Вы согласны с юным исследователем, правильно ли нам рассказал  о свойствах речного песка?

Дети: Правильно.

Воспитатель: А вы согласны, мой юный исследователь?

Дети: Согласен.

Воспитатель:  А вы согласны, мой юный исследователь?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о свойствах сахарного песка?

(Выходит и рассказывает)

Дети: Сахарный песок белого цвета. Сахарный песок сыпучий. Сахарный песок  состоит из кристаллов. Сахарный песок растворяется в воде.

Вы согласны, что нам сообщили  о свойствах сахарного песка юный исследователь?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы согласны, что нам сообщили  о свойствах сахарного песка юный исследователь?

Дети: Да.

Воспитатель:  Правильно ли нам рассказал  о свойствах сахарного песка юный исследователь?

Дети: Правильно.

Воспитатель: Вы совершенно правы мои юные исследователи. Речной песок коричневого цвета. Речной песок сыпучий. Речной песок состоит из песчинок. Речной песок не растворяется в воде. Сахарный песок белого цвета. Сахарный песок сыпучий. Сахарный песок  состоит из кристаллов. Сахарный песок растворяется в воде.

Воспитатель:  Нам профессор отправил ещё одно электронное письмо. Сейчас посмотрим, что же он нам пишет.

Профессор Чудаков благодарит детей: «Спасибо вам большое дети, вы мне очень помогли разобраться в свойствах речного и сахарного песка.  Я сегодня успешно выступлю с докладом. До новых встреч».

Воспитатель: Все молодцы. Всё закончилось прекрасно, все старались не напрасно. За хорошую работу профессор Чудаков попросил меня,  наградить вас и вручить медали. Проходим на палас для награждения. Попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания.                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Помогите мне разобраться в свойствах речного и сахарного песка, ведь вечером мне нужно выступать с докладом. »

Слайд 4

Ну что , уважаемые юные исследователи, выяснили свойства речного и сахарного песка?

Слайд 5

« Спасибо вам большое, вы мне очень помогли. Я сегодня успешно выступлю с докладом . До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем о сахарном песке и соли.

Углублять представления о живой и неживой природе. Учим детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Развивать р...

Эксперименты с сахарным песком»

дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой и теплом....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»

Знакомить детей с составом и свойствами природного песка...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Что мы знаем о сахарном песке и соли. Определение свойств различных веществ"

Цель непосредственной образовательной деятельности формировать представление детей о свойствах разных веществ (соли, сахарного песка), через экспериментально-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"

Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами....

Тема: «Опыты с сахарным песком »

Тема: «Опыты с сахарным песком»Подготовительная группа. Цель: Дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой.Задачи:Научить детей пр...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов через игры с песком»

Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных сетодов работы с разными видами песка в условиях детского сада...