Познавательное развитие "Свойства речного и сахарного песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:развитие познавательного интереса через опытно - экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok.doc | 78 КБ |
chudakov.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованно-образовательной деятельности
образовательная область: «Познавательное развитие»
раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
тема: «Речной и сахарный песок»
возрастная группа: старшая группа
Воспитатель:
Турсукова Гульназ Рифовна Образование: высшее
Педагогический стаж: 10 лет
Запрашиваемая квалификационная
категория: первая
г. Туймазы, 2020г.
Цель: Развитие познавательного интереса детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Систематезировать представление о свойствах речного и сахарного песка;
- Формировать умение осуществлять осознанную деятельность (как это сделать? что я знаю? что сделано?);
- Закреплять умение использовать обобщённые способы обследования обьектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.
Развивающие:
- Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства вещества на примере песка;
- Развивать умение работать самостоятельно;
- Развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы;
- Развивать познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: Речной песок, сахарный песок, слайды, карточки.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: тарелки с речным и сахарным песком, лупа, ложки, бейджики, по два стаканчика, салфетки (влажные салфетки), фартуки, медали, бутылочка с водой, воронка.
Методические приёмы: словестный, наглядный, практический, игровой.
Информационные коммуникативные технологии: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: исследователи, сыпучий, песчинки, кристаллы.
Предварительная работа: Беседа о свойствах песка, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. (Приветствие детей)
Воспитатель: Игра на общение.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Мне сегодня на электронную почту пришло обращение, послушайте. Внимание на экран.
На экране профессор Чудаков из м/ф «Фиксики».
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в свойствах речного и сахарного песка, ведь вечером мне нужно выступить с докладом».
Воспитатель: Дети, поможем?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Сегодня мы вновь станем юными исследователями.
Воспитатель: Чтобы помочь профессору Чудакову, я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Перед тем как пройти в лабораторию, необходимо одеть фартуки.
Воспитатель: Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас занять места в нашей лаборатории. Не забываем об осанке.
Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории (технику безопасности).
Правила по технике безопасности в лаборатории:
Дети: Соблюдать тишину.
Дети: Каждый работает за своим рабочим столом, не толкаясь и не мешая другим.
Дети: Убирать всё на место.
Дети: Делать всё аккуратно.
Дети: Когда грязные руки, пользоваться салфеткой.
Дети: Не дотрагиваться руками до лица, глаз и рта.
Дети: Внимательно слушать и выполнять поручения старшего научного сотрудника,
Дети: Брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника.
Воспитатель: Теперь можем приступать к опытам.
Воспитатель: Итак, что же будет объектом нашего исследования?
Дети: Речной песок и сахарный песок.
Опыт 1 «Свойства веществ»
Воспитатель: Начинаем наш первый опыт «Свойства вещества». Посмотрите на свои столы. Какое оборудование лежит у вас на столах, перечислите?
Дети: Тарелки с веществами.
Дети: Лупа, ложка.
Дети: Стаканы, воронка.
Воспитатель: Всё это пригодится нам при проведении опытов.
Воспитатель: Рассмотрите, что в белой тарелке?
Дети: В белой тарелке речной песок.
Воспитатель: Какого цвета речной песок?
Дети: Речной песок - коричневого цвета.
Воспитатель: Рассмотрите, что в жёлтой тарелке?
Дети: В жёлтой тарелке сахарный песок.
Воспитатель: Какого цвета речной песок?
Дети: Сахарный песок – белого цвета.
(на мольберт вывешивается карточка речного песка и сахарного песка)
Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, возьмите стакан с воронкой и насыпьте две ложки речного песка (дети выполняют). Легко ли он сыпется?
Дети: Легко.
Воспитатель: Значит речной песок какой?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А сейчас, юные исследователи, возьмите пустой стакан с воронкой и насыпьте две ложки сахарного песка (дети выполняют). Легко ли он сыпется?
Дети: Да, легко.
Воспитатель: Значит сахарный песок какой?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из этого исследования?
Дети: Речной и сахарный песок разного цвета. Сахарный и речной песок – сыпучие вещества.
Воспитатель: Вы абсолютно правы, мои юные исследователи. Речной и сахарный песок разного цвета. Сахарный и речной песок – сыпучие вещества.
(на мольберт вывешивается карточка)
Опыт 2 «Работа с лупой»
Воспитатель: Не забываем про осанку. Для проведения следующего опыта нам понадобится лупа. Возьмите лупы и внимательно рассмотрите речной песок.
Воспитатель: А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит речной песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: А песчинки твёрдые или мягкие? Потрогайте.
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно и найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? Как выглядит речной песок? Какого цвета и размера песчинки? (Дети рассматривают в лупу песок)
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок, которые не скреплены между собой. Они коричневого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки.
Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, возьмите лупы и внимательно рассмотрите сахарный песок. Подумайте и ответьте, из чего состоит сахарный песок? Как выглядит сахарный песок?
Дети: Из кристаллов.
Воспитатель: А кристаллы твердые или мягкие?
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: Какого цвета и размера кристаллы?
Дети: Белого цвета, кристаллы одинаковые по размеру.
Воспитатель: Похожи сахарные кристаллы на обычный песок?
Дети: Похожи.
Воспитатель: Чем отличается сахарный песок от речного песка?
Дети: Сахарный песок состоит из кристаллов, а речной песок из песчинок.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод после нашего исследования?
Дети: Речной песок коричневого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки. Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.
Воспитатель: Вы правы, мои юные исследователи. Речной песок коричневого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки. Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.
(на мольберт вывешивается карточка)
Воспитатель: Уважаемые исследователи, объявляю перерыв, выходите все на ковер.
Физкультминутка на ковре под музыку «Фиксики»
Опыт 3 «Растворимость веществ в воде»
Воспитатель: Перерыв окончен, мои юные исследователи занимайте свои рабочие места в нашей лаборатории. Продолжим наши исследования, напоминаю об осанке. Наш следующий опыт «Растворимость веществ в воде».
Воспитатель: Если мы положим речной и сахарный песок в воду, что произойдёт, как вы думаете?
Дети: Сахарный песок раствориться, а речной песок нет.
Воспитатель: Сейчас проверим.
Воспитатель: Положите две ложки сахарного песка в стакан, залейте водой и помешайте ложкой.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Сахарного песка нет.
Воспитатель: Куда он исчез?
Дети: Сахарный песок растворился.
Воспитатель: Положите две ложки речного песка и помешайте ложкой. Что произошло?
Дети: Речной песок не растворился.
Воспитатель: Уважаемые учёные – исследователи, какой можем сделать вывод от проделанного исследования?
Дети: Сахарный песок растворяется в воде, а речной песок не растворяется.
Воспитатель: Вы абсолютно правы мои юные исследователи, сахарный песок растворяется в воде, а речной песок не растворяется в воде.
(на мольберт вывешивается карточка)
Воспитатель: Вот и закончились наши исследования в лаборатории.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на экран, нам пришло электронное письмо.
На экране появляется профессор Чудаков: «Ну что, ребята, выяснили какие свойства речного и сахарного песка?»
Воспитатель: Дети, расскажем профессору Чудакову всё, что узнали сегодня о свойствах речного песка и сахарного песка? (опираясь на алгоритм, на мольберте)
Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, кто хочет рассказать о свойствах речного песка?
(Выходит и рассказывает)
Дети: Речной песок коричневого цвета. Речной песок сыпучий. Речной песок состоит из песчинок. Речной песок не растворяется в воде.
Воспитатель: Вы согласны с юным исследователем, правильно ли нам рассказал о свойствах речного песка?
Дети: Правильно.
Воспитатель: А вы согласны, мой юный исследователь?
Дети: Согласен.
Воспитатель: А вы согласны, мой юный исследователь?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о свойствах сахарного песка?
(Выходит и рассказывает)
Дети: Сахарный песок белого цвета. Сахарный песок сыпучий. Сахарный песок состоит из кристаллов. Сахарный песок растворяется в воде.
Вы согласны, что нам сообщили о свойствах сахарного песка юный исследователь?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы согласны, что нам сообщили о свойствах сахарного песка юный исследователь?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ли нам рассказал о свойствах сахарного песка юный исследователь?
Дети: Правильно.
Воспитатель: Вы совершенно правы мои юные исследователи. Речной песок коричневого цвета. Речной песок сыпучий. Речной песок состоит из песчинок. Речной песок не растворяется в воде. Сахарный песок белого цвета. Сахарный песок сыпучий. Сахарный песок состоит из кристаллов. Сахарный песок растворяется в воде.
Воспитатель: Нам профессор отправил ещё одно электронное письмо. Сейчас посмотрим, что же он нам пишет.
Профессор Чудаков благодарит детей: «Спасибо вам большое дети, вы мне очень помогли разобраться в свойствах речного и сахарного песка. Я сегодня успешно выступлю с докладом. До новых встреч».
Воспитатель: Все молодцы. Всё закончилось прекрасно, все старались не напрасно. За хорошую работу профессор Чудаков попросил меня, наградить вас и вручить медали. Проходим на палас для награждения. Попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь. Помогите мне разобраться в свойствах речного и сахарного песка, ведь вечером мне нужно выступать с докладом. »
Ну что , уважаемые юные исследователи, выяснили свойства речного и сахарного песка?
« Спасибо вам большое, вы мне очень помогли. Я сегодня успешно выступлю с докладом . До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о сахарном песке и соли.
Углублять представления о живой и неживой природе. Учим детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Развивать р...
Эксперименты с сахарным песком»
дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой и теплом....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»
Знакомить детей с составом и свойствами природного песка...
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Что мы знаем о сахарном песке и соли. Определение свойств различных веществ"
Цель непосредственной образовательной деятельности формировать представление детей о свойствах разных веществ (соли, сахарного песка), через экспериментально-исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"
Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами....
Тема: «Опыты с сахарным песком »
Тема: «Опыты с сахарным песком»Подготовительная группа. Цель: Дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой.Задачи:Научить детей пр...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов через игры с песком»
Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных сетодов работы с разными видами песка в условиях детского сада...