Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хабибуллина Альбина Ильдаровна

Знакомить детей с составом и свойствами природного песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_peska_nod.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида №1 « Ласточка» ЗМР РТ

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Особенности песка»

( с детьми старше - подготовительной группы)

                                                                          Воспитатель: Хабибуллина А.И.

                                                           

Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

 развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

расширять представления о песке, его качествах и особенностях;

стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;

активизация словаря: сыпучий, фильтрация.

Ход занятия

 Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(дети приветствуют гостей)

 Поиграли мы с утра,

 Заниматься нам пора

 Но не лепкой и не чтеньем,

 Ждёт нас опыт и игра

  Я сегодня  предлагаю вам стать исследователями, будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

 Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д. 

Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая природа? Почему?

Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.

II. Показ презентации «Человек и песок».

Воспитатель:  Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки.

Вывод: песок создан природой. 

Воспитатель: - Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать! », где вы станете учеными и  волшебниками, благодаря вот этой волшебной палочки.

 -В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Дети надевают шапочки и фартуки.

  -Все готовы? (Да)

 -А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.

 - Эни – бени - раба, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.

Опыт 1.

- Возьмите  ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

 - Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Работа с лупой.

 - Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песка. ( наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

-Какого они цвета? (Темные и светлые.)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)

 - Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха. 

 Опыт 2.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, потому что воздух между гранями каждой песчинки исчез, мокрые грани слиплись  и держат друг друга.

  Дети делают «пироги».

 - Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные песчинки прикреплены между собой, имеет специфический запах.

Физкультминутка.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).

- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)

- Воспитатель: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества.

- Хотите проверить?

 Вывод: песок пропускает воду.

Опыт 4.

- Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.

Дети делают самостоятельно.

Сравним!!!

Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.

- Как изменилась вода? (стала прозрачной)

 Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а вредные примеси задерживает.

  Воспитатель:

 -А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников.

 -Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!

  -Ребята, какого цвета песок?

 Поисково - творческий вопрос:

 -Как сделать, чтобы он стал разноцветным?

 -Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.

 Поделка "Радуга в бутылке"

1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.

2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.

 Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.

 3. Закрутим крышку.

 Воспитатель: Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!

4. Вывод

- Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Поиграем с солнышком»

Цель: создание условий для познавательной активности  детей.Задачи:- обогащать представления детей о весенних признаках;- содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему "Овощи"

Открытое заниятие по познавательному развитию в старшей группе на начало года на тему "Овощи"....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Особенности песка» в старшей группе

Цель: Формирование наблюдательности, интереса к экспериментированиюЗадачи: Познакомить детей с составом и свойствами природного песка;Развивать способности овладевать средствами познавательной деятель...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) ТЕМА: « НА ПОМОЩЬ ИНОПЛАНЕТЯНАМ!»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА: « НА ПОМОЩЬ ИН...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Капельки подружки».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек»          Конспект открытого занятия по познавательн...