«Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Тема проекта: «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
При реализации проекта мы используем такие современные педагогические технологии, как:
- Игровая технология (квест-игра, театрально-игровая деятельность)
- Технология исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология ТРИЗ
Цель проекта - создание условий для организации эффективной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через использование современных педагогических технологий; формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи проекта:
- Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
- Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
- Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
- Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
- Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.
- Организация экологическое образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
- Повышение уровень усвоения ребенком предметного содержания экологического обучения в форме игры.
- Развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
- Привлечение внимания родителей к данной теме, вооружение их элементарными знаниями и навыками в использовании современных педагогических технологий в экологическом воспитании.
Продукты проекта:
План по экологическому воспитанию детей, путем использования различных современных педагогических технологий и дидактических игр для детей старшей группы, составленный с учётом требований ФГОС ДО;
Консультации и рекомендации для родителей;
Наглядный демонстрационный материал;
Картотеки;
Дневник наблюдений за растениями;
Конспект занятия;
Макеты;
Дидактические игры;
Фотоотчет о проделанной работе.
Методы реализации проекта:
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы о природе, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций о природе, картин, фотографий, рисунков, поделок, др.;
• игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, ситуации, общения;
• инновационные - использование элементов ТРИЗ при проведении опытов, проведение ООД в форме квест-игры.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_gruppy_no_5.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 294»
ПРОЕКТ
«Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
Старшая группа № 5
Выполнила:
Воспитатель
Пыхова Анастасия Дмитриевна
Белякова Людмила Николаевна
г. Нижний Новгород
2019 год
Тема проекта: «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
Участники:
- Дети старшего дошкольного возраста группы № 5:
списочный состав – 21 человек, из них в проекте участвовали – 19 человек.
- Воспитатели старшей группы № 5 Пыхова А.Д., Белякова Л.Н.;
- Родители воспитанников.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 01 марта – 31 марта 2019 года.
Актуальность проекта:
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Проектно-исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются первые творческие проявления.
Для повышения эффективности организации экологического воспитания детей дошкольного возраста мы использовали современные педагогические технологии.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
В проекте представлены некоторые педагогические технологии и их эффективное использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология;
• технология «ТРИЗ» и др.
При реализации проекта мы используем такие современные педагогические технологии, как:
- Игровая технология (квест-игра, театрально-игровая деятельность)
- Технология исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникативная технология
- Технология ТРИЗ
Цель проекта - создание условий для организации эффективной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через использование современных педагогических технологий; формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи проекта:
- Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
- Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
- Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
- Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
- Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.
- Организация экологическое образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
- Повышение уровень усвоения ребенком предметного содержания экологического обучения в форме игры.
- Развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
- Привлечение внимания родителей к данной теме, вооружение их элементарными знаниями и навыками в использовании современных педагогических технологий в экологическом воспитании.
Продукты проекта:
План по экологическому воспитанию детей, путем использования различных современных педагогических технологий и дидактических игр для детей старшей группы, составленный с учётом требований ФГОС ДО;
Консультации и рекомендации для родителей;
Наглядный демонстрационный материал;
Картотеки;
Дневник наблюдений за растениями;
Конспект занятия;
Макеты;
Дидактические игры;
Фотоотчет о проделанной работе.
Методы реализации проекта:
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы о природе, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций о природе, картин, фотографий, рисунков, поделок, др.;
• игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, ситуации, общения;
• инновационные - использование элементов ТРИЗ при проведении опытов, проведение ООД в форме квест-игры.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | Анкетирование родителей Составление плана реализации проекта Составление конспекта ООД «Квест-игра «Загадки тетушки Непогодушки» для педагогов и родителей. Изучение методической литературы Беседа с детьми Оформление картотеки экологических игр | 01.03.2019г. – 07.03.2019г. | Воспитатели Пыхова А.Д. Белякова Л.Н. |
Основной | 1.Обогощение эколого–игровой среды. 2.Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций. 3. Наблюдения за объектами живой и неживой природы. 4. Проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию с применением ТРИЗ-технологии. 5.Подготовка стенгазеты «Экология в картинках». 6.Организация выставки рисунков на тему «Волшебный мир зверей и птиц" 7.Разработка дидактических игр. 8.Организация опытнической деятельности и экспериментирования по экологическому воспитанию. 9.Труд и наблюдение в уголке природы группы. 10.Изготовление макетов для экологического центра, привлечение родителей воспитанников для их изготовления. 11.Показ развивающих фильмов по экологическому воспитанию для детей. | 11.03.2019г. – 24.03.2019г. | Воспитатели Пыхова А.Д. Белякова Л.Н. |
Завершающий | 1.Проведение открытой ООД по экологическому воспитанию «Квест-игра «Загадки тетушки Непогодушки» для педагогов и родителей. 2.Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете | 25.03.2019г. – 31.03.2019г. | Ст. воспитатель, воспитатели Пыхова А.Д. Белякова Л.Н. |
Управление проектом:
• Руководители проекта — воспитатели старшей группы № 5 Пыхова А.Д. и Белякова Л.Н.
• Участники проекта – воспитатели старшей группы № 5 Пыхова А.Д. и Белякова Л.Н., дети старшей группы № 5, родители старшей группы № 5.
• Эксперт – старший воспитатель Румянцева О.Г.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с.
2. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.-232 с.
3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
4. Николаева С.Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников»; издательский центр «Академия» 1999.
5. Калинин В.Б. Вестник АсЭко: ресурсная база гуманистической модели экологического образования // Вестник АсЭкО–Все об экологическом образовании детей. No 1(15). –1998. –С. 5.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. сост.: Л.С. Киселёва, Г.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 издание; испр. и доп. – М.: Аркти, 2006 – 96 с.
7. Проектная деятельность в детском саду: Наука и педагогическая практика / сост. Т.В. Миркулова, Е.А. Дубинина, Г.А. Котова, К.Ю. Белая – М.: Школьная пресса, 2010.- 64 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып.235)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
проект для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий ...
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием современных педагогических технологий.
Мелкая моторика — что это?Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординир...
«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...