«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка
на тему
«Социально-нравственное воспитание
детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_e.s._metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 138.16 КБ |
mironova_e.s._prilozhenie_1.docx | 1.85 МБ |
prilozhenie_3_1.docx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
г. Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
муниципального образования
города Братска
г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru
Методическая разработка
для участия в конкурсе молодежных работ
«Педагоги России: судьбы и идеи»
на тему
«Социально-нравственное воспитание
детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»
Подготовила:
Воспитатель
Миронова Екатерина Сергеевна
Братск, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 3 |
Актуальность | 4 |
Цель, задачи | 4 |
Инструменты и оборудование | 5 |
Основная часть | 5 |
Заключение | 8 |
Список использованной литературы | 8 |
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка включает в себя описание наставнической практики на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий».
В основе образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении лежат концептуальные положения социального конструктивизма, родоначальником которого является Л.С. Выготский. Поэтому на принципе совместного действия – со-конструкции, когда активны все участники социальных отношений, в которые включен ребенок, строится мой подход к работе с детьми.
Именно на идее со-конструктивизма построены современные образовательные технологии «План-дело-анализ» и «Детский совет» Л.В. Михайловой-Свирской, которые я использую в своей педагогической деятельности и о реализации которых рассказано в данной методической разработке.
А инновационная технология Н.П. Гришаевой «Технология эффективной социализации», как никакая другая направлена на социализацию детей дошкольного возраста.
Внедрение новых технологий невозможно без изучения работ отечественных педагогов, ведь все новое – это хорошо забытое старое. Поэтому наряду с Л.С. Выготским, я использую идеи таких педагогов, как А.С. Макаренко, который считал, что «приобщение детей к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности». А также мной используются идеи К.Д. Ушинского, который убежден, что «без национальной идеи, без патриотического духа не может быть осуществлено воспитание полноценного гражданина России».
Разработчиком является воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 41» муниципального образования города Братска Иркутской области Миронова Екатерина Сергеевна. Мне 30 лет. Стаж работы – 5 лет.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, Россия, образование, современные инновационные технологии.
Актуальность методической разработки
«Ребенок учится по своей программе…
Программа взрослых в той мере принимается ребенком,
в какой она становится его собственной».
Л.С. Выготский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач социально-нравственного воспитания воспитанников:
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Размышляя над тем, как выполнить требования ФГОС ДО, я пришла к выводу, что в этом мне помогут современные инновационные технологии.
Целью моей наставнической практики является осуществление социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий.
Задачи, которые решались в рамках данной практики, определены для всех участников образовательного процесса:
Для детей:
1. Создать условия для социально-нравственного развития детей через совместную с родителями и педагогами познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, инициативность, креативность, коммуникативные и другие базовые качества личности.
3. Воспитать нравственно-патриотические качества дошкольников, любовь к родному городу, уважительное отношение к труду.
Для родителей:
1. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, социальной адаптации в обществе.
2. Сформировать у родителей представления о социально-нравственном развитии детей через совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность.
Для педагогов:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников, их социальной адаптации в обществе.
2. Организовать мотивирующую образовательную среду, направленную на социально-нравственное воспитание дошкольников, для совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Адресная группа: дети дошкольного возраста.
Инструменты и оборудование
В рамках данной практики было проведено много мероприятий различного плана, для каждого использовались свои инструменты и оборудование в зависимости от темы, цели и задач.
Некоторые мероприятия представлены в приложениях.
Но во всех использовались информационно-коммуникационные технологии: компьютеры, видеопроектор, интерактивная доска, видеофильмы, презентации, а также оборудование -лаборатории.
Основная часть
Я выстраиваю образовательную деятельность по новым технологиям:
- «Детский совет»;
- «План – дело – анализ»;
- технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой;
- «Event-технология»;
- Технология «Детское портфолио» (Приложение 1).
Моя задача, как педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы был соблюден баланс инициатив, то есть я и мои воспитанники являемся равноправными партнерами (со-конструктивизм Л.С. Выготского) (Приложение 2).
Используя технологии «План-дело-анализ» и «Детский совет» Л.В. Михайловой-Свирской, мы вместе выбираем тему проекта, вместе его реализуем. У детей всегда есть право выбора при выборе деятельности, способов получения информации, достижения результатов. Всегда учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника. Стараюсь создать атмосферу эмоционального комфорта, саморазвития ребенка, творчества, игры, общения.
Всё это обеспечивает детскую активность, инициативность, самостоятельность, право выбора ребенком содержания, вида и способов деятельности, партнеров, формы конечного результата.
Для того, чтобы проследить последовательность и особенности развития ребенка мной используется технология «Детское портфолио», основанная на индивидуальной работе с ребенком и его семьей, направленная на фиксацию процесса развития дошкольника и его достижений в различных образовательных областях. В оформлении портфолио принимают участие все участники образовательных отношений: родители, мы, педагоги и, конечно, наши дорогие ребятишки.
Для отслеживания индивидуального развития детей в приемной группы оформлен стенд «Мои успехи» с фотографиями детей. Каждый день я размещаю напротив фотографии на стикере достижения, результаты деятельности каждого воспитанника
Технология «План-дело-анализ» обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности и обеспечивает детям позицию полноправных ее субъектов:
- влияние на выбор темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта;
- роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей;
- реализация своих интересов, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности посредством самостоятельного принятия решения об участии или неучастии в общем проекте.
Каждое утро мы начинаем с утреннего сбора. У нас уже есть свои традиции. Звучит песня, дети собираются в круг, усаживаются на подушечки, каждый по очереди рассказывает о своих новостях. В конце обязательно произносим речовку на сплочение детского коллектива.
После завтрака в рамках технологии «План-дело-анализ» мы проводим групповой сбор, на котором дети вспоминают, что они уже узнали или сделали в рамках проекта или темы недели, затем я мотивирую детей на новую деятельность, презентую центры активности, то есть объясняю, чем они смогут заняться сегодня. После этого дети сами делают выбор, чем они хотят заниматься, и расходятся по центрам.
Работа в центрах активности осуществляется на основе самоопределения. Мной ведется наблюдение за детьми, при необходимости я оказываю недирективную помощь и поддержку, обучаю желающих в одном из центров. В других центрах в это время работают с детьми или младший воспитатель, или родители, которые играют важную роль в образовательном процессе, помогая планировать и реализовывать образовательные события.
После работы в центрах активности обязательно проводится итоговый круг, задача которого организация процесса рефлексии и демонстрация общих итогов работы в центрах. Именно здесь, наблюдая за высказываниями детей, я анализирую, выполнены ли те задачи, которые поставила, и делаю выводы, прогнозирую дальнейшую деятельность.
Широко применяю технологию «Детский совет», которая дает возможность каждому ребенку быть соавтором коллективной жизни группы, вносить в нее то, что ему интересно в данный момент, делиться тем, чем он сам увлечен, озабочен, узнать, что думают по этому поводу его сверстники.
Вместе с детьми на детском совете мы выбираем тему проекта, используя технологии «Модель трех вопросов» и «Паутинка», разрабатываем план мероприятий по его реализации. Во время такого совместного общения каждый воспитанник чувствует свою значимость, имея возможность высказаться, внести свои предложения, и, зная при этом, что он будет услышан (Приложение 3).
Технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой соответствуют ФГОС ДО, позволяя сформировать и развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
В дошкольном учреждении я являюсь одним из организаторов клубных часов. Вместе с педагогами участвую в разработке плана, подбираю интересные задания для ребят на своей станции в соответствии с темой ситуации месяца (Приложение 4).
В конце занятия я провожу рефлексивный круг, задача которого организация процесса рефлексии и демонстрация общих итогов работы в центрах. Именно здесь, наблюдая за высказываниями детей, я анализирую, выполнены ли те задачи, которые поставила, и делаю выводы, прогнозирую дальнейшую деятельность.
Используя Event–технологию, мы превращаем реализацию детско-взрослых проектов в яркие и запоминающиеся образовательные события. Одним из таких событий стал «Марафон профессий», за время проведения которого мои воспитанники многому научились: искать пути решения проблемы, добывать информацию самостоятельно, работать с полученными материалами, систематизировали свои знания о профессиях, которые имеются в нашем городе. Они обрели навыки работы в команде, сообща, договариваясь и помогая друг другу (Приложение 5).
Совместное планирование – это технология со-конструктивного подхода, где одинаково востребованы активность и инициатива педагога и детей. А детско-взрослые проекты – это увлекательный способ реализации своих планов (Приложение 6). В рамках детско-взрослого проекта «Я живу в Братске» была проведена образовательная деятельность «Братск: прошлое, настоящее и будущее» (Приложение 7, 8, 9, 10, 11).
Такая организация образовательной деятельности предполагает структурное (центры детских интересов) и содержательное (разнообразие познавательной информации и видов деятельности) формирование предметно-пространственной среды, которая становится образовательным ресурсом, где ребенок, действуя, исследуя, играя, развивается в соответствии со своими инициативами и возможностями.
Помещение группы разделено на несколько центров детских интересов с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Большая часть оборудования, материалов доступна для детей, привлекательна и стимулирует к активной деятельности. В группах имеются индивидуальные разнообразные, регулярно меняющиеся варианты демонстрации детских работ. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически обновляется, дополняется в зависимости от темы недели или проекта. В группе оформлена информационная стена (ИС) – важный компонент мотивирующей образовательной среды (Приложение 11).
Заключение
Таким образом, главное преимущество инновационных технологий, которые я использую в работе с детьми, в том, что такая форма организации образовательной деятельности способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Насыщенная событиями жизнь моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого воспитанника, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствования.
И в этом заслуга всех участников образовательной деятельности: детей, их родителей, педагогов. Ведь успешный ребенок – есть живое воплощение педагогического успеха.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Издательство: Перспектива, 2022. – 224 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – Издательство: АСТ, Серия: Эксклюзив: Русская классика, 2021. – 576 с.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Издательство: АСТ,
Серия: «Эксклюзив: Русская классика», 2023 г. – 512 с.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Издательство: Эксмо,
Серия: Всемирная литература, 2023 г. – 640 с.
5. Макаренко А.С. Моя система воспитания. – Издательство: АСТ,
Серия: Классики педагогики, 2016 г. – 672 с.
6. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. –80 с.
7. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2018. – 96 с.
8. Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 144 с.
9. Михайлова-Свирская Л.В. Педагогические наблюдения в детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 128 с.
10. «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013 г. № 1155 с приложением.
11. «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского как ценностный ориентир патриотического воспитания». – Издательство: Педагогическое общество России, 2016г.
12. Социокультурная теория Выготского, 2021г. https://ru1.nsp-ie.org/teoria-sociocultural-de-vygotsky-40d4b8-2a88e2
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
проект для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий ...
Тема : Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных инновационных технологий.
Тема : Создание условий для творческих способностей детей посредством использования современных инновационных технологий. Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одно...
РМО Доклад «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий»
Доклад «Речевое развит...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий
логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...
Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий
Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: «Становление и развитие личности ребенка».Современный педагог...
Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий.
Презентация о формировании эколого-краеведческих компетенций компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий....