Конспект познавательного занятия "Необыкновенное путешествие" с использованием ИКТ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-речевое занятие по теме: "Дикие и домашние животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_i_domashnie_zhivotnye.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по разделу «Дикие и домашние животные» (с использованием ИКТ)
Подготовила:
Тема занятия: «Необыкновенное путешествие».
Цель: обогащать и систематизировать знания детей по теме «Домашние и дикие животные»; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
1.Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, необходимая среда обитания.
2.Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения, расширять словарный запас (закрепление слов: травоядные, хищные, всеядные, лесник); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
3.Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы. Презентация «Дикие животные»; картинки с животными: корова, лошадь, собака, кошка, мышь; изображение надворных построек, следов животных; аудиозапись «Звуки весны», мелодии «Поезд»; ватные палочки.
Предварительная работа: Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»».
НОД:
1.Организационный момент.
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение,
-Ребята, нам пришло письмо от бабушки Матрёны. Хотите узнать, что в нём написано.
Оказывается, бабушка Матрёна приглашает, нас к себе в гости. Хотите в гости? Тогда отправляемся в волшебное путешествие. Закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Крибле- крабле – бумс».
2.В гостях
Посмотрите, ребята, какая красивая избушка. Давайте позовём бабушку.
Б. Ой заработалась я ребята, слышу, слышу. Сколько ко мне гостей.
Б.Здравствуйте ребята! Какие вы молодцы, что заглянули ко мне в гости.
В.Бабушка, а ты живёшь здесь одна?
Б.Нет, ребята, не одна. У меня есть много помощников и друзей. Хотите с ними познакомиться. Милости прошу. А пока вы будете знакомиться с ними, я вам приготовлю угощение.
В. А чтобы узнать, кто живёт у бабушки надо отгадать загадки.
1)«С хозяином дружит, дом сторожит.
Живёт под крылечком, а хвост колечком». (собака).
-Давайте назовём жилище собаки? ( конура)
-Какое это животное, дикое или домашнее? Почему?
-Какую пользу приносит хозяину? (охраняет дом).
-Ребята все животные рождают детёнышей и заботятся о них.
-Как называют детёныша собаки? (щенок).
2)А кто же это?
«В магазине не была,
На базаре не была,
А домой пришла
Молока принесла
Молока кому?
Хозяину своему?»
-А как называется жилище коровы? ( хлев).
-Чем питается корова?
-Как называется детёныш коровы? (телёнок).
- Какое это животное, дикое или домашнее? Почему?
-Какую пользу приносит корова для человека? (даёт молоко)
-А что можно сделать из молока? (сметану, кефир, масло).
3)А это кто ребята?
Сани возит он в мороз,
А в жару — телегу, воз,
Любит сено и траву
Ну и как её зовут?(лошадь)
-Назовите жилище лошади? (конюшня)
-Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)
-Лошадь это дикое или домашнее животное? Почему?
-Как лошадь помогает человеку? (пашет, баронет, возит дрова)
4) «А кто это, сидит на крылечке.
Часто умывается, а с водой не знается?»
-А кошка где живёт у человека? (в доме)
-А какую приносит пользу? (ловит мышей, поднимает настроение)
-Как называют детёныша кошки?
-Ребята, как называют этих животных?
-Почему домашними?
Потому что о них заботится человек. Как он заботится?
И многие домашние животные помогают человеку в его делах.
5) Ребята, а это кто?
«Маленький рост,
Длинный хвост,
Собирает крошки
Прячется от кошки» (мышка)
-Какое это животное дикое или домашнее? Почему?
Где живёт мышка? (в норке)
Правильно! Молодцы!
6)Ребята, вы слышите, кто-то плачет? У кого-то беда.
-Кто это, дети? (кролик)
Что у тебя случилось? Пропал малыш, он убежал в лес потерялся и там один теперь, голодный. Ребята давайте маме-крольчихе поможем найти её крольчонка и возьмём гостинец ему.
Что ест крольчонок? (морковку, капусту)
3.Путешествие в лес. А вы знаете как надо вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, чтобы зверей не испугать.
Воспитатель: А что же можно делать в лесу?
Дети: Наблюдать, смотреть, слушать, можно помочь кому-то…
Воспитатель: А на чем можно в лес отправиться?
Я предлагаю отправиться за кроликом в волшебный лес на поезде.
Ну а теперь ребята, занимайте свои места и вместе с песенкой отправляемся:
«Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят».
Вот мы и приехали. Посмотрите как красиво кругом, какие большие деревья. Какой здесь свежий, чистый воздух.
Дыхательная гимнастика «Запах леса» вдыхаем через нос запахи леса- это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 раза).
Кого мы можем встретить в лесу?
-Как можно назвать этих животных одним словом? (дикие)
-А почему их называют дикими? (сами о себе заботятся, строят жилище)
-А еще, ребята, животные делятся на: травоядных, хищных и всеядных.
-Как вы думаете травоядные чем питаются? (растительной пищей).
-А чем питаются хищники? (другими животными).
-А чем питаются всеядные животные? (и растительной пищей и другими животными).
4.Встреча с животными.
Посмотрите, ребята, сколько много разных следов на снегу. Интересно, чьи они? А хотите узнать?
-Будьте внимательными, идите за мной по следам, нельзя разбегаться.
-Почему? (Чтобы не потеряться).
-Нельзя шуметь в лесу, кричать. Почему? (Чтобы не испугать лесных жителей).
-Посмотрите, ребята, кто это:
«День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком» (волк).
-Дети, а какой волк? (зубастый, голодный, злой).
-А чем питается волк? (другими животными)
-Значит он, какое животное? (хищное)
-Объясните пословицу - «Волка ноги кормят». У них длинные, сильные ноги и долго могут бежать за добычей.
-А как вы думается, волк полезное животное или вредное? ( Полезное)
Он питается только слабыми и больными животными, что способствует выживанию остальных зайцев. Ведь здоровые зайцы быстрые и могут убежать.
А это кто прячется рыжий за деревом.
«Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый
А зовут её» (лисица)
-Дети, какая лиса? (быстрая, ловкая, рыжая, пушистая)
-А чем она питается? (зайцами, мышами, птицами)
-Значит лиса какое животное? (хищное)
-Ребята, а вы знаете, что означает выражение «лиса- мышкует» (ловит мышей). Она может долго сидеть, вытянув шею и наблюдать, где появится мышка.
Давайте попрощаемся с лисичкой.
Ребята, а вы знаете кто такой «лесник».
Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
Я буду, говорит слова, и показывать движения, а вы будете повторять их за мной.
Физкультминутка "Лесник"
Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой - крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону - вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер -
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и - пожар. (Приседание и поднимание рук вверх - имитация пламя огня) Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше.
Ребята, а что это за бугорок, кто же здесь живёт? Давайте поближе подойдём.
«Кто в берлогу спать ложится-
Волк, медведь или лисица?» (медведь)
-Ребята, какой медведь? (большой, сильный, ленивый)
-А чем питается медведь? ( грибами, ягодами, травой, рыбой, другими животными)
Значит, какое это животное? (всеядное)
Что делает медведь зимой? (спит)
Впадает в спячку.
Спячка-это малоподвижный, сонный образ жизни.
А вы знаете, что зимой в берлоге родятся медвежата совсем крошечные детеныши. Они весят всего полкилограмма. У такой большой мамы такой маленький детёныш. (интересно, правда)? А это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если медвежонок был большой, ему надо было много еды, то есть молока.
-А вы знаете, что будет, если медведя разбудить зимой?
А мы знаем игру про медведя.
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шумите , И медведя не будите. (пальчик к губам, шепотом)
Давайте потихоньку уйдём дальше, чтобы не разбудить. Иначе он рассердится, что мы побеспокоили его раньше времени.
Ребята, давайте устроим небольшой привал и поиграем в игру «Звери заблудились».
Ребята, в лесу живут какие звери? (дикие)
А у бабушки Матрены? (домашние)
Вот представьте себе, если бы дикие звери стали жить дома у человека, а домашние в лесу, что было бы. Подумайте.
Например, лиса, стала домашним животным. Какая она? (Она поела кур, уток)
А представьте, какой волк? (злой, опасный).
А медведь, ребята, спит всю зиму? А когда проснётся, будет тоже злой и голодный.
И пользы от них никакой. Поэтому пусть они живут в лесу. А домашние животные: корова, лошадь, свинья жить в лесу не смогли бы, почему? (они сами не могут строить себе жилище, заготавливать корм и защищать себя)
Поэтому пусть дикие живут в лесу, а домашние рядом с человеком.
Ребята, пойдёмте дальше по следам, может, встретим крольчонка?
Как здесь красиво, но чего-то не хватает? Какое сейчас время года? (весна настала)
Солнышко светит но, не греет. У него нет совсем лучиков. Давайте их с вами нарисуем. А рисовать мы будем пальчиками. Отогреем солнышко от зимы.
Посмотрите, ребята, как сразу стало в лесу, тепло от нашего солнышка и радостно. (Музыка весны)
Ой, да это же наш кролик. Не бойся, мы тебя не обидим, отнесём к маме.
-Ты, наверное, голодный?
-Давайте угостим кролика!
-Что у нас в корзинке есть? (морковь, капуста.)
А пока он ест, за ним понаблюдаем.
-Какая у него мордочка?
-Какие глаза, уши, хвост?
-Почему кролик прыгает, а не ходит? (Кролик прыгает потому, что у него задние лапы длиннее передних.)
- Обратите внимание на его уши. Какие у него повадки? При испуге он прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их.
-Какая шерсть у него? Давайте погладим.
Ну вот, ребята, теперь нам пора возвращаться. Нас у леса поезд ждёт. Дети идут.
Выходят к поезду. Встают друг за другом, образуя поезд. И напевая песню «уезжают». Аудиозапись мелодии «Поезд».
«Вот поезд наш идёт,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят».
Итог. -Молодцы ребята, вы в лесу не заблудились и крольчонка нашли.
Б.Спасибо, ребята вам за помощь. Да какие вы добрые, умные, смелые. Угощайтесь моими пирожками.
-Давайте поблагодарим бабушку и расскажем ей, каких животных мы сегодня встретили в лесу.
-Какие они домашние или дикие?
-А каких вы ещё знаете диких животных?
-Почему они дикие? А какие животные живут у бабушки? Каких можно назвать одним словом? (домашние) Почему их называют домашними?
Молодцы!
А нам пора домой. Попрощаемся со всеми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы. Тема: "Уши, носик и глаза - помогают нам всегда"
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов» (подготовительная группа)
Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ «Удивительные предметы. Мир магнитов»(подготовительная группа) Программное содержание: Знакомство с поняти...
Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова "Мандариновая страна" (подготовительная группа)
Для того чтобы увлечь старших дошкольников исследовательской практикой, получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нем, не обязательно ждать специальных занятий. Необх...
Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова (подготовительная группа) "Тайное письмо".
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Ре...
Конспект познавательного занятия с использованием инновационных методик «Улица полна неожиданностей»
Как можно раньше объяснить ребенку, где и как правильно переходить дорогу,познакомить его с основными, наиболее часто встречающимися дорожными знаками, а главное научить всегда соблюдать правила дорож...
Конспект познавательного занятия с использованием опытов «Волшебница-вода»
Цель:-Формировать у детей представления о качественных измененияхводы и ее свойствах.Задачи:-Познакомить детей со свойствами воды (отсутствие собственнойформы, прозрачность, плотность, растворимость)....
Конспект познавательной деятельности с использованием интерактивной технологии «калейдоскоп подсказок» с детьми подготовительной к школе группы на тему «Книга – источник знаний»
Цель: Расширять представления детей о книгах, используя интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок». Уточнять знания о том, что такое «библиотека» и кто в ней работа...