Проект по экспериментально - исследовательской деятельности.«Лаборатория удивительных превращений»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Семечкова Наталья Николаевна

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?                                                                                                                                                                                                                                                            Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx74.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект  по экспериментально - исследовательской деятельности

( подготовительная к школе группа)

«Лаборатория удивительных превращений»

Картинки по запросу "картинки для детей по опытам"

Пояснительная записка

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?                                                                                                                                                                                                                                                            Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.                                                                                                                                            Специально организованная исследовательская деятельность позволяет  воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три  года – практически единственным способом познания мира.

Актуальность: Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам ведь дошкольники – прирожденные исследователи.                                                                                                                                                                                                                     В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности  идет развитие психических процессов - развитие памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.                                                                                                                                                                                                                                                     Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.                                         Когда воспитанники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности своего дела.

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

     Задачи проекта:

     Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

     Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей;  

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;    

     Развивать наблюдательность;

     Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация           связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей. 

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный (февраль-август)

Состав участников:  воспитатели, дети подготовительной к школе  группы и их родители.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности для реализации проекта  : 

Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия.  Наблюдения в природе. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента. Целевая прогулка.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный).

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме. ( Февраль)

2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта. ( Февраль)

3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

     II этап – внедренческий.

     1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (Февраль-Август)

     2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей   (Февраль-Август)

     III этап – итоговый (обобщающий).

1 Определить эффективность проведённой работы (Август)

2 Провести анализ полученных результатов (Август)

На сегодняшний день в подготовительной к школе группе создана мини-лаборатория «Удивительные превращения предметов»   

Перечень оборудования мини- лаборатории «Удивительные превращения предметов»   

    Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, магниты, прозрачные и не прозрачные сосуды     разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители: ягодный сироп, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки

Перспективное планирование проекта

Март

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: ООД: «Волшебный камень-магнит»

Сформировать представление о свойствах магнита

Двигательная деятельность: физминутка

Соц.-комм.деятельность: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы,

«Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

 Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)        

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Апрель

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, банка.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1:ООД: «Свойства воздуха»

Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Двигательная дея-ть: динамическая пауза, игра с мячом

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

«Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) .  физминутка «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха.

Худ.-эстетич.деят.

«Рисование мыльными пузырями»                                      

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема 4: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

«Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.    

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

     

Май

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

«Волшебная вода» (колорит).   Формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

«Волшебная вода» («Красочные брызги»).

Домашнее задание-эксперимент: «Поможем воде стать чистой»

Тема 3: ООД: «В гостях у Капитошки»

Совершенствовать представления детей о состояниях воды.

Двигательная дея-ть: динамическая пауза.

Предложить родителям вместе с детьми организовать целевую прогулку к водоёму .

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

«Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).  

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Июнь

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема 1: «Домашняя засуха»

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Соц.-комм.деятел. Труд в уголке природы. (Рыхление почвы разными способами )    

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2: : «Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы

Соц.-комм.деятел. Работа в огороде.                    

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Тема3: «Свойства почвы»

Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Худ.-эстет.деят.: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве».

 Порекомендовать родителям провести опыт: Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой.

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Худ.-эстет.деят.: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Худ.-эстет.деят.:Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы. Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

Посадка деревьев(саженцев) на участке.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Тема: «Лес – как экосистема»   Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Памятка: «Береги лес!»

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Худ.-эстет.деят: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)  Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

      Август

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины.

Худ.-эстет.деят: Лепка из глины по замыслу.  

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 2: «Песочные часы»

Продолжить знакомство с песочными часами.

Худ.-эстет.деят: «Песчаные художники»  

Создание альбома: «Наши открытия»

Тема 3: « Песочная страна»

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познавательная деятельность (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной меры.

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 4:  КВН «Мы - экспериментаторы»

Развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.

Худ.-эстет., двигательная деятельность.

Итоговое мероприятие с родителями.

Литература

1.Дыбина О. В.  "Ребёнок в мире поиска";                                                                                                                                                                                           2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);                                                                                                                                                                                                     3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;                                                                                                                                                                                      4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».                                                5.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.                                                                                                                                              6.Николаева  Н. Н. «Юный эколог»;                                                                                                                                                                                                                 7.  Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»;                                                                                                                                                                                                                           8. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;                                                                                           9.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.                                                                                                         10.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория".

Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности......

Экспериментально – исследовательской образовательный проект «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»

    Дети дошкольного возраста- это пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, сон. В процессе иг...

ООД по познавательному развитию «Электрические чудеса» в рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук» с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:  «Электрические чудеса»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая группаФорма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...

Проект по экспериментально- познавательной деятельности "Лаборатория Всезнайки " для подготовительной к школе группе

Проект являеться долгосрочным , расчитан на 7 на 7 месяцев.Каждую неделю проводим опыт совместно с детьми, дети выдвигают различные гипотезы.....

Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...