Проект по экспериментально - исследовательской деятельности.«Лаборатория удивительных превращений»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 74.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности
( подготовительная к школе группа)
«Лаборатория удивительных превращений»
Пояснительная записка
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение? Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Актуальность: Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам ведь дошкольники – прирожденные исследователи. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности идет развитие психических процессов - развитие памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт. Когда воспитанники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, то научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности своего дела.
Цель проекта:
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Развивать наблюдательность;
Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (февраль-август)
Состав участников: воспитатели, дети подготовительной к школе группы и их родители.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности для реализации проекта :
Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия. Наблюдения в природе. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента. Целевая прогулка.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный).
1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме. ( Февраль)
2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта. ( Февраль)
3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
II этап – внедренческий.
1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности (Февраль-Август)
2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей (Февраль-Август)
III этап – итоговый (обобщающий).
1 Определить эффективность проведённой работы (Август)
2 Провести анализ полученных результатов (Август)
На сегодняшний день в подготовительной к школе группе создана мини-лаборатория «Удивительные превращения предметов»
Перечень оборудования мини- лаборатории «Удивительные превращения предметов»
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, магниты, прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки
Перспективное планирование проекта
Март
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с родителями | ||
Тема 1: ООД: «Волшебный камень-магнит» | Сформировать представление о свойствах магнита | Двигательная деятельность: физминутка Соц.-комм.деятельность: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. | Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» | ||
Тема 2: Притягивает - не притягивает | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, | «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. | ||
которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; | |||||
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. | Совместное создание кукольного театра на магнитах. | ||
Тема 4: Рисует магнит или нет | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; | «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) | Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. | ||
Апрель «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, банка. | |||||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с родителями | ||
Тема 1:ООД: «Свойства воздуха» | Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха. | Двигательная дея-ть: динамическая пауза, игра с мячом | Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» | ||
Тема 2: Парусные гонки | Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании | «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) . физминутка «Ветер» | Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. | ||
Тема 3: Вдох - выдох | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха. | Худ.-эстетич.деят. «Рисование мыльными пузырями» | Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». | ||
Тема 4: В воде есть воздух | Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. | «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. | Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | ||
Май | |||||
«Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | |||||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с родителями | ||
Тема 1: Пар — это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | «Волшебная вода» (колорит). Формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием. | Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. | ||
Тема 2: С водой и без воды | Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | «Волшебная вода» («Красочные брызги»). | Домашнее задание-эксперимент: «Поможем воде стать чистой» | ||
Тема 3: ООД: «В гостях у Капитошки» | Совершенствовать представления детей о состояниях воды. | Двигательная дея-ть: динамическая пауза. | Предложить родителям вместе с детьми организовать целевую прогулку к водоёму . | ||
Тема 4:Вода не имеет формы | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. | «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). | Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. | ||
Июнь Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. | |||||
Тема 1: «Домашняя засуха» | Дать представление о том, что в земле есть вода. | Соц.-комм.деятел. Труд в уголке природы. (Рыхление почвы разными способами ) | Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» | ||
Тема 2: : «Где лучше расти» | Знакомство со свойствами почвы | Соц.-комм.деятел. Работа в огороде. | Сбор природного материала для поделок, экспериментов. | ||
Тема3: «Свойства почвы» | Помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы. | Худ.-эстет.деят.: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве». | Порекомендовать родителям провести опыт: Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой. | ||
Тема 1: Тонет - не тонет | Знакомство со свойствами коры дерева | Худ.-эстет.деят.: «Чудо-дерево» (оттиск корой) | Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях | ||
Тема 2: Посадим деревце | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему | Худ.-эстет.деят.:Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы. Инсценировка произведения:» Чудо-дерево» | Посадка деревьев(саженцев) на участке. | ||
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Тема: «Лес – как экосистема» Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений | Памятка: «Береги лес!» | ||
Тема 4: Почему осенью опадают листья? | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. | Худ.-эстет.деят: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень». | Сбор и оформление гербария. | ||
Август «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | |||||
Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Интеграция образовательных областей | Взаимодействие с родителями | ||
Тема 1: Песок и глина – наши помощники. | Уточнить представления о свойствах песка и глины. | Худ.-эстет.деят: Лепка из глины по замыслу. | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | ||
Тема 2: «Песочные часы» | Продолжить знакомство с песочными часами. | Худ.-эстет.деят: «Песчаные художники» | Создание альбома: «Наши открытия» | ||
Тема 3: « Песочная страна» | Закрепить знания детей о свойствах песка. | Познавательная деятельность (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной меры. | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент | ||
Тема 4: КВН «Мы - экспериментаторы» | Развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. | Худ.-эстет., двигательная деятельность. | Итоговое мероприятие с родителями. |
Литература
1.Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6.Николаева Н. Н. «Юный эколог»; 7. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»; 8. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 9.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 10.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности "Лаборатория".
Конспект развития познавательно-исследовательской деятельности......
Организованная образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности "Лаборатория воды"
ООД "Лаборатория воды"...
Экспериментально – исследовательской образовательный проект «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»
Дети дошкольного возраста- это пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки, сон. В процессе иг...
Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Это удивительная бумага»
Формирование представлений о бумаге....
ООД по познавательному развитию «Электрические чудеса» в рамках реализации проекта по экспериментально-исследовательской деятельности «Лаборатория удивительных наук» с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Электрические чудеса»Образовательная область: познавательное развитиеВозрастная группа: старшая группаФорма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-ис...
Проект по экспериментально- познавательной деятельности "Лаборатория Всезнайки " для подготовительной к школе группе
Проект являеться долгосрочным , расчитан на 7 на 7 месяцев.Каждую неделю проводим опыт совместно с детьми, дети выдвигают различные гипотезы.....
Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...